DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Самый длинный день
| text | html

web-архив: по темам » наша бурная планета » капризы погоды » это письмо


vesti.ru
2012-06-21 18:56:12

Главная

Журнал

Ракурсы

 Селигерские энтузиасты

"Сейчас ничего сфотографировать не получится. Отвратительный свет". Эта фраза знакома каждому журналисту, кто хоть раз работал с профессиональным фотографом. В расширенной версии — и свет плохой, и погода глупая, и фактура ужасна. Какой репортаж? — снимать попросту нечего!
Но редакционное задание нужно выполнить, и это обстоятельство сближает профи и обычных туристов-фотолюбителей, которым тоже привередничать не приходится: на экскурсиях их приводят в самые красивые места в самое неудачное "фотографическое" время — и любители покорно нажимают на кнопку, оставляя на память о путешествии гигабайты пересвеченных или, наоборот, темных снимков непонятно чего.
- Есть меткая шутка: если ты купил фотоаппарат — ты фотограф; купил скрипку — у тебя есть скрипка, — усмехается Алексей Майшев, фотограф журнала "Русский репортер". — На самом деле красиво снимать вовсе не так просто, как кажется.
Сейчас у каждого уважающего себя путешественника есть фотоаппарат. Зеркалка или мыльница — по большому счету, не это главное. Одну из ключевых ролей в создании красивого кадра играет не техника, а понимание света: само слово "фотография" в переводе с греческого означает "светопись". Умение работать со светом и его особенностями в течение дня, от рассвета до заката, — первое отличие фотографов от миллионов граждан, владеющих фотокамерами.
Флэшка, конечно, все стерпит. И горы фотобумаги теперь не нужны. Но привезти из путешествия по-настоящему отличный кадр — лучший подарок самому себе. В канун летнего солнцестояния, 21 июня, самого длинного светового дня в году, мы решили поговорить о свете с "людьми света" — фотографами.Утро фотографа
- В фотографии существует так называемый "режим": время, когда лучше всего снимать, — говорит Алексей Майшев. — Это час перед восходом солнца и час после него, и такая же пара часов у заката. Именно в это время освещение идеальное.
В понимании фотографов, "идеальное освещение" — не то же самое, когда "все видно". Это особая игра света и тени, в которой опытный фотограф видит необходимые краски и объем. Идеальный свет — теплый, малоконтрастный, но не рассеянный, как в пасмурный день.
- Свет должен рисовать, — продолжает Майшев. Мы стоим на пустой сцене под навесом в центре Москвы. Вокруг грохочет дождь. — Свет в фотографии управляет всем, он должен быть фактурным, объемным, идеально цветным. Смотри, только что небо было серым, я бы даже камеру не достал. Но выглянуло солнце, оттенило крыши, пролетели голуби — из этого уже может выйти что-то путное.
В поисках идеального света фотограф, человек в обычной жизни разумный, готов почти на любые сумасбродства. Антон "Антонио" Агарков, фотограф и корреспондент Strana.ru, не раз заставлял редакцию поволноваться, карабкаясь в предрассветной мгле по скользким валунам где-нибудь в карельской глуши — и все ради одного, но роскошного кадра. Потому что сожаление о неснятом роскошном кадре надолго остается в памяти:
- Я не снял один из самых красивых рассветов в своей жизни. Это было на Южном Урале. Сначала небо выглядело каким-то монотонно-серым, и наша группа решила, что нет никаких причин вставать в три часа ночи в тридцатиградусный мороз. А в шесть утра нас разбудил фиолетовый свет…
Конечно, можно хоть всю неделю вставать в 5 утра ради какого-нибудь дерева в утренних лучах, и не получить шедевра на выходе. Идеальный свет сам по себе ничего не гарантирует, он только повышает шансы на хороший снимок: настоящая магия происходит не в воздухе и не в фотоаппарате, а в голове у фотографа.
И все же — в рассветные часы особенно хорошо получаются крупные строения, памятники, пейзажи: горизонтальные солнечные лучи дают длинные неконтрастные тени, подчеркивая рельеф местности, создавая тот самый "объем".
Если в отпуске идея встать до рассвета кажется издевательством, можно перенести съемку на вечер, советуют наши собеседники-фотографы. Есть только одно большое "но": все эти советы годятся для тех, кто совершенно свободен в выборе места и времени. А ведь именно свободы зачастую не хватает туристам, особенно тем, кто "прибыл на место" в составе организованной группы. Типичный пример — туры по "Золотому кольцу", что автобусные, что круизные. Высадка, экскурсия, посадка — всё бодрым галопом. Если осмотреть и сфотографировать достопримечательности можно только днем, значит — только днем. А хорошая, солнечная погода — мечта отдыхающего и кошмар для фотографа. Полуденный кошмар, или проблема Сфинкса
Жесткий дневной свет — самый неудачный для съемки. На языке цифр картина выглядит так: если утром и вечером яркость неба в 2-4-8 раз выше, чем яркость земли, то в полдень эта разница становится уже 30-кратной.
В это время для профессионала наступает тот самый момент "снимать нечего": даже если на небе ни облачка, фотографы советуют выкинуть вроде бы четкие и яркие снимки в мусорное ведро.
- У фотографа есть три инструмента: ракурс, композиция и свет, — объясняет Антон Жданов, снимающий для "National Geographic Россия", "Русского репортера", "DigitalPhoto", "Playboy" и других. — Свет может очерчивать форму, наполнять картинку смыслом, светом можно делать акценты на основных деталях, делать его частью композиции. В полдень солнце встает под углом 90 градусов, и все эти эффекты становятся недоступны, а картинка получается плоской — именно поэтому с 11 до 16 часов фотографы предпочитают камеры не доставать.
Добиться от профи советов по дневной съемке оказалось трудом поистине каторжным. "Надо придти вечером", — не сговариваясь, твердили они. Пришлось даже изобрести собственную задачку — "проблему Сфинкса": предположим, группу туристов вывезли на экскурсию к египетскому Сфинксу ровно в полдень. Какие действия?
- Придти вечером… — начал было Антон Агарков, но под суровым взглядом корреспондента расщедрился на дельный совет. — Я бы посоветовал щелкнуть Сфинкса просто на память, не пытаясь сделать шедевр. А потом забыть об общем плане и переключиться на детали: песок, стены храма, трещинки…Контрастные тени могут придать им графичность.
Еще один простой совет удалось вытащить из Алексея Майшева. Мы стоим на Красной площади, дождь прошел, оставив после себя глянцевые лужи, а солнце рассиялось так, словно и не было никакого ливня. ГУМ, собор Василия Блаженного, Кремль — все как на ладони.
- Что лучше снимать из всего этого? — я достаю айфон, готовая к тренировке.
- Ничего, — бурчит Алексей, но спохватывается. — Если уж тебе приспичило что-то снять днем, постарайся встать так, чтобы солнце было под 45 градусов к объекту съемки, чтобы на другую его сторону ложились тени. Вон видишь у той пары солнце за спиной? — неправильно, фотография будет плоской.

Схема варианта дневной съемки
Профессионалам тоже порой приходится снимать в нужном месте не в то время. Но у них есть свои способы борьбы с полуденным (зенитным) освещением. Один из основных — использование специальных фильтров на объектив.
- Сейчас у многих есть приличные камеры, к ним можно купить светофильтры, — говорит фотограф Игорь Кен, снимавший для журналов FHM, GQ, портала TrandSpace.ru и других. — Их запросто можно носить в кармане, а стоят они от 10 долларов и выше — в зависимости от качества и размера. Главных фильтра два: круговой поляризационный и градиентный. С ними можно снять практически все, что угодно.
У каждого уважающего себя фотографа эти два фильтра должны быть. Основная функция поляризационного фильтра — задерживать отраженные лучи, например, от стекла или воды. Он незаменим для съемки пейзажей с ярко-голубым небом (случалось завидовать снимкам с контрастными белыми облаками на синем небе? — этот эффект и дает поляризатор), для съемки воды (без него взгляд фотокамеры не проникнет глубже бликующей водной поверхности), для съемки в городской среде с кучей отражений и бликов на стеклянных плоскостях.
- У градиентного фильтра часть поверхности затемнена, — продолжает Игорь, — поэтому с ним очень удобно снимать в полдень: он усиливает контраст, позволяет увидеть картинку, затемнив солнце.
Правда, чтобы притемнить полуденное небо, фотографам порой приходится составлять адский "бутерброд" из этих самых специальных фильтров…
Кроме фильтров, есть еще один фокус — HDR-снимок. Встроенная система HDR (high dynamic range image/photo — "изображение с широким динамическим диапазоном") есть практически во всех современных фотоаппаратах и даже в мобильных телефонах.
- Система работает так: берутся три фотографии с разными настройками: одна светлая, другая нормальная, третья темная. Посредством специальной программы они объединяются, и общий свет выравнивается: темные места становятся светлее, светлые — темнее, и итоговое фото получается более информативным, — объясняет Игорь.
При этом владельцу ничего делать не надо: нажимай себе кнопку, а камера с включенным HDR выровняет изображение сама. Но продвинутый мозг камеры поможет распределить освещенность, а вот выбор ракурса и композиции происходит только в мозгу фотографа.
- Во-первых, нужно соблюдать правило "золотого сечения", — объясняет Алексей Майшев. — Поделите кадр на четыре части: по горизонтали и по вертикали. В центр не должно попадать главное, например, человек на фоне Сфинкса, а горизонт не должен резать кадр пополам. Во-вторых, есть очень полезный прием: если нужно сфотографироваться на фоне памятника, встаньте на переднем плане, а памятник пусть будет крупно видно на заднем. Не бегите к его подножью. Два приема — и вы чемпион.

Крупный план на фоне памятника. Съемка против света. Фото: Алексей Майшев / Русский РепортерВолшебство начинается под вечер
На фотографов, неразговорчивых на актуальную тему дневной съемки, слово "закат" действует прямо противоположным образом: от долгих рассказов о вечерней съемке их приходится удерживать силой.
- Ближе к закату начинается магическое время, когда яркость неба и земли становится одинаковой. Свет в эти часы мягкий, он меняется от рыжего до пурпурного, тени длинные, красота... — только настойчивость корреспондента способна вывести Антона Агаркова из состояния мечтательного транса. — Именно в это время получаются самые эффектные снимки ночных городов — потоки машин, огни домов и насыщенно-синее небо. Длительность этого времени зависит от широты. На севере закатный свет может полыхать часами. На юге солнце падает за горизонт почти отвесно, темнеет очень быстро. В средней полосе России режим длится часа полтора. И все же снимать вечером — тоже искусство. Есть риск получить смазанный кадр, так что вечером как никогда пригодится штатив. Но, как ни крути, без понимания основы экспопары — выдержки и диафрагмы — не обойтись…
Факт окончания художественной школы еще не делает человека художником: он просто умеет рисовать. Как и наличие дорогой камеры не делает человека фотографом.
- Стереотип, что хороший снимок можно сделать только в хорошую погоду, когда солнце светит, небо синее, листья зеленые… — очень распространен. Но в том-то и прелесть, что красота разная, и надо уметь видеть эту красоту, даже если условия отличаются от идеальных, — говорит Антон Жданов. Он уже давно занимается экстремальной фотографией, ловя яркие моменты гонок, скачек, полетов. — Брызги, пыль, лучи в лицо — это как раз атрибуты того самого экшена, без которого картинка — не картинка. Все эти детали создают идеальное напряжение, усиливают атмосферу момента.

День на ипподроме. Фото: Антон Жданов
Внутреннее напряжение, которое способна создать на снимке природа, ценят все фотографы, не только пейзажисты. Искомый "красивый снимок" может получиться на стыке погод, в грозу, метель и, конечно, на рассвете или на закате.
- Одно из самых удачных условий для съемки — плохая погода, — считает Алексей Майшев. — Дождь, ветер — опять же, особенно вечером. А казалось бы…
Вечер — действительно любимое время всех фотографов. Но, что бы ни говорили наши собеседники, мы-то знаем: обычно их задания выпадают как раз на дневное время суток. И они выкручиваются. Ведь свет есть всегда. Главное — уметь им пользоваться.

Соня Бекина

19 июня 2012

Связанные места в Путеводителе

Россия

Источник




web-архив: по темам » наша бурная планета » капризы погоды » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru