DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Панки снова в гонениях
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо

2012-08-16 00:25:36

«Необычная» для традиционалистских канонов православной церкви «молитва», проведенная участницами панк-группы Pussy Riot, могла стать уже давно достоянием истории курьезов. Однако некоторые из возмущенных граждан, в число которых, как известно, входят и чиновники, и служители культа, в т.ч. самые высокопоставленные, дали поступку юридический ход, превратив его в судебный процесс.

Denis Bochkarev

"Необычная" для традиционалистских канонов православной церкви "молитва", проведенная участницами панк-группы Pussy Riot, могла стать уже давно достоянием истории курьезов. Однако некоторые из возмущенных граждан, в число которых, как известно, входят и чиновники, и служители культа, в т.ч. самые высокопоставленные, дали поступку юридический ход, превратив его в судебный процесс.

Но скоро он должен закончиться - 17-го августа в 15-00 суд собирается огласить приговор трем девушкам из панк-группы Pussy Riot.

Официально участницы панк-группы обвиняются в совершении преступления в части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц) - "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору".

Что же служит основанием для такого определения? Некоторые потерпевшие говорят, что были поруганы их религиозные чувства из-за текста песни, других возмутил факт нахождения молодых женщин на территории храма, где женщинам якобы запрещено появляться, третьих – формат подачи песни, четвертые возмущены по совокупности всего этого.

По материалам агентства Interfax, чей корреспондент присутствовал на заседании во время допроса потерпевших из числа работников церкви, были "допрошены все потерпевшие: три охранника храма Христа Спасителя, две свечницы, два алтарника, заместитель главного энергетика храма и член общества "Народный собор"". Все девять потерпевших рассказали, что действия девушек их расстроили, оскорбили, нанесли глубокую душевную травму и привели в шок и оцепенение. Все они посчитали подобные деяния недопустимыми и направленными против верующих. Однако практически никто из них не сказал, а что же именно их оскорбило и расстроило.

Адвокат потерпевших Лариса Павлова говорила о нецензурных выражениях в адрес какого-то человека. Однако, нам известно из видеозаписи и из текста песни, что там не было бранных оскорбляющих слов в адрес каких-либо определенных людей по типу "ты – такой-то".

Также Павлова упомянула о "телодвижениях, выражающих неприязнь", что особенно интересно с точки зрения физиогномики и невербалики - науках о мимике и жестах. Практически все жесты не имеют однозначных толкований, и даже профессионалы в этих науках не могут однозначно сказать о значении того или иного жеста в той или иной ситуации. Хорошо известно, что в России кивок головой обычно означает подтверждение, а вот в Болгарии он означает как раз противоположное – отрицание. Как может адвокат так однозначно давать оценку набору жестов обвиняемых? И какие именно жесты её натолкнули на такие выводы? Какой жест является богохульным, какой ненавистническим, а какой разжигает религиозную рознь?

Следователи по данному делу также решили показать себя знатоками в области жестов. Их обвинительные выводы базируются на том, что девушки "прыгали, задирали ноги и имитировали удары кулаками". А разве это запрещено? Для такого толкования требуется привлечение специалиста-профессионала. Иначе судебное обвинение не будет обосновано.

Также мы видим слабое обоснование обвинения в лингвистической экспертизе по тексту песни. Является ли песня группы Pussy Riot действительно богохульной? Как известно, главный и основной признак богохульства - непризнание основных религиозных символов данной конкретной веры (в нашем случае - православия). Давайте построчно исследуем текст песенки "Богородица, Путина прогони". 

1  Текст песни

Припев 1 (Хор)

Богородица, Дево, Путина прогони,

Путина прогони, Путина прогони

(конец хора)

Содержание текста

Припев представляет собой обращение литературного героя песни к фигуре Богородицы, которая в христианской религиозной мифологии почитается как защитница забитых и угнетенных людей. Обращение к какому-то субъекту всегда означает, что тот, кто к нему обращается, уверен и не сомневается в его существовании. Т.е. литературный герой не отрицает существования Богородицы и даже рассчитывает на её активное участие в своей судьбе.

Вывод о богохульстве

Если в тексте утверждается существование одной из самых значимых фигур христианской веры – Богородицы – то никакого богохульства в этой части текста нет. Другая фигура, присутствующая в тексте – "Путин", фигурой Священного писания и Священного предания, а также других канонизированных религиозных текстов не является.

2 Текст песни

Куплет 1

Черная ряса, золотые погоны,

Все прихожане ползут на поклоны,

Призрак свободы на небесах,

Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах,

Глава КГБ, их главный святой,

Ведет протестующих в СИЗО под конвой,

Чтобы Святейшего не оскорбить,

Женщинам нужно рожать и любить.

Содержание текста

В первом четверостишье этого куплета отсутствуют всякие упоминания относительно священного писания, священного предания и других столпов религиозной веры. Идет описание того, что имеются случаи, когда служители веры в качестве гражданских лиц служат силовым структурам. Символически показано отсутствие свободы и приведен пример давления силовых органов на представителей нетрадиционных ориентаций.

Во втором четверостишье говорится о том, что действия служителей НКО РПЦ зачастую опираются не на каноны православной веры, а на указания спецслужб, что в отношении протестующих против имеющихся гражданских порядков используются чрезмерные меры. В последних двух строчках литературный герой сетует, что вместо моральной поддержки от главного иерарха РПЦ в женщин – они слышат от него призыв – не рассуждать, не стремиться преодолеть имеющееся состояние дел, а молча и беспрекословно выполнять функцию физического продолжения рода.

Вывод о богохульстве

Никаких угроз, проклятий и иных неблаговидных слов в отношении христианской веры, символов веры, базовых и вторичных канонических текстов, религиозного культа в тексте первого куплета нет. Есть лишь описание воспринимаемого литературным героем положения дел в обществе, но никак не в делах религиозной веры. Т.е. богохульства в первом куплете нет, соответственно этим текстом не может быть оскорблено никакое религиозное чувство верующего.

3 Текст песни

Припев 2

Срань, срань, срань Господня. Срань, срань, срань Господня.

Содержание текста

Выражается оценка положения дел, описанных в первом куплете, неудовлетворительное их состояние для того, чтобы литературный герой мог чувствовать себя полноценным человеком.  

Вывод о богохульстве

Поскольку данное словосочетание имеет устойчивый характер в русском и других языках, является идиомой, просторечным выражением, широко используемым как верующими, так и неверующими в качестве оценки того или иного события мирской жизни, то никакого богохульства здесь нет. Данное выражение имеет два значения: а) грязь, беспорядок, запущенность; 2) презрительно говорить о чем-либо, ком-либо непристойном, гадком, отвратительном.

4 Текст песни

Припев 3

Богородица, Дево, стань феминисткой

Стань феминисткой, феминисткой стань.

Содержание текста

Обращение к Богородице, еще раз показывающее высокую значимость этой фигуры в христианской религии, означает, что от неё ждут более решительных действий по защите угнетенных женщин. Такую активную позицию в своих действиях в миру проявляют представительницы феминистского движения. Идет своего рода орелигивание современного общественного движения. Собственно именно этим занимаются все священнослужители в своих проповедях.

Вывод о богохульстве

Поскольку образ Богородицы утверждается в надежде и призыве, то никакого богохульства в таких словах нет.

5 Текст песни

Церковная хвала прогнивших вождей,

Крестный ход из черных лимузинов,

В школу к тебе собирается проповедник,

Иди на урок - принеси ему денег!

Патриарх Гундяй верит в Путина,

Лучше бы в Бога, сука, верил.

Пояс девы не заменит митингов –

На протестах с нами Приснодева Мария!

Содержание текста

Здесь говорится о нарушении некоторыми клириками конституции РФ и Устава РПЦ. В частности, об отделении церкви и государства. В Уставе РПЦ написано (п. 10. Гл.1 Общие положения): "Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности…". Хотя при этом идет активное внедрение религиозных уроков даже в начальную школу, армию, высшую школу и другие государственные институты, равно как и описывается характер отношений церковного клира и госчиновников. Земные богатства, как можно понять из последнего четверостишья второго куплета, поменяли христианскую этику у служителей культа на стяжательскую, оттолкнули руководство РПЦ от веры. Дело даже доходит до того, что в моменты, когда простые прихожане и верующие хотят сами отстаивать свои права, глубоко укорененные в христианской вере, главные иерархи стремятся канализировать эту активность, призывая не делать ничего, а оставить все как есть.

