DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
На что ТЭК тратит свой ИТ-бюджет?
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » телефоны, смартфоны, КПК » смартфоны » это письмо

2012-09-26 22:47:16

Статья

Информатизация Мероприятия

версия для КПК

26.09.12, Ср, 16:46, Мск

Российский сектор ТЭК переживает непростые времена - лицом к лицу столкнувшись с большой проблемой изношенности оборудования. Эта статья расходов стала основной для компаний отрасли, очевидным образом сокращая бюджеты на ИТ. Предприятиям по силам интеграционные проекты и внедрения стандартного корпоративного ПО, и лишь немногие решаются на масштабные и прорывные ИТ-шаги. О том, как изменить эту ситуацию и что может повлиять на рынок, говорили участники круглого стола "ИТ в ТЭК 2012", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

По данным зарубежных аналитиков (Gartner, Frost&Sillivan), основное направление информатизации рынка ТЭК в 2012 году касается разработки и внедрения интеллектуальных технологий – "умных" сетей, домов, производств, городов, а в 2013 году к ним добавится "зеленая" энергетика. Все эти инициативы направлены на сокращение потери передач электроэнергии с рекордных сегодняшних 30%. Россия в этом ряду стоит особняком, поскольку отечественные потери еще больше, и в стране в 2020 году уровень амортизационного износа предприятий ТЭК достигнет 85%. Одним из приоритетов российской политики становится развитие рыночной инфраструктуры энергетики и интенсификация мер, направленных на повышение конкурентоспособности и прибыльности с одновременным сокращением издержек. В поле внимания отечественных предприятий начинают оказываться моделирование, интеллектуальный учет электроэнергии и оптимальное управление активами. При этом большинство из них сталкивается с серьезными трудностями в силу территориальной распределенности страны, дефицита мощностей на периферии и неоднородности самих ИТ из-за разной степени зрелости ИТ-инфраструктуры отрасли ТЭК. Закрыть эти проблемы могут увеличивающиеся инвестиции в развитие технологий – однако, по данным CNews Analytics, сегодня в среднем предприятие ТЭК отчисляет на эти цели до 1% от бюджета на ИТ (некоторые предприятия – 2-3% на ИКТ), при этом в приоритете стоят краткосрочные проекты с малыми сроками окупаемости и видимым результатом. К ним относят решения, связанные с автоматизацией бизнес-процессов (внутри предприятия и внешне – при работе с клиентом), а также ПО для обеспечения бесперебойности и безопасности технологических процессов.

Вместе с тем отечественные предприятия ТЭК сталкиваются с существенными проблемами, ключевой из которых является избыточное разнообразие используемого ПО и лоскутная автоматизация как наследство после реорганизации отрасли. Ключевой организационно-административный вопрос холдинговых структур — как унифицировать все программные средства, чтобы агрегировать и обрабатывать данные всех подразделений - остается пока открытым. В рамках российской специфики он сопровождается и вопросами безопасности – с одной стороны, обеспечением непрерывности функционирования ключевых элементов инфраструктуры, технологических систем, с другой - исполнением новых требований законодательства, например, ФЗ-152.

Одним из ключевых докладов круглого стола стал рассказ начальника отдела информационных технологий Министерства энергетики РФ Евгения Новикова о том, как устроена ведомственная информационная система поддержки повседневной деятельности центрального аппарата министерства (ВИС). По его словам, министерство практически завершило переход на безбумажный документооборот, оцифровав свои архивы с 1930-х годов и организовав корпоративный поиск по хранилищам.

ВИС Минэнерго России создавалась в 2008-2011 гг. на базе программных продуктов КБ "Реалтех" и состоит из 10 функциональных подсистем. В качестве отличительных особенностей ВИС Евгений Новиков отметил наличие единой информационной базы данных, исключающей появление дублей в записях, общий механизм разграничения прав доступа для всех приложений, защищающий данные, а также автоматический обмен информацией между удаленными офисами без высокой загрузки каналов связи и возможность дистанционного обслуживания ВИС на местах.

По данным г-на Новикова, ежедневно в ВИС одновременно работают до 400 сотрудниковцентрального аппарата Минэнерго при общей численности пользователей ВИС более 600 человек. В числе федеральных органов исполнительной власти, являющихся абонентами ВИС и поддерживающих обмен электронными документами в рамках опытного участка системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), значатся 39 ведомств, то есть, около 67% от их общего количества.

В 2011 г. система зарегистрировала 61 тыс. входящих, 25 тыс. исходящих и 17 тыс. внутренних документов, что в среднем на 8-10% больше, чем в 2010 году. За время всей эксплуатации в системе зарегистрировано и обработано 1607 государственных контрактов и договоров, а также получено по МЭДО и зарегистрировано 7100 входящих документов и отправлено 2730 исходящих.

До конца 2012 г. министерство планирует увеличить общее количество предоставляемых с помощью ВИС госуслуг до 18 и реализовать автоматическое взаимодействие с единым порталом госуслуг. Также, по словам Евгения Новикова, ведется разработка мобильного клиента ВИС на базе iPad/iPhone с поддержкой ЭЦП для обеспечения деятельности в ней руководства с учетом требований ФСТЭК и ФСБ России.

Вопрос технической стороны организации подобной ИТ-системы вызвало активное обсуждение собравшихся специалистов, которое продолжилось в рамках выступления Сергея Журавля, руководителя продаж по работе с заказчиками в области ТЭК и промышленности NEC Neva Communication Systems. Г-н Журавель отметил несколько технологических решений, позволяющих защищать системы, подобные ВИС, и строить "умные" производства. К ним он отнес системы комплексной безопасности, которые контролируют состояние стратегических сооружений на объектах предприятий ТЭК (дата-центры, узлы связи, центры оповещений) с помощью видеонаблюдения и интеллектуального распознавания экстренных и кризисных ситуаций (детектирование подозрительных лиц, предметов, корректное распознавание перемещений людей и обычного давления ветра, контроль за температурой и утечками газа или горючих материалов и так далее), поддержкой биометрической аутентификации и иных защитных технологий. В портфеле NEC есть также и тепловизорное оборудование, необходимое для распознавания тепловых утечек и огня, а также линейка телеком-устройств для организации сетей связи.

О прикладных решениях для информатизации предприятий ТЭК рассказали Юрий Хомяк , директор по продажам компании "ВидеоМост". Он рассмотрел основные кейсы применения видеоконференцсвязи в ситуациях с территориально распределенными компаниями с целью повышения эффективности взаимодействия их филиалов.

Несмотря на существование очевидного технологического отставания российского сектора ТЭК от Европы и США, отечественные игроки рынка признают свои недоработки и готовы активно развиваться в сторону эффективности. Так, Алексей Вексин, главный эксперт департамента информатизации и бизнес-технологий "Холдинга МРСК", привел оценочные количественные и качественные показатели недостатков существующей архитектуры отрасли электроэнергетики России. Среди них он отметил не гибкую схему генерации электричества в периоды снижения потребления, низкий потенциал развития текущих сетей (рост присоединенной мощности увеличивает объемы незагруженных мощностей, зарезервированных для пиков, а опережающий рост непромышленного потребления превышает возможности экстенсивного развития), а также иерархическую топологию управления сетью (низкое быстродействие и ограниченность в принятии решений ввиду высокой сложности системы, при этом сам потребитель почти исключен из цепочки управления сервисом).

Тем не менее, выход из данной ситуации есть. Для этого потребуются переход от централизованной, жестко-контролируемой сети, основанной на крупных генерирующих объектах, к децентрализованной, интеллектуальной и интерактивной для частных и мелкомоторных потребителей, а также изменение бизнес-модели отрасли, отношений со всеми заинтересованными сторонами, включая сбыты, регулирующие органы, поставщиков услуг, технологий и всех потребителей электроэнергии. Г-н Вексин отметил, что новая бизнес-модель МРСК требует реструктуризации бизнес-процессов и модернизации инфраструктуры, находящейся в управлении холдинга. Вследствие этого требуется строительство новой инфраструктуры "умного учета", обеспечивающей интерактивность потребителя, при этом существующая инфраструктура генерации и транспорта энергии не нуждается в реструктуризации, необходима лишь информатизация (автоматизация). Ответственность за функционирование новой модели лежит на распределительных компаниях "Холдинга МРСК". В качестве примера он привел три пилотные зоны, где реализуется новая концепция, – это Калининград, Белгород и Пермь. Так, в последнем городе уже ведется апробация различных технических решений, позволяющих собирать информацию с приборов учета в единую базу данных, контролировать баланс и фиксировать потери электроэнергии, автоматизировать бизнес-процессы МРСК и интегрировать смежные системы. Потребители на местах получили абонентский портал с возможностью просмотра статистики использования электричества через личные кабинеты в интернете и с помощью смартфона. По результатам пермского эксперимента МРСК будет запускать аналогичный проект на Северном Кавказе.

Александр Щеканов, первый заместитель начальника департамента ИТ ФСК ЕЭС, коснулся вопроса автоматизации бизнес-процесса энергетической компании по энергосбережению в рамках исполнения приказа ФСТ России №12-э "Об утверждении формы отчета о фактическом исполнении "Федеральной сетевой компанией единой энергетической системы" установленных требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так, он представил архитектуру и основные схемы работы АС МиАЭ, запущенной в рамках КИСУ "ФСК ЕЭС" для возможности мониторинга, анализа энергосбережения, хранения и обработки результатов энергетического обследования на базе программного комплекса SAP.

Про необходимость и целесообразность применения бизнес-аналитики в ТЭК говорили представители компании SAS – Вероники Митрошкиной и Сергея Абрамова. В частности, они рассказали о том, как аналитические решения позволяют получить экономический эффект: не только снизить производственные затраты в пределах 3,5-5%, но и увеличить прибыль на 1-5% и вернуть инвестиции с показателем до 590%. Это же упомянул и Владимир Ворожихин, генеральный директор АНО "Агентство практического энергосбережения ЦФО", утверждающий, что поскольку ТЭК составляет треть объема промышленного производства России и доходов консолидированного бюджета, половину доходов федерального бюджета, две третьих экспорта, почти половину валютных поступлений, он имеет возможности использования ИТ и BI. Тем не менее, эксперт предостерег, что важно правильно определить приоритеты – ошибка в стратегической отрасли будет решена нескоро: инвестировав все возможные средства, в год можно будет обновить 4% фондов, т.е. жизненный цикл решения 25 лет.

Михаил Демидов / CNews

Презентации участников конференции

Презентация Радаев Александр, заместитель главного редактора CNews
Презентация Митрошкина Вероника, руководитель сектора ТЭК, SAS Россия/СНГ
Презентация Журавель Сергей, руководитель продаж по работе с заказчиками в области ТЭК и Промышлености, NEC Neva Communication Systems
Презентация Хомяк Юрий, директора по продажам ВидеоМост
Презентация Новиков Евгений, начальник отдела информационных технологий Министерства энергетики Российской Федерации
Презентация Вексин Алексей, главный эксперт департамента информатизации и бизнес-технологий, Холдинг МРСК
Презентация Скачать все презентации (архив)

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » телефоны, смартфоны, КПК » смартфоны » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru