Летний сезон в Чехии подходит к концу, и туроператоры готовы подводить предварительные итоги. Оценка получилась неоднозначной: по мнению одних игроков рынка текущие результаты превзошли итоги лета 2011 года, другие уверены в том, что показатели по Чехии могли бы быть лучше. По словам президента компании «ДВМ-тур» Владислава Салатова, рост на направлении составил порядка 10-15%, однако после весеннего всплеска произошло выравнивание спроса. «В июне наблюдался избыток перевозки, что заметно увеличило конкуренцию на рынке. При этом август проходит без особых проблем, рейсы грузятся хорошо», – прокомментировал г-н Салатов.
Руководитель пражского отдела компании «Веди-тур Групп» Владимир Быков также считает, что летние продажи Чехии заканчиваются в плюсе: «Если в июне и июле россияне больше хотели отдыхать на теплых морях, то в августе традиционно свое берет экскурсионка – спрос на такие туры в Чехию сейчас пошел вверх». Эксперт пояснил, что наибольшей популярностью среди наших соотечественников пользуются недельные туры, причем за это время российские туристы хотят посмотреть не только Чехию, но и соседние Австрию и Венгрию.
При этом глубине осенних продаж туроператоры поставили твердую четверку. В частности, Владислав Салатов сообщил, что экскурсионные туры уже сейчас активно продаются на сентябрь, а лечебные туры бронируют на три месяца вперед, то есть до конца октября. По словам Ольги Шевченко, уже есть желающие поехать в Чехию и на Новый год, однако продажи еще не открыты. До этого момента туроператорам необходимо определиться с ценами, что будет сделано, скорее всего, после осенних выставок.
Несколько иную картину к концу лета наблюдают в компании «Визит Европа». «Продажи летней Чехии по сравнению с прошлым годом практически не выросли, в чем-то даже есть некоторое снижение показателей», – рассказала генеральный директор Валентина Миронова. Она, в частности, обратила внимание на то, что, после запуска в этом году прямых рейсов «Чешских авиалиний» из Уфы и Нижнего Новгорода, часть «чешского» турпотока перекочевала из Москвы в регионы. Эксперт также заметила, что лето традиционно не является высоким сезоном для Чехии, так как туристы в этот период отдают предпочтение морским курортам. «Однако мы ожидаем увеличения турпотока в осенние месяцы. По Карловым Варам уже сейчас наблюдается дефицит свободных мест в отелях на сентябрь-октябрь», – пояснила г-жа Миронова.
Компания Global Blue возвращает НДС иностранным туристам, благодаря чему можно проследить, граждане каких стран чаще совершают покупки. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот предметами роскоши вырос в Чехии на 35%», – заявила г-жа Купкова. По ее словам, больше всего товаров категории люкс приобретают туристы из России – 42%, на втором месте гости из Китая – 11%. Для сравнения: доля туристов из Украины составляет 3%, из Японии – 2%. Россияне чаще всего покупают в Чехии модную одежду, часы и чешское стекло, а китайцы – часы и ювелирные изделия. Традиционно больше всего денег туристы оставляют в магазинах на самой фешенебельной улице Праги – Парижской – в старом еврейском квартале.