В предпоследней строчке прямо говорится о конституционном характере разделения дел религиозных и светско-государственных: Богу – богово, а у государственных дел - своё социальное пространство, в которое церковь не должна вмешиваться. Здесь идет тонкая богословская реминисценция на текст Священного писания, где Христос объясняет это окружающим. Уверенный в своем праве бороться за человеческие условия жизни литературный герой, имея прямые отсылки для этого к Библии, говорит, что именно такая позиция является богоугодной и её поддерживает Богородица Дева Мария. 

Вывод о богохульстве

Отсутствуют всякие богохульные прямые и косвенные утверждения, нет никаких намеков на попрание святынь и символа веры христианства (святотатство). Наоборот, идет религиозная апология с использованием библейских мотивов.

Как мы видим, и в отдельных фразах, и во всем тексте песни "Богородица, Путина прогони" отсутствуют даже малейшие возможности на богохульство, на неуважение к православной ветви христианской религии, на попрание символов веры. Наоборот, песня является глубоко христианско-религиозной по своим высшим морально-этическим основаниям. Использование текста песни для обоснования ее богохульности и кощунства любому внимательному слушателю или читателю покажется абсурдным (поскольку богохульства в ней нет совершенно) и не может ни в коей мере быть обоснованием для предъявляемого обвинения в хулиганстве на почве богохульства и религиозной ненависти.

В песне нет также никаких признаков и следов религиозной ненависти ни к другим религиям и их представителям, ни к представителям других ветвей христианства, ни к атеистам. Более того, никакая другая религия или атеизм в песне даже не упоминаются.

"Певицы" не умаляли и не хулили православных религиозных ценностей. Также не был нанесен материальный урон помещению, вся присутствовавшая в момент выступления церковная религиозная утварь не понесла никакого ущерба. К тому же, участникам процесса нужно помнить, что в церкви участницы группы исполнили только первый куплет этой песни.

Не только мы пришли к такому выводу. Первая психолого-лингвистическая экспертиза текста песни "Богородица, Путина прогони" не нашла в ней состава уголовного преступления. Экспертное заключение по этой песне было готово ещё 2 апреля, но сторона защиты девушек из Pussy Riot была ознакомлена с ней только 24 апреля. "Я не могу раскрывать личности экспертов, которые вынесли это заключение, потому что к ним сейчас сразу возникнет много вопросов, в том числе и у журналистов. Нам не разрешили переснимать или переписывать заключение, но могу сказать, что там есть ответы на все вопросы следственных органов. В заключении сказано, что в действиях подсудимых мотивов ненависти и вражды нет", - сказала тогда Виолетта Волкова, адвокат одной из участниц Pussy Riot. Главным управлением МВД РФ по ЦАО была назначена повторная экспертиза, которая, как известно, смогла найти богохульность и не только.

Мы хотим заметить, что законами РФ также не устанавливается никаких ограничений на нахождение женщин в разных частях церковных помещений. Регламент нахождения на различных территориях церквей является внутренним для НКО РПЦ. Более того, Устав РПЦ напрямую запрещает выносить в мир внутренние вопросы церковных регламентов, в т.ч. кому и куда можно или нельзя ходить. Этот пункт действующего устава НКО гласит: "Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность". Т.е. налицо нарушение истцами Устава РПЦ. Также ни законы РФ, ни внутренние документы РПЦ не устанавливают, что какая-то форма одежды является оскорбительной для религиозной веры (это еще один пункт предъявленного обвинения).

Таким образом, доказательная база этого громкого "дела" оставляет желать лучшего. Посмотрим, увидит ли такое положение дел судья Марина Сырова, сможет ли отделить светские дела от церковных, сможет ли, как в свое время призывал библейский персонаж, оставить "богу – богово, а кесарю – кесарево".

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru