>> Dave Johnson.Tricks for Photographing Flowers, www.pcworld.com
Цветы: искусство съемки >>Как хороши, как свежи эти розы! - на усмотрение литредактора. Это переводная статья<
В статье рассказывается о том, как получить запоминающиеся фотографии цветов.
Дэйв Джонсон
Съемка крупным планом
Чаще всего радующие глаз фотографии цветов получаются при съемке крупным планом. При этом объектив приближается к предмету на минимальное расстояние и в кадр попадают мельчайшие детали. На элементах управления компактной камеры режим макросъемки обычно обозначается цветком тюльпана. Обладатели зеркальных фотоаппаратов, желающие получить крупные планы, могут использовать специальный съемный макрообъектив.
>> рис S50_1
>>> Размещайте наиболее интересные детали цветка непосредственно перед объективом, для того чтобы они находились на одинаковом расстоянии от него и попадали в фокус <<
Съемка в макрорежиме представляет собой непростую задачу, потому что глубина резкости в данном случае невелика, и чем ближе к предмету располагается объектив, тем меньшее пространство попадает в область фокуса. Иногда в этом есть и свои преимущества, потому что фон становится размытым, и все внимание сосредоточивается на объекте съемки -- цветке. Но малая глубина резкости требует тщательного продумывания композиции.
>> рис S50_2
>>> На этом снимке в фокусе оказались лишь тычинки гибискуса <<
Если глубина снимка достаточно велика, ближние и дальние детали будут выглядеть размытыми. А какие конкретно, зависит от точки фокусировки
>> рис S50_3
>>> Необязательно приближаться к объекту настолько, чтобы были видны капли росы -- как видите, и на некотором удалении от него получаются прекрасные результаты <<
Впрочем, макрорежим можно и не использовать. Многие фотоаппараты позволяют размещать объектив на достаточно близком расстоянии от объекта (на удалении примерно 30 см) даже в нормальном режиме фокусировки. А если увеличить дистанцию съемки, удастся получить гораздо большую глубину резкости. В этом случае значительно проще поймать в фокус все существенные детали.
Выбор фона
Когда объектив находится близко от цветка, фон из-за уменьшения глубины резкости становится нечетким и размытым. Но при этом лучше передается настроение фотографии. Попробуйте снимать на фоне, дополняющем основные цвета главного объекта. Многие из тех, кто фотографирует цветы, специально носят с собой готовые фоновые щиты или кусок белого пенопласта. Такое приспособление нужно размещать на некотором удалении от цветка. Лучше, чтобы его держал помощник (для этих целей советую брать с собой на фотосессию детей). Убедитесь в том, что фоновое изображение находится на достаточном удалении от главного объекта и не попадает в фокус. Если у вашей камеры есть кнопка предварительного просмотра глубины резкости (ею оснащено большинство зеркальных фотоаппаратов), нажмите ее и оцените размытость фона. Если же нельзя перед съемкой проверить глубину резкости, сделайте пробный снимок и просмотрите полученные результаты на жидкокристаллическом экране.
>> рис S50_4
>>> Фотография пользователя Flickr Педро Секея <<
При выборе цвета для создания фона доверьтесь своему вкусу. Многие фотографы любят размещать цветы на белом фоне, но они прекрасно смотрятся и на черном или синем, а также, когда задний план имеет ту же цветовую гамму, что и передний, например, при съемке роз на красном фоне.
>> рис S50_5
>>> На этом снимке автор использовал в качестве фона небесную лазурь <<
Еще один полезный совет: зачастую нет никакой необходимости в искусственном фоне. Трава, растущая вокруг цветка, сама по себе создает отличный зеленый антураж. А при съемке цветка снизу, на фоне неба, вы получаете эффектный сине-голубой задний план. Если фоновая область снимка переэкспонирована, небо становится белым и превращается в гигантский кусок пенопласта.
Защита от ветра
Иметь под рукой фоновую завесу полезно еще и для того, чтобы исключить воздействие ветра. В ветреную погоду фотографировать цветы гораздо труднее. Как удержать подготовленную с таким трудом композицию в фокусе? Разместив большой фоновый щит с подветренной стороны, вы зафиксируете объект на время проведения съемок.
Кстати, некоторые фотографы фиксируют цветы во время съемки небольшими скрепками или зажимами. Однако при этом можно повредить растения.
Легкое недоэкспонирование
>> рис S50_6
>>> На этом снимке я специально уменьшил параметры экспозиции на одно деление шкалы, для того чтобы получить более насыщенный красный цвет <<
Во время съемок на природе экспонометр нередко выдает неправильные результаты. К примеру, снег почти всегда вводит датчики фотоаппарата в заблуждение. В итоге пушистый снежный ковер предстает на снимке не белым, а серым.
При фотографировании цветов возникают и другие трудности. Так, насыщенный красный цвет роз сбивает экспонометр с толку, и передержанные лепестки и бутоны получаются более бледными. Наблюдения показывают, что при недостаточной экспозиции яркий красный выглядит на снимке именно таким, каким его можно увидеть собственными глазами.