DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Интим не предлагать
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » кино » это письмо

2012-08-29 00:59:16

Ситуация с запретом сербского фильма «Клип» не вызвала бы такого ажиотажа, если бы не политический контекст.

shutterstock.com

Ситуация с запретом сербского фильма "Клип" не вызвала бы такого ажиотажа, если бы не политический контекст.

Оставив попытки изыскать бюджетные ресурсы на поддержку авторского кино, Министерство культуры принялось поддерживать его иными методами. События прошлой недели показали, что замминистра по кино Иван Демидов — по-прежнему человек смелый и креативный. Show must go on! — решил вчерашний шоумен и отказался выдать прокатное удостоверение фильму "Клип" за перебор с сексуальными сценами, матом и наркотиками. Молодец! Шоумен бывшим не бывает, даже если партия временно направила его рулить кинематографом.

Интернет тут же наполнился просьбами посоветовать, где посмотреть фильм. Кто-то стонет в Сети: "Я благодаря Мединскому посмотрел "Служу Советскому Союзу!" — ну и зачем время потратил?!" Теперь благодаря ведомству Мединского средний, вполне себе проходной, в стиле "нью юропиан синема" "Клип" посмотрят не десять человек в России, а все десять тысяч. Большинство из них наверняка кроме навязчиво торчащих половых органов в фильме ничего не увидят, но количество скачиваний из Интернета превысит самые смелые ожидания.

Первая мысль, которая приходит в голову, — быстренько составить список фильмов-мишеней для креативного Ивана Ивановича Демидова и вместе посмеяться. Приди Демидов надзирать за культурой чуть раньше, не видать бы отечественным киноманам ни "Империи чувств" Нагисы Осимы, ни "Антихриста" Ларса фон Триера, ни обладателя берлинского "Золотого медведя" — "Интима" Патриса Шеро, ни великого множества фильмов, в которых совокупляются, безобразничают и всячески бесчинствуют на сексуальной почве. Не говоря уж об употреблении алкоголя и курении. Так что спасибо "Единой России" за наше счастливое детство: хоть что-то увидеть на большом экране да удалось.

Однако весь этот министерский фарс совсем не смешон, хоть и, безусловно, жалок, как жалки всякие попытки глупого человека изобразить ум, а человека равнодушного — участие. Всякое действие, как и всякое слово, само по себе может ничего не значить, кроме набора букв или короткого движения пера. Но сгустившийся вокруг контекст услужливо наносит правильные свет и тени на всякое событие.

Возможно, столь болезненно ситуация с запретом проката "Клипа" и не воспринималась бы в заинтересованных кругах, возможно, в конечном итоге решили бы все так или иначе мирно, как время от времени случалось раньше. Но когда кругом разлит керосин, не обязательно для пожара подносить факел — достаточно крохотной искры. Когда по стране разлито горючее в виде приговора Pussy Riot, закона о митингах, задержаний и обысков по следам 6 мая, то частный на первый взгляд скандал вокруг показа (непоказа) на экране откровенных сцен рождает ощущение, что точка невозврата совсем близко.

Еще до недавнего времени у чиновников худо-бедно хватало образования и опыта отделить, скажем, неприкрытую порнографию от произведения, в процессе создания которого авторы ради замысла привлекли откровенные сцены. Проблески сознания у прежних Минкультов были — они хотя бы подозревали, что искусство существует. Фильм Патриса Шеро "Интим" спокойно получал прокатное удостоверение, хотя весь был составлен из голых тел и постельных сцен. Но сколько-нибудь думающему человеку было ясно: голые тела и постельные сцены не самодостаточны — они работают на стремление режиссера показать фатальное одиночество человека и его попытки через секс наладить хоть какие-то связи в этом мире. Сегодня у этого фильма шансов бы не было. Даже у серебренниковского "Изображая жертву" и то бы не было, если вспомнить монолог мента, состоявший из одних матерных слов. Как наверняка не будет у грядущего нового фильма Ларса фон Триера "Нимфоманка", хоть официально объяви Триера гением.

Зато теперь всегда будут шансы у "Самого лучшего-или-как-его-там-еще фильма", у "Того еще Карлсона" и подобной им ахинеи, что жиреет в прокате под видом доброго кино. Потому что с позиций сегодняшнего дня — а дальше власть смотреть просто не умеет — этот мусор безвреден. Никто не думает, что он откликнется через годы поколением, не привыкшим думать и уверенным, что Пазолини — это большой пазл. Но это когда еще будет! Сто потопов пройдет…

С новым Минкультом в культуру пришла новая беда, она имеет обличье людей, которым на культуру наплевать — они ее не понимают, не чувствуют, не знают, что с ней делать. Они растеряны: культура им не дается, ускользает от них. Поэтому они раздраженно носятся за ней со своими законами, как с сачком за бабочками: догнал — поймал — накрыл. Ну что — будешь еще убегать? То-то… Им невдомек, что, прежде чем что-то запрещать, надо попытаться найти для этого нишу. Но для этого надо подумать. А думать то ли недосуг, то ли… Ох, ну ладно — впереди еще попытка проката сербского же "Парада". Это о геях. Питер, готовься! 

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » кино » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru