— Вы, я так понимаю, комментировали в Лондоне с первого до последнего дня?
— Да, почти. За две с лишним недели был единственный выходной. Моя традиционная специализация – единоборства. Это дзюдо и спортивная (вольная, греко-римская и женская) борьба. Работа началась с золота дзюдоиста Арсена Галстяна в первый день Олимпиады – и завершается победами ребят-вольников.
— В той картинке, которая делалась на этих соревнованиях, вы заметили что-то новое, чего не было на предыдущих Играх?
— Ну, во-первых, на соревнованиях по дзюдо и спортивной борьