DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Самый длинный день
| text | html

web-архив: по темам » наша бурная планета » капризы погоды » это письмо

2012-06-21 18:56:12

Главная

Журнал

Ракурсы

 Селигерские энтузиасты

Карелия, озеро Большое. Игра рассветного света в облаках. Такие сюрпризы может преподнести природа на стыке хорошей и плохой погоды

Байкал. Рассветные краски играют в облаках пара, которые поднимаются с поверхности озера-моря

Байкал. Село Байкальское. Утренний туман над озером-морем

Алтай. Катунь и горы Катунского хребта. Утренний свет уже потерял теплые краски, но еще не такой жесткий, чтобы отказываться от съемки

Алтай. Река Кан. Облака смягчили яркий полуденный свет

Карелия. Озеро Боярское, полуденный свет

Кольский полуостров. Ловозерские тундры. Градиентные фильтры притемнили излишне яркое небо, а метель смягчила жесткий полуденный свет

Торжок. Михайло-Архангельский храм. Съемка в контровом свете. Градиентный фильтр помог притемнить излишне яркое небо

Соловецкий монастырь. Вечерний туман над Святым озером

Соловецкие острова. Белая ночь, тонкая грань между рассветом и закатом

Карелия, озеро Боярское. Мелкий дождь подернул пейзаж дымкой (рассеянный свет)

Карелия. Закат на озере Боярское. Летом в высоких широтах рассветные и закатные краски могут полыхать часами

Дождь в подмосковной деревне Доронино

Дождь в подмосковной деревне Доронино

"Сейчас ничего сфотографировать не получится. Отвратительный свет". Эта фраза знакома каждому журналисту, кто хоть раз работал с профессиональным фотографом. В расширенной версии — и свет плохой, и погода глупая, и фактура ужасна. Какой репортаж? — снимать попросту нечего!

Но редакционное задание нужно выполнить, и это обстоятельство сближает профи и обычных туристов-фотолюбителей, которым тоже привередничать не приходится: на экскурсиях их приводят в самые красивые места в самое неудачное "фотографическое" время — и любители покорно нажимают на кнопку, оставляя на память о путешествии гигабайты пересвеченных или, наоборот, темных снимков непонятно чего.

- Есть меткая шутка: если ты купил фотоаппарат — ты фотограф; купил скрипку — у тебя есть скрипка, — усмехается Алексей Майшев, фотограф журнала "Русский репортер". — На самом деле красиво снимать вовсе не так просто, как кажется.

Сейчас у каждого уважающего себя путешественника есть фотоаппарат. Зеркалка или мыльница — по большому счету, не это главное. Одну из ключевых ролей в создании красивого кадра играет не техника, а понимание света: само слово "фотография" в переводе с греческого означает "светопись". Умение работать со светом и его особенностями в течение дня, от рассвета до заката, — первое отличие фотографов от миллионов граждан, владеющих фотокамерами.

Флэшка, конечно, все стерпит. И горы фотобумаги теперь не нужны. Но привезти из путешествия по-настоящему отличный кадр — лучший подарок самому себе. В канун летнего солнцестояния, 21 июня, самого длинного светового дня в году, мы решили поговорить о свете с "людьми света" — фотографами.

Утро фотографа

- В фотографии существует так называемый "режим": время, когда лучше всего снимать, — говорит Алексей Майшев. — Это час перед восходом солнца и час после него, и такая же пара часов у заката. Именно в это время освещение идеальное.

В понимании фотографов, "идеальное освещение" — не то же самое, когда "все видно". Это особая игра света и тени, в которой опытный фотограф видит необходимые краски и объем. Идеальный свет — теплый, малоконтрастный, но не рассеянный, как в пасмурный день.

- Свет должен рисовать, — продолжает Майшев. Мы стоим на пустой сцене под навесом в центре Москвы. Вокруг грохочет дождь. — Свет в фотографии управляет всем, он должен быть фактурным, объемным, идеально цветным. Смотри, только что небо было серым, я бы даже камеру не достал. Но выглянуло солнце, оттенило крыши, пролетели голуби — из этого уже может выйти что-то путное.

В поисках идеального света фотограф, человек в обычной жизни разумный, готов почти на любые сумасбродства. Антон "Антонио" Агарков, фотограф и корреспондент Strana.ru, не раз заставлял редакцию поволноваться, карабкаясь в предрассветной мгле по скользким валунам где-нибудь в карельской глуши — и все ради одного, но роскошного кадра. Потому что сожаление о неснятом роскошном кадре надолго остается в памяти:

- Я не снял один из самых красивых рассветов в своей жизни. Это было на Южном Урале. Сначала небо выглядело каким-то монотонно-серым, и наша группа решила, что нет никаких причин вставать в три часа ночи в тридцатиградусный мороз. А в шесть утра нас разбудил фиолетовый свет…

Конечно, можно хоть всю неделю вставать в 5 утра ради какого-нибудь дерева в утренних лучах, и не получить шедевра на выходе. Идеальный свет сам по себе ничего не гарантирует, он только повышает шансы на хороший снимок: настоящая магия происходит не в воздухе и не в фотоаппарате, а в голове у фотографа.

И все же — в рассветные часы особенно хорошо получаются крупные строения, памятники, пейзажи: горизонтальные солнечные лучи дают длинные неконтрастные тени, подчеркивая рельеф местности, создавая тот самый "объем".

Если в отпуске идея встать до рассвета кажется издевательством, можно перенести съемку на вечер, советуют наши собеседники-фотографы. Есть только одно большое "но": все эти советы годятся для тех, кто совершенно свободен в выборе места и времени. А ведь именно свободы зачастую не хватает туристам, особенно тем, кто "прибыл на место" в составе организованной группы. Типичный пример — туры по "Золотому кольцу", что автобусные, что круизные. Высадка, экскурсия, посадка — всё бодрым галопом. Если осмотреть и сфотографировать достопримечательности можно только днем, значит — только днем. А хорошая, солнечная погода — мечта отдыхающего и кошмар для фотографа.

Полуденный кошмар, или проблема Сфинкса

Жесткий дневной свет — самый неудачный для съемки. На языке цифр картина выглядит так: если утром и вечером яркость неба в 2-4-8 раз выше, чем яркость земли, то в полдень эта разница становится уже 30-кратной.

В это время для профессионала наступает тот самый момент "снимать нечего": даже если на небе ни облачка, фотографы советуют выкинуть вроде бы четкие и яркие снимки в мусорное ведро.

- У фотографа есть три инструмента: ракурс, композиция и свет, — объясняет Антон Жданов, снимающий для "National Geographic Россия", "Русского репортера", "DigitalPhoto", "Playboy" и других. — Свет может очерчивать форму, наполнять картинку смыслом, светом можно делать акценты на основных деталях, делать его частью композиции. В полдень солнце встает под углом 90 градусов, и все эти эффекты становятся недоступны, а картинка получается плоской — именно поэтому с 11 до 16 часов фотографы предпочитают камеры не доставать.

Добиться от профи советов по дневной съемке оказалось трудом поистине каторжным. "Надо придти вечером", — не сговариваясь, твердили они. Пришлось даже изобрести собственную задачку — "проблему Сфинкса": предположим, группу туристов вывезли на экскурсию к египетскому Сфинксу ровно в полдень. Какие действия?

- Придти вечером… — начал было Антон Агарков, но под суровым взглядом корреспондента расщедрился на дельный совет. — Я бы посоветовал щелкнуть Сфинкса просто на память, не пытаясь сделать шедевр. А потом забыть об общем плане и переключиться на детали: песок, стены храма, трещинки…Контрастные тени могут придать им графичность.

Еще один простой совет удалось вытащить из Алексея Майшева. Мы стоим на Красной площади, дождь прошел, оставив после себя глянцевые лужи, а солнце рассиялось так, словно и не было никакого ливня. ГУМ, собор Василия Блаженного, Кремль — все как на ладони.

- Что лучше снимать из всего этого? — я достаю айфон, готовая к тренировке.

- Ничего, — бурчит Алексей, но спохватывается. — Если уж тебе приспичило что-то снять днем, постарайся встать так, чтобы солнце было под 45 градусов к объекту съемки, чтобы на другую его сторону ложились тени. Вон видишь у той пары солнце за спиной? — неправильно, фотография будет плоской.

Схема варианта дневной съемки. Strana.Ru

Схема варианта дневной съемки

Профессионалам тоже порой приходится снимать в нужном месте не в то время. Но у них есть свои способы борьбы с полуденным (зенитным) освещением. Один из основных — использование специальных фильтров на объектив.

- Сейчас у многих есть приличные камеры, к ним можно купить светофильтры, — говорит фотограф Игорь Кен, снимавший для журналов FHM, GQ, портала TrandSpace.ru и других. — Их запросто можно носить в кармане, а стоят они от 10 долларов и выше — в зависимости от качества и размера. Главных фильтра два: круговой поляризационный и градиентный. С ними можно снять практически все, что угодно.

У каждого уважающего себя фотографа эти два фильтра должны быть. Основная функция поляризационного фильтра — задерживать отраженные лучи, например, от стекла или воды. Он незаменим для съемки пейзажей с ярко-голубым небом (случалось завидовать снимкам с контрастными белыми облаками на синем небе? — этот эффект и дает поляризатор), для съемки воды (без него взгляд фотокамеры не проникнет глубже бликующей водной поверхности), для съемки в городской среде с кучей отражений и бликов на стеклянных плоскостях.

- У градиентного фильтра часть поверхности затемнена, — продолжает Игорь, — поэтому с ним очень удобно снимать в полдень: он усиливает контраст, позволяет увидеть картинку, затемнив солнце.

Правда, чтобы притемнить полуденное небо, фотографам порой приходится составлять адский "бутерброд" из этих самых специальных фильтров…

Кроме фильтров, есть еще один фокус — HDR-снимок. Встроенная система HDR (high dynamic range image/photo — "изображение с широким динамическим диапазоном") есть практически во всех современных фотоаппаратах и даже в мобильных телефонах.

- Система работает так: берутся три фотографии с разными настройками: одна светлая, другая нормальная, третья темная. Посредством специальной программы они объединяются, и общий свет выравнивается: темные места становятся светлее, светлые — темнее, и итоговое фото получается более информативным, — объясняет Игорь.

При этом владельцу ничего делать не надо: нажимай себе кнопку, а камера с включенным HDR выровняет изображение сама. Но продвинутый мозг камеры поможет распределить освещенность, а вот выбор ракурса и композиции происходит только в мозгу фотографа.

- Во-первых, нужно соблюдать правило "золотого сечения", — объясняет Алексей Майшев. — Поделите кадр на четыре части: по горизонтали и по вертикали. В центр не должно попадать главное, например, человек на фоне Сфинкса, а горизонт не должен резать кадр пополам. Во-вторых, есть очень полезный прием: если нужно сфотографироваться на фоне памятника, встаньте на переднем плане, а памятник пусть будет крупно видно на заднем. Не бегите к его подножью. Два приема — и вы чемпион.

Крупный план на фоне памятника. Съемка против света. Фото: Алексей Майшев / Русский Репортер. Strana.Ru

Крупный план на фоне памятника. Съемка против света. Фото: Алексей Майшев / Русский Репортер

Волшебство начинается под вечер

На фотографов, неразговорчивых на актуальную тему дневной съемки, слово "закат" действует прямо противоположным образом: от долгих рассказов о вечерней съемке их приходится удерживать силой.

- Ближе к закату начинается магическое время, когда яркость неба и земли становится одинаковой. Свет в эти часы мягкий, он меняется от рыжего до пурпурного, тени длинные, красота... — только настойчивость корреспондента способна вывести Антона Агаркова из состояния мечтательного транса. — Именно в это время получаются самые эффектные снимки ночных городов — потоки машин, огни домов и насыщенно-синее небо. Длительность этого времени зависит от широты. На севере закатный свет может полыхать часами. На юге солнце падает за горизонт почти отвесно, темнеет очень быстро. В средней полосе России режим длится часа полтора. И все же снимать вечером — тоже искусство. Есть риск получить смазанный кадр, так что вечером как никогда пригодится штатив. Но, как ни крути, без понимания основы экспопары — выдержки и диафрагмы — не обойтись…

Факт окончания художественной школы еще не делает человека художником: он просто умеет рисовать. Как и наличие дорогой камеры не делает человека фотографом.

- Стереотип, что хороший снимок можно сделать только в хорошую погоду, когда солнце светит, небо синее, листья зеленые… — очень распространен. Но в том-то и прелесть, что красота разная, и надо уметь видеть эту красоту, даже если условия отличаются от идеальных, — говорит Антон Жданов. Он уже давно занимается экстремальной фотографией, ловя яркие моменты гонок, скачек, полетов. — Брызги, пыль, лучи в лицо — это как раз атрибуты того самого экшена, без которого картинка — не картинка. Все эти детали создают идеальное напряжение, усиливают атмосферу момента.

День на ипподроме. Фото: Антон Жданов. Strana.Ru

День на ипподроме. Фото: Антон Жданов

Внутреннее напряжение, которое способна создать на снимке природа, ценят все фотографы, не только пейзажисты. Искомый "красивый снимок" может получиться на стыке погод, в грозу, метель и, конечно, на рассвете или на закате.

- Одно из самых удачных условий для съемки — плохая погода, — считает Алексей Майшев. — Дождь, ветер — опять же, особенно вечером. А казалось бы…

Вечер — действительно любимое время всех фотографов. Но, что бы ни говорили наши собеседники, мы-то знаем: обычно их задания выпадают как раз на дневное время суток. И они выкручиваются. Ведь свет есть всегда. Главное — уметь им пользоваться.

Соня Бекина

19 июня 2012

Связанные места в Путеводителе

Тульская область. Одинокий созерцатель реки Красивая Меча

Россия

Источник



web-архив: по темам » наша бурная планета » капризы погоды » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru