DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Православные дружины – панацея от кощунства?
| text | html

web-архив: карантин » ищут свое место » религии » христианство » православие » это письмо

2012-08-24 20:25:35

Время дружин кануло в прошлое и сейчас необходимы иные формы защиты Церкви, уверен эксперт

Приговор суда по делу о "панк-молебне" Pussy Riot можно до хрипоты называть справедливым или несправедливым. Одно лишь пока абсолютно бесспорно: он оказался небесследным прежде всего для самой Церкви. Об этом красноречиво говорит то откровенно враждебное цунами, которое накрыло ее еще задолго до момента оглашения приговора 17 августа.

Вести о том, что тот или иной очередной храм подвергся надругательству, идут как с фронта, успевай только возмущаться и дивиться безграничности людской глупости. Неужели те, кто расписывают стены церквей скверными словами и оскорбляют первых встречных священнослужителей, полагают, что таким образом они могут что-то доказать, обличить несправедливость и помочь "панк-рокершам"?.. Но своей глупости нам мало, и вот в Россию "на гастроли", как мы уже сообщали, едет "группа "Крестоповал", представленная украинскими антиклерикальными активистками FEMEN. Их, похоже, даже не останавливает в своей решимости заявление одной из "пусси" Марии Алехиной, приведенное в "Новой газете", что распиливание поклонного креста "не вызвало чувства солидарности". Сама поддержка далеко не святой панк-троицы была для FEMENисток всего лишь одной из немногих пиар-акций, задачу же перед собой девахи поставили амбициозную: "Для нас было важно, что это (крест. – прим. KM.RU) – символ церкви, символ порабощения людей, символ несвободы. Мы считаем, что мы поступили правильно, спилив крест, продемонстрировав тем самым, что пора рушить устои мракобесия в людских головах".

Но, видать, что-то порушено у самих "спасительниц от рабства" в буйных головушках, раз они всерьез рассчитывают на такой эффект. Ведь любому более-менее здравомыслящему индивиду ясно, что результат будет прямо противоположный. Кстати, он уже имеется. Так, в Московской патриархии поддержали инициативу представителя православного движения "Святая Русь" Ивана Отраковского об организации "православных дружин" для охраны святынь от поругания. "Всегда в православной традиции такая защита являлась долгом православного народа. Православные призваны исполнять этот долг, но, конечно, делать это в рамках закона", – приводят российские СМИ комментарий председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Официальный спикер РПЦ также добавил: "Очень важно добиться того, чтобы любой такой случай был либо предотвращен, либо наказан".

И надо сказать, что в процессе рассмотрения дела наших панк-феминисток наша же православная общественность показала дивную способность к самоорганизации, ничуть не худшую, чем у "белоленточной" оппозиции. Учитывая этот фактор, тем более странно сталкиваться на интернет-просторах с уверенностью, что удары по самым больным точкам православных принудят последних "осознать", на чьей стороне правда. Формальным препятствием для введения православных дружин пока что является МВД, которое достаточно прохладно приняло эту идею, равно как и столичные власти. Так, предельно однозначно высказался глава московского департамента по региональной безопасности Алексей Майоров: "Если говорить о дружинах, которые будут иметь конфессиональную или национальную направленность, – мое мнение: это непродуктивный путь развития данного рода деятельности".

Что ж, первый распиленный поклонный крест в Первопрестольной – и "путь развития" тут же будет признан допустимым. Если не единственно верным.

В беседе с обозревателем KM.RU генерал-лейтенант милиции в отставке, доктор юридических наук, профессор уголовного права Александр Гуров усомнился в действенности такой формы защиты святынь, как православные дружины:

– Что касается заявления о преждевременности, это можно объяснить стремлением МВД перестраховаться, учитывая, что речь идет об участии общества в работе правоохранительной системы. Да, есть какие-то дружины и сейчас, но работают они слабо, и будут слабо работать, потому что время дружин уже ушло. Капитализм на дворе: плати деньги – и тебе помогут чем смогут.

Я не являюсь противником дружин, в т. ч. православных и любых других. Пусть они будут как некая психологическая подмога для полиции, как дополнительный нервирующий фактор для преступников. Но полагать, что дружины могут стать реальным средством предотвращения преступлений, – это уже нечто из области фантазий. Необходимо крепить правоохранительные органы – вот в чем должна быть основа основ. При этом мне понятны и мотивы, побудившие некоторых создавать отдельные православные дружины. Эти мотивы я бы разделил на объективные и субъективные. Объективно сейчас в обществе наблюдаются упадок нравов, зашкаливающая распущенность. Имеет место, конечно, и агрессия определенных слоев в адрес Церкви. Раньше рушили храмы и убивали священников, теперь пляшут в главном храме страны, спиливают кресты, оскверняют надписями...

Но есть и субъективная сторона. Не то что создание, но уже и заявление о создании такого рода дружин – прекрасный повод пропиариться и извлечь выгоду. Я вообще аккуратно отношусь к инициативам, призванным защитить народ или святыни. Тут – то же, что и с политическими партиями: они грызутся промеж собой за какие-то высокие идеалы, за народ, а народ тем временем так и остается лишь ширмой. Дружины – не выход из сложившейся негативной ситуации вокруг Православной церкви. Тут нужно бить прежде всего гласностью, выступлениями в СМИ, пропагандой и разъяснениями. Это сегодня главное.

В условиях, когда не очень хорошо проработана ситуация с негативным отношением общества к Церкви, куда разумнее создать собственную действенную организацию, которая не будет просто рассылать "в никуда" дружинников с дубинками или без них, а будет организовывать конференции, интересные круглые столы, взаимодействовать с другими авторитетными организациями и таким образом пресекать саму возможность нападений на храмы и священников.

А какой сейчас толк от таких дружин? Ну выходит "православный дружинник" на улицу, и что? У нас разве ежеминутно жгут кресты и нападают на священников? И что остается? Искать себе, чем заняться? Посещать демонстрации противников и там вольно или невольно провоцировать конфликты?.. Т. е. защищать Церковь от поруганий нужно, но при этом стоит искать иные формы, действительно рабочие. А создавать лишний и бесполезный шум, обеспечивая работой полицию и журналистов, – какой в этом смысл?..

Источник



web-архив: карантин » ищут свое место » религии » христианство » православие » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru