Создавать для народа привлекательный образ либералов поручили артисту в рясе
Аккурат в первый день Успенского поста мир узнал о новом почине самого медийного священника РПЦ, отправленного некоторое время назад по собственному желанию за штат. Иван Охлобыстин отныне займется идеологией партии "Правое дело" - безнадежного аутсайдера последних парламентских избирательных кампаний. Об этом в своем "твиттере" сообщил лично лидер партии Андрей Дунаев.
Надо сказать, что эффект "чистой сенсации" в данном случае определенно притупляет тот факт, что "праводелы" в принципе питают какую-то обостренную тягу к медийным персонам — шутка ли, даже Примадонну, которая доселе казалась идеальным воплощением аполитичности, удалось на некоторое время вовлечь в партийную суету. Алла Борисовна, правда, не скрывала, что для нее тут всех партийных главнее и милее лично Михаил Прохоров, с ним же в итоге и оставила сей храм либерализма. Но верхушка "Правого дела" веру в интеллигенцию бережно сохранила. Процесс вербовки бомонда никто сворачивать не стал.
Но все же монархист Иван Охлобыстин в руководстве столь ядерно-либеральной структуры — это посильнее не то что "Фауста" Гёте, но, пожалуй, и Апокалипсиса. Такой союз немыслим без революции — либо внутри партии, которой придется перестраиваться под "доктрину" Охлобыстина, либо в сознании самого Ивана Ивановича, которому, как предполагается, предстоит стать не каким-то там "свадебным генералом", но идеологом. Вопрос — чего.
Тем интереснее выглядит откровение руководителя медиагруппы "Правого дела" Евгения Ефимова, который в комментарии РИА "Новости" усиленно изображал, что ничего необычного в назначении на столь ответственную позицию в партии Ивана Охлобыстина нет. "Мы достаточно давно с ним обсуждали различного рода, даже не партийные вопросы, а в целом такую общую ситуацию. И пришли к выводу, что в какой-то степени, достаточно большой, воззрения совпадают. И было принято решение, что он может стать неким таким идеологическим генератором дополнительным в партии", - отметил г-н Ефимов.
Тут следует обратить внимание на уточнение "дополнительным". То есть — прочь сомнения — до инкорпорирования охлобыстинской "доктрины" в программу партии дело уж точно не дойдет. Дополнительный генератор — он на то и дополнительный, чтобы подсказывать, инициировать дискуссию, но уж никак не указывать. Смотрим в устав — так оно и есть. Глава высшего совета в "Правом деле" - не должность, не позиция, а фантик: яркий, но пустой. Никакого реального влияния на партийную жизнь. "Заметное" влияние — быть может, но не более того. За Иваном влиятельные партийные "дядьки" оставили право сомневаться и проповедовать, а уж все решения примут кто надо, где надо и как надо. Понимает ли это сам явно увлекшийся суетой отец Иоанн?
К сожалению, до самого героя и его помощников нам дозвониться так и не удалось. Тем не менее наш портал будет рад при первой же возможности представить и позицию самого Ивана Охлобыстина.
Новость об избрании временно находящегося за штатом священника и популярного актера Ивана Охлобыстина главой высшего совета "Правого дела" в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал глава Союза православных граждан, редактор журнала "Православная беседа" Валентин Лебедев:
- Это нельзя отнести к настоящей политической деятельности, это лишь один большой "перфоманс", как нынче принято говорить, - большое представление, концептуальный постмодернистский акт. И думаю, что кроме актерства в его жизни ничего иного по-настоящему и не существует. При этом никто и не отрицает, что и Иван Охлобыстин, и вся его семья — верные христиане, это так. Но что касается его пастырства, то я думаю, что в свое время само рукоположение Ивана в священный сан было поспешным (насколько, конечно, я, как мирянин, в принципе могу об этом судить). Рукополагавший его архиерей должен был в первую очередь испытать будущего пастора Иоана, а уже после этого совершить такой ответственный шаг. Ну вот теперь мы имеем то, что имеем, а разные наши "доброжелатели", наслаждающиеся иными "перфомансами" в отношении Церкви, злорадно потирают руки...
Разумеется, Иван Охлобыстин не ведет антицерковной деятельности, такой вряд ли может быть в принципе, но и то, чем он сейчас занимается — это не политическая, а актерская деятельность. Непонятно только зачем ему, создателю собственных партий, при нынешней ситуации, когда их стало совсем несложно зарегистрировать, вдруг понадобилось в качестве политической базы это "Правое дело". Эта партия в последнее время ведет себя, мягко говоря, странновато: меняет как перчатки политический вектор и руководителей. И это лишний раз подталкивает меня к выводу, что и теперь из авантюры с назначением Ивана Охлобыстина на должность главы высшего совета этой партии выйдет очередной перфоманс, как и положено в нашу "пелевинскую" постмодернистскую эпоху.
- Быть может, Охлобыстин здесь ценен как раз в качестве миссионера?
- Лично я его в этом качестве уже не воспринимаю. Да, некогда в некоторых наших достаточно либеральных православных кругах витала мысль, что Иван Охлобыстин выполняет некую миссионерскую роль. Дескать он известный актер и его образ привлекает молодых людей в Церковь. Но в том-то все и дело, что его нынешняя актерская деятельность уже не особо сочетается с образом доброго пастыря. Достаточно посмотреть на его отдельные странноватые, вычурные роли.
Так что я бы поостерегся говорить о том, что Иван Охлобыстин ныне может быть полезен как миссионер. Все-таки миссия в любом случае призвана вести души не к перфомансу, а наверх. Конечно, все может и измениться, ну что ж, будем молиться, чтобы он все же вернулся к прежнему своему служению.
В свою очередь, председатель православного просветительского общества "Радонеж", главный редактор одноименной радиостанции Евгений Никифоров с оптимизмом смотрит на перспективы либеральной партии с приходом Охлобыстина в ее руководство:
- Я думаю, что надо относиться к согласию Ивана Охлобыстина возглавить высший совет "Правого дела" как к поступку не священника, а актера и политического деятеля. Потому что его мотивации для священника просто невозможны. Иван человек безусловно хороший, безусловно искренне верующий и человек, который безусловно желает добра своей стране, своему народу и своей Церкви. Он неоднократно в своих выступлениях заявлял о том, что основой его программных положений является опора на традиционные ценности — ценности брака, многодетной семьи. Это невозможно не поддерживать.
Если те, кто пригласил его возглавить высший совет "Правого дела", действительно понимают, с кем и с чем они имеют дело, если сам Иван не будет изменять себе и своим убеждениям, то я думаю, это его новое начинание окажется полезным для этой партии, благотворно повлияет на ее идеологию и на отношение к ней электората. Надеюсь, что это будет именно так. Очевидно, в самой партии есть здравые силы, которые понимают, что существующий курс необходимо корректировать, что необходимо ясно понимать свой народ и работать на его благо. То, что Иван возглавил высший совет "Правого дела", вселяет надежду, что в партию придут новые свежие силы, которые будут по-новому говорить о вечных ценностях. Я в свою очередь желаю ему только успеха во всех его благих начинаниях.
- Вы согласны с мыслью ряда православных общественных деятелей, что своими последними действиями Иван Охлобыстин фактически определил себя вне Церкви?
- Безусловно это не так. Просто нужно ясно понять, что пиар есть неотъемлемая часть работы
политика и актера. Потому, кстати, Иван и оказался востребован, кроме всего прочего, как креативный директор в крупной компании. Конечно же, церковным людям в целом эта мотивация не слишком близка, потому что Церковь не "пиарится", а живет полноценной благодатной жизнью. Эта ее благодатная жизнь и составляет главную основу церковной миссии. Господь ведь сказал просто: люди увидят ваши добрые дела и прославят вашего Отца, который на небесах.
Что же касается вопроса о принадлежности Ивана к священному сану, то тут опять же, как я считаю, вина вовсе не его, а того, кто его в свое время неразумно рукоположил. Это было, кстати, невозможно сделать в Москве, поскольку и Святейший патриарх Алексий II, и священноначалие Русской православной церкви, расположенное в Москве, — это мудрые и серьезные люди, которые никогда бы не позволили Ивану пойти по пути, которые ему на самом деле все же не близок. Но вот нашлись люди на периферии, которые поддались его обаянию...