В Москву из Свердловска
приезжает некий Виталик (Илья Любимов) -
обаятельный мужчина средних лет,
который, на первый взгляд, кажется тихим,
воспитанным и даже застенчивым. Он
селится в своей собственной квартире,
которую, видимо, приобрел давно, но в ней
не жил, и устраивается на работу в
женский журнал "Хулиганка". Что он
делает в этом журнале - непонятно
совершенно, но это не играет особой роли.
Прямо за стенкой квартиры
Виталика живут мама Юлия (Марина Зайцева)
с дочкой-старшеклассницей Кристиной (Ингрид
Олеринская) семнадцати лет. У Ингрид -
явный синдром переходного возраста: она
постоянно ругается с матерью, никого не
слушается, плохо учится и хочет странного.
А всякого правильного - не хочет. Она
хочет со страшной силой противиться и
дерзить.
Получилось так, что Виталик в
какой-то момент подружился с Кристиной.
Без затей, без педофилии. Просто
подружился. Помогает ей делать
английский, изображает "дядю",
когда Кристина встречается с придурками-сверстниками.
Ну и по просьбе беспокоящейся мамы Юлии
приглядывает за Кристиной. По-соседски.
Разумеется, Кристина
потихоньку влюбляется в Виталика. Он в
корне отличается от ее сверстников: не
придуривается, спокоен, уверен в себе и
умен. Виталик тоже потихоньку
влюбляется в Кристину, но никак это не
показывает, ведь она же еще школьница.
Тем временем на работе у
Виталика творится полный дурдом. Он -
практически единственный мужчина в
коллективе, и на него положила глаз сама
главред Марина (Юлия Такшина). Марина
грязно домогается Виталика, и тот хотя и
пытается как-то увильнуть от исполнения
своих непрямых служебных обязанностей, но понятно, что добром
это все не кончится.
***
Режиссерский дебют Романа
Каримова. Вся картина обошлась в сто
тысяч долларов - обычно это стоимость
простенькой короткометражки или съемки
пафосной свадьбы какого-нибудь
менеджера среднего звена из нефтянки.
Соответственно, фильм очень камерный,
фактически спектакль: все действие
происходит в трех-четырех помещениях и
есть буквально три уличных сцены.
Каримов здесь выступал аж в
пяти лицах: он написал сценарий,
поставил картину, написал к ней музыку,
сделал монтаж и даже снялся в небольшой
эпизодической роли (бармен в
Свердловске).
Сразу скажу - фильм мне
понравился. Вроде ничего особенного -
эдакая незамысловатая история, - а
сделано очень здорово. Главное здесь -
хорошие, жизненные диалоги, общая
легкость и натуральность изложения,
также
тут полностью отсутствуют напыщенность
и театральность.
Такое ощущение, как будто просто
наблюдаешь за кусочком чьей-то жизни. Ну и еще один
немаловажный момент: наблюдать за этим -
реально интересно. Потому что тебе
становятся небезразличны эти персонажи,
тебя интересует, почему Виталик уехал из
Свердловска, что там произошло и кто он
вообще такой, ну и что будет с ним и
Кристиной.
Илья Любимов в роли Виталика -
понравился. Персонаж спокойный, ровный,
но вместе с тем в нем чувствуется какое-то
внутреннее буйство, от которого Виталик, судя
по всему, и пытается избавляться.
Ингрид Олеринская, сыгравшая
Кристину, просто поразила! Отличный
персонаж - очень яркий, предельно
натуральный и искренний. То она
ощетинивается как ежик при разговоре с
матерью, то она раскрывается чуть ли не
мурлыкающей кошечкой в общении с
Виталиком - ну просто очень достоверно и
талантливо сыграно.
Я поискал информацию о том, кто
она такая - и был еще больше поражен!
Оказывается, она вовсе не актриса!
Ингрид родилась в Рязани, потом училась
в лицее в Нижнем Новгороде, затем
переехала в Москву и там училась на
географическом факультете
Педагогического института. В картину
девушка попала
совершенно случайно - гуляла по Москве, к
ней подошла ассистент режиссера и
предложила принять участие в кастинге.
Сейчас Ингрид уже собирается
поступать в театральный - и это
правильно: она, на мой взгляд,
прирожденная актриса.
Остальные персонажи - заметно
менее эффектные. Евгений Цыганов тут
сыграл известного психолога, однако
выглядел в этой роли, на мой взгляд,
чересчур серьезно. Вроде как по сценарию
психолог должен был быть более забавный.
Юлия Такшина в роли
нимфоманистой начальницы Марины -
заметно переигрывала. Правда, с ней было
несколько реально забавных моментов, но
в общем и целом оставила впечатление
какой-то явной натяжки.
Очень неплохо сыграла Полина
Иосилевич - полненькая подружка
Кристины по имени Нина, - и Анастасия
Федоркова - коллега по работе Виталия по
имени Света, у которой не ладится личная
жизнь.
Диалоги Каримов умеет и писать,
и ставить - такое сейчас очень редко
встречается. Если взять процентов 90
современных российских картин, диалоги
там - реально ужасны: тяжеловесные,
топорные, фальшивые и вычурные.
Здесь же - все хорошо. Причем
отдельный комплимент Каримову - он почти
не старается делать так, чтобы его
персонажи непрерывно хохмили. Наоборот,
они разговаривают практически так же,
как говорят люди в реальной жизни, и
именно это производит очень хорошее
впечатление. Симпатичные шутки и хохмы в
фильме есть, но они подаются строго
дозировано, с ними никак не
перебарщивают.
В общем, молодец, Роман Каримов,
молодцы актеры и остальные причастные к
созданию картины. Лишний раз доказали,
что качество фильма не зависит ни от
вложенных миллионов, ни от специально
поднятой истерики в СМИ, ни от
суперзвездных актеров и
примелькавшихся медийных физиономий.
Заметьте, Каримов не орал на
каждом углу о том, какой он весь из себя
гений и новая надежда российского кино,
как это делал графоман Руминов, снявший
дурацкий и очень подражательный фильм "Мертвые
дочери". Он не получал от
государства наши с вами 8-16 миллионов долларов, чтобы
снять фееричный отстой, вроде "Пути",
"Запрещенной
реальности" или, прости господи, "Кода
апокалипсиса". Он просто взял и
сделал хороший фильм - буквально за
копейки. Очень изредка в российском кино
бывает и такое. И жаль, что уж очень
изредка.
***
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть