DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо

2012-09-19 15:32:12

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест Продолжаем разговор вокруг персональной ретроспективы Йозефа Бойса в ММСИ на Гоголевском 10. На этот раз - о шаманизме социальном.

Есть среди экспонатов выставки золотистый цилиндр с надписью "Дай мне меда" и указанием объема. В перформансе с мертвым зайцем Бойс ходит в маске из меда, присыпанной золотой пудрой, а в одном из многочасовых перформансов с помощью насоса гоняет по пластиковым трубам пару тонн лекарственного продукта.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Мед - духовная ипостась Бойсова жира. И если первый - внутренняя мякоть свободнорастущего природного тела, то мед - текучий продукт творческого сознания. Золото, вкрапленное в мед, медь, вкрапленная в воск - все эти формулы алхимических сплавов идеальной материи и идеального духа. Для рационалиста человек - чистый лист, но Бойс разбивается о плоскость, как о хитиновую скорлупу и провозглашает другую чистоту - пластическую, заставляя припомнить не сам божественный креационизм, а то, КАК создавал бог человека. Бойс затевает встречный процесс: разрабатывает доктрину "социальной скульптуры" (манифест 1978 г.).

На выставке лежат газеты с распечатанной идеологической программой Бойса, она замечательна и содержанием, и временем создания. Оказавшись между двумя дискредитировавшими себя социальными системами - фашизмом и коммунизмом, Бойс, однако, не впадает в тотальное отрицание благой человеческой природы, наоборот, он с немецким упорством продолжает веровать в нее. Согласно его доктрине, в человеке изначально заложены две базовые потребности: в духовном развитии (противу эгоистического материализма) и в коллективной взаимопомощи (противу государственного угнетения).

Бойсов жир и мед буквально опрокидывает верхушкой вниз пресловутую "пирамиду Маслоу" и расправляет иерархию потребностей в квадрат творческих возможностей, избавляющих, как от порчи, от либерального эгоцентризма и государственного тоталитаризма. Прибавим от себя - избавляют они от потребительской ограниченности и маркетинга, прививая к его материальному стволу ценностный побег брендинга.

Две ключевые потребности по-Бойсу - не что иное, как разнозаряженные потоки энергии, составляющие блок питания идеального социума. Отсюда - кажущиеся взаимоисключающими его манифесты и манифестации. Он может, не боясь увольнения, вступиться за абитуриентов,  проваливших в 1971 экзамены в Дюссельдорфскую академию художеств и тут же основать свой знаменитый Свободный международный университет (ему, собственно, и посвящен перформанс с медогонкой). Он может баллотироваться в Бундестаг от партии "Зеленых" (1983) и одновременно заявлять, что не является садовником, просто считает, что сегодня деревья умнее людей.

Во время Кассельской "Документы" 1972г. Бойс начинает сажать аллею из 7000 дубов из Германии в Россию, но с каждым новым саженцем убывают базальтовые глыбы из громадной кучи, символизирующей цивилизацию, точнее, ее инертную, искусственную часть. Интересно, что сажает деревья художник не сам, а уговаривает жителей городов, и те охотно слушают (как слушали его почти беспрерывную 100-дневную дискуссию на "Документе-5" удивленные зрители, причем художник утверждал, что не устает, а наоборот, заряжается силой). И сажают!

А базальтовые его глыбы, помещенные рядом с деревцами, выглядят слепой, инертной массой, поэтому им вживлены, как чипы, подвижные конусы - космические фракталы правильной  социо-натурной динамики. Кочующая с Запада на Восток, из Германии в Россию на верблюдах народной инициативы дубовая аллея Бойса - один из гениальных перформансов евразийского проекта объединения человечества на божественно-природной основе. Думаю, аналогов ей до сих пор нет, несмотря на громадное количество проведенных с того времени экологических акций.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Столь же значима, на мой взгляд, и метафора креста.

Художник рос в семье католиков, но важно не это, а то, как выглядит и для чего служит этот символ. Студентом Дюссельдорфской академии, Бойс знакомится с профессором - скульптором Эвальдом Матаре, выгнанным из штата в 1933 за "дегенеративное искусство" и восстановленным лишь в 1946 году. Бойс вспоминает: "Матаре учил наблюдать за натурщиком, за анатомией, реалистично передавать то, что преподносит нам жизнь". Первые его "монгольские" скульптуры и коллажи - первое пробуждение архаической экспрессии. Учеба идет впрок.

В конце концов, даже крест становится у Бойса матрицей живого тела, разметкой, по которой вьется человеческая лоза. Крест Бойса  - животворящий и жертвенный, христианский и языческий - иннервированная клетка бытия.

В экспозиции - для метания, крест-колышек, крест-плюс - заряд в батарейке, крест неотложной помощи, крест исправленной, лишенной предательских "хвостов" солярной свастики... Обведя крест кругом, Бойс делает его своим логотипом, штампует объекты, рисунки, письма... 

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

В 1966, обернув рояль войлоком и поставив на него свой фирменный штампик, Бойс пояснит: "Гомогенная инфильтрация для рояля. Лучший композитор современности - талидамидовый ребенок" (талидамид - печально известное успокоительное лекарство, от употребления которого родилось множество безруких младенцев). Рояль с потенциальным, внутренним звуком требовал композитора в лиминальной фазе "куколки". Крест Бойса - вид сверху на идеальное пространство, точку взлета после падения. Говорят, Бойс признавался, что желал бы баллотироваться в мэры Нью-Йорка (города с продольно-поперечной планировкой!) по причине предельной концентрации там мирового хаоса. Его знаменитый перформанс "Я люблю Америку. Америка любит меня" прошел без единого контакта с каким-либо американским жителем, кроме одного-единственного дикого койота."Когда белый человек вступил на американскую землю, индеец подал ему правую руку дружбы и приветствовал его, как сына Неба", - читаем в титрах. Памятуя об опыте "сына неба", многократно испытанном Бойсом-летчиком, можно вспомнить Финиста Ясно Сокола, ударявшегося об земь. В одном из перформансов Бойс изображает гангстера Джона Диллинджера, которого убивают автоматной очередью в спину. Может быть, это метанойя? Так или иначе, Бойсов крест - недостающая вертикаль на горизонтали минуса.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Коллаж называется "Где жир?". Бойс нередко указывает в названии на отсутствие предмета посвящения (ср. с уже упомянутой работой "Дай мне меда"

Примерно это происходит со зрителем, когда он видит странную инсталляцию: две, лежащие рядом массивные перекладины для креста с необходимыми вырубками и странно торчащим на одном из них громоотводе. Это часть монументального памятника немецким солдатам, погибшим во Второй Мировой. Дубовая вертикаль и базальтовые перекладины. Живое дерево и тяжесть металла. Живой дух и груз бытия. Проект не состоялся, и теперь столб достраивается воображением.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

"Идейная война с самим собой была бы самым желанным миром" - читаем Бойса на одной из стен выставки. Здесь нет громадных глыб из животного жира, поэтому впечатления чистой социальной массы не хватает, а такие проекты у Бойса были. Идеальный мир - от массивных стихий до пробирочных ингредиентов - напоминает мне, как ни странно, планету Маленького Принца, подметающего семечки и выкорчевывающего баобабы зла ради прекрасного цветка. Есть в экспозиции фотография перформанса 1972г., где Бойссо товарищи подметает от дискуссий и идеологического мусора площадь после первомайской демонстрации. У стены стоят две швабры - ржавая-беззубая и серебряная, с ворсом. Есть закупоренная бутылка с "грязными водами Рейна", а есть высокий, прозрачный конусовидный мерный сосуд с надписью "Роза для прямой демократии".  Это зрелый Бойс. Начинает же художник - с "наскальных рисунков" тотемических животных - для себя и надгробий - на заказ.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Говорят, напряженная арт-практика Бойса доводила его до транса, и он часами мог стоять в самой неудобной позе. Бойс заставляет вспомнить Марксово "идея, овладевшая массами - сила материальная". Сильная материя и материальная сила - вот орудия Бойса, да и сам он -  этот ритуальный мед и жир, войлок и ворс.

Пишут, что Бойс отождествлял себя одновременно с Игнатием Лойолой и Чингисханом. Один - воин-католик, так же, как Бойс, был ранен и после мучительной болезни обрел новое, духовное тело. Чингисхан же воплощал тот самый "встречный" поток интуиции и воли, что дул из бескрайних просторов "внутренней Монголии".

Бойс - шаман не по крови, но по методу. Шаман же - художник по методу, но не по крови. Катарсиальный транс достигается Бойсом очень по-немецки - последовательностью мышления. "Додумывание до конца марксизма,  либерализма, христианского социального учения - приводит к тем же выводам что и мы" - пишет Бойс.

Постоянный участник Кассельской "Документы", Бойс доводит название события до этимологического ядра: его мистерии правдивы и функциональны настолько, что Бойсу верят все, кто хоть сколько-нибудь "воткнулся" в этот плотный фантазм. Достаточно понаблюдать за коллективными действиями и выражением лиц его зрителей на видеозаписях. Как, впрочем, и за лицом самого художника. И это даже было оформлено в специальную форму: при входе на выставку, на стене - видеофильм Лутца Моммартца. Йозеф Бойс просто молча смотрит в камеру. "Расширенное понимание искусства - это единственная возможность справиться с существующим положением", - читаю на одной из стен. Согласна.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Юлия Квасок

Advertology.Ru

19.09.2012

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru