Объединение туроператоров по выездному туризму уже прошло регистрацию в Минюсте. Сейчас его документы находятся в налоговых органах, откуда выйдут в ближайшие дни. После этого постановлением правительства фонду должен быть присвоен статус общероссийского, и в него смогут вступать туроператоры из всех регионов России. Кроме того, он сможет претендовать на свое первоначальное название – Ростурпомощь, которого пока официально не получил.
О том, как обстоят дела с созданием объединения и фонда экстренной помощи туристам, рассказали вчера на заседании экспертного совета по туризму в Совете Федерации заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский и глава объединения туроператоров Эдуард Кузнецов. Г-н Писаревский напомнил, что с мая 2013 года участие в объединении станет обязательным для более чем двух тысяч российских туроператоров по выездному туризму. Фонд будет размещен на Мясницкой, 47, по адресу Ростуризма. «С ноября туроператоры должны будут внести в фонд по 100 тысяч рублей, а впоследствии – 0,1 от оборота, полученного от реализации турпродукта. По нашим расчетам, к маю размер фонда составит около 200 млн. рублей», – сказал он.
По словам Евгения Писаревского, в Ростуризме и Минкультуры идет разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность объединения. Разрабатываются правила оказания экстренной помощи туристам, требования к отбору кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда. Этим требованиям соответствуют около 12 банков. «Чем жестче будут требования к банкам, тем более эффективной будет защита туристов. Также разрабатываются требования к инвестированию средств фонда в дополнительные объекты. Мы полагаем, что режим будет таким же, как для госкорпораций», – добавил чиновник.
Эдуард Кузнецов напомнил, что основная задача фонда – оказание экстренной помощи туристам в случае ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг туроператором. Причем по вине не только российских компаний, но и их зарубежных партнеров, как это было в случае с болгарской компанией «БВТ».
«Средства значительные в фонде, и они должны под микроскопом находиться. Должны быть разработаны четкие правила работы фонда и даже его ликвидации, если такая необходимость возникнет», – заявил г-н Кузнецов, добавив, что работа фонда позволит «обелить» бизнес. «За последнее время я провел встречи с руководителями всех крупных туроператорских компаний. Помимо непосредственных функций оказания помощи туристам, они ждут от объединения и ряда других моментов, в частности, борьбы с демпингом на туристическом рынке», – отметил он.
Глава Ростуризма Александр Радьков подчеркнул, что объединение создано для экстренного возвращения туристов на родину. Другие проблемы туристов оно решать не будет – для этих целей сохраняются финансовые гарантии.
Представитель Всероссийского союза страховщиков Галина Гуляева подчеркнула, что в документах, регламентирующих деятельность фонда, важно прописать порядок его взаимоотношений со страховщиками. А также поподробнее расписать пункт о том, что экстренная помощь туристам – это не только расходы по перевозке и размещению, но и другие услуги, их перечень требует уточнения.
Помимо проблем защиты туристов, на заседании обсуждалась тема реализации федеральной целевой программы развития туризма, за которую с сентября отвечает Ростуризм. Как напомнил глава ведомства Александр Радьков, формирование программы строится на принципе государственно-частного партнерства с частной долей до 70%, и нацелена она на стимулирование именно частных инвестиций. Поэтому, по его словам, реализовать ФЦП очень сложно. «Важно наличие живого инвестора с гарантиями выполнения своих обязательств. Мы не можем допустить, когда государство начинает финансирование, а у инвестора заканчиваются деньги либо он теряет интерес к проекту. Инвесторы могут быть российскими или иностранными, главное, чтобы это были реальные инвесторы и реальные проекты», – подчеркнул он.
По словам главы Ростуризма, по итогам первого этапа реализации программы 98% контрактов заключено по федеральным и региональным бюджетным средствам. А по частным инвестициям – всего 66%, что говорит о том, что инвесторов не хватает: «Ответственность за их привлечение лежит на субъектах РФ, это будет прописываться при выделении субсидий. Должна быть ответственность регионов за качество инвесторов».
17 октября в Ростуризме состоится заседание Координационного совета с участием представителей региональных властей, на котором будет обсуждаться реализация ФЦП. Одной из главных тем встречи станет реализация заявленных регионами частных инвестиций.
Пока в ФЦП вступили пять регионов. В 2012 году должны вступить еще девять. Наиболее активен Алтайский край с туркластером «Бирюзовая Катунь». Активны также Рязанская и Ивановская области. В результате реализации программы к 2018 году в России должно быть создано 29 туркластеров и более 60 туристических объектов.
Помимо гарантированных частных инвестиций, условиями вхождения в ФЦП являются наличие долгосрочной целевой программы развития туризма, наличие сводной программы разработки туркластера, а также качественной проектно-сметной документации.
«Первую заявку на Москву мы получили на следующий же день после рекламного тура»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
«Интерс»
генеральный директор
Почему в нашей стране дети должны платить за вход в Кремль и другие музеи? Это надо менять, и первые шаги уже сделаны: московские музеи во время зимних каникул стали бесплатными. Но надо сделать, чтобы для детей они были бесплатными всегда. Для учителей в Париже, кстати, вход музеи тоже бесплатный.
В этом году ощутимо увеличилось число иностранцев в Москве, что очень радует. Но пока что мы выживаем – и преуспеваем – в первую очередь за счет россиян, это больше половины нашего трафика. Кстати, резко увеличился поток корпоративных клиентов. Что удивительно: хостелы, по сути, идеальное место для размещения индивидуальных или групповых туристов без особых претензий, и не более того.
В России пока не распространены договоры на 10-15 лет, к которым привыкли международные сети. Вкладывая в объект массу сил, времени и средств, мы не получаем никаких гарантий, что владелец не прекратит с нами сотрудничество через год-два. То есть как раз тогда, когда управляющая компания доведет отель до ума и он начнет приносить прибыль
«Сельский туризм в России развивается, но пока хаотично»
Тарас АСТАХОВ
«АгроТуризмАссоциация»
председатель
Если ты просто построишь усадьбу, повесишь на доме табличку «сдаю», сядешь на завалинку и будешь ждать туристов, к тебе никто не придет. Но до понимания, что надо платить какой-то организации, которая возьмется продавать тебя профессионально, эти «бизнесмены» пока не доросли.
«Ситуация с активным отдыхом в стране пессимистичная…»
Тимофей РОГОЖИН
RussiaDiscovery
генеральный директор
Большому бизнесу мы смешны из-за низкой маржи, среднему не до вложений, а банкам туризм вообще никогда не будет нужен. Поэтому мы имеем историю с индивидуальными маленькими проектами, когда два молодых парня скидываются, покупают пару катамаранов и начинают предлагать какие-то туры.
«Иностранный турист, побывавший в России, у себя дома становится героем»
Александр СМИРНОВ
«Плот» (Барнаул)
директор
Да, где-то горы повыше, озера посимпатичнее, пейзажи поинтереснее. Но Алтай сочетает в себе все – немного Тибета и Гималаев, Монголию и Альпы. Многие, в том числе иностранцы, возвращаются сюда, потому что смогли ощутить здесь нечто, чего не чувствовали нигде. Что-то более важное, чем благоустроенный быт и езда по хорошей дороге.
Российское представительство Управления по туризму Таиланда
руководитель службы маркетинга
Мы хотим не гнаться за количеством, а найти ниши, которые в будущем могли бы сыграть на имидж страны. Когда этот продукт станет востребованным у россиян, мы уже будем готовы. Используя определенную специфику российского рынка, можно планировать подвижки в интересах туристов на ближайшие годы...
«Мы считаем именно внутренний рынок самым перспективным в туризме»
Сергей РОМАШКИН
«Дельфин»
генеральный директор
Многие агентства и туроператоры после пресс-конференции сказали нам: да вы не настоящие операторы. По их мнению, настоящим может считаться только тот, у кого много выкупленных мест. У меня возражение: мы настоящие операторы, потому что живые. Лучше быть без коммитментов, но живым, чем с жесткими блоками, но мертвым, как «Капитал» или «Ланта».
«Главная задача туроператоров по Байкалу – сделать отдых всесезонным»
Анатолий КАЗАКЕВИЧ
"Байкалов"
генеральный директор
Чтобы сгладить сезонность, регионам нужно совместно продвигать отдых на Байкале, сделав зиму приоритетной, выделить деньги на маркетинг и разработать совместный план событий, чтобы они не накладывались друг на друга, после чего грамотно продвинуть их.
«Отрасль готова к шахматному гамбиту – уступить в малом, чтобы выиграть в большем»
Александр КОРБАРУМ
«Интаэр»
президент
Все мы, руководители компаний, независимо от масштаба, которые когда-то начинали этот бизнес в России, понимаем, что после 20 лет развития оказались в тупиковой ситуации. Но я вижу сейчас в своих коллегах более серьезную, чем прежде, готовность к переговорам и договоренностям. Очень хочется, чтобы эта тенденция укрепилась.
Возможно, если посмотреть количество отправленных клиентов в динамике, этот показатель кого-то расстроит. Но лучше отправить 33 тысячи человек и заработать, чем 89 тысяч – и потерять. Как сказал один из экспертов рынка, скажи мне свой оборот, и я назову размер твоих кредитов...
С представителями национальных офисов мы живем "на разных планетах"
Маргарита БАБАЯН
Visit USA Russia
глава совета
Подход, используемый Visit USA во всем мире, сработал и в России. Возможно, свою роль сыграл хороший опыт партнерства российских туроператоров по США, а также необходимость продвигать пока слабо освоенное направление. Одной, даже очень мощной компании, готовой вкладывать средства в продвижение, такую задачу не решить
«Нам надо развеять миф об Омане как дорогой и, к тому же, ортодоксальной мусульманской стране»
Георгий ЛЕОНТЬЕВ
Офис по туризму Омана
руководитель
Панарабская революция не отразилась на туризме в Омане – страна, по-прежнему, открыта для гостей. Неизменны и планы руководства по развитию туризма. По конкретным цифрам - не было большого роста, как в некоторых странах, но не было и падения. При этом Оман получил какую-то долю туристов стран-аутсайдеров нынешнего кризиса.
«Если кто-то из туроператоров не приехал в этом году в определенный город, агентства чуть ли не обижаются: а почему их нет?»
Анатолий БАСИСТЫЙ
Region Club
генеральный директор
На выставки в Москву попадают далеко не все агентства. Даже из городов-миллионников – не более 10-15 компаний. Основная часть профессиональных посетителей выставок приезжают из ближайших к столице регионов, доступных в пределах 4-5 часов пути. Препятствие для дальних регионов - высокая стоимость авиабилета и дорогое проживание.
«Я не продаю ни одного отеля или тура, куда бы сам не поехал»
Андрей ЖАРКОВ
"Жарков Тур"
генеральный директор
Страны СНГ – это же не Турция или Египет. Мы сами-то не можем удовлетворить спрос полностью, особенно осенью и весной. В Узбекистан я бы на майские праздники и пять тысяч туристов отправил, но там нет столько отелей. Практически мы конкурируем только с французами – кто первым возьмет номера.
«Основная проблема в том, что на туристическом рынке никто не зарабатывает»
Дмитрий ФЕСИК
"Южный Крест"
директор по продвижению продукта
Высший пилотаж — это привлечь наибольшее количество заемных средств на максимально комфортных условиях, проще говоря, использовать чужие деньги с выгодой для себя. На Западе это давно считается нормальным. Если компания берет кредиты, это не значит, что у нее нет денег.
«Мы хотим применить свой опыт в новом бизнесе и ощутить вдохновение в стартапе»
Эллада ПЕСКОВА
«ТТ-ВКО»
генеральный директор
Самое главное, что нам дал туризм, это огромное количество знакомств с очень интересными людьми по всему миру. И мы им очень благодарны за поддержку и помощь. Желаем нашим партнерам и коллегам доброго пути в этом непростом, но таком человечном бизнесе. Желаем искренне, от всей души – мы ведь вместе с ними прошли часть этой нелегкой дороги...
«Демпинг на рынке онлайн бронирования опасен так же, как и в туроператорском бизнесе»
Андрей КОТЕЛЬНИКОВ
«Отельдискаунт»
генеральный директор
В этом году мы не успеваем отмечать появление новых игроков – всем, видимо, захотелось поиграть в этот бизнес. Вот только многие из тех, кто сейчас покупает системы бронирования, по большому счету, не очень понимают, как с ними жить, и выдумывают свои правила.
«Если вы хотите, чтобы рынок онлайн-бронирования ушел к западным компаниям, давайте еще подождем с электронным ваучером и ответственностью операторов»
Карен ГОНЧАРОВ
«DSBW-tours Континент»
генеральный директор
В массовом туризме действительно все плохо. Если возить пустые кресла на оплаченном чартере, то работать невозможно ни вбелую, ни вчерную. Налоговая нагрузка несопоставимо мала по сравнению с убытками из-за неверно оцененных рисков. Но это вопрос не налогообложения, а приоритетов каждой компании.
«Мы пытаемся копировать немецкий опыт. А почему бы не изучить американский?»
Дмитрий АРУТЮНОВ
"АРТ-тур"
генеральный директор
В туризме среднему бизнесу комфортнее. Если превращать свое дело в прокачивание денег и ради этого наращивать обороты, компания превращается в пирамиду, потому что конкуренция огромная, включая интернет-бронирования. Оставаться мелким – тоже бесперспективный путь, тогда лучше признать, что ты агентство, и работать с постоянными клиентами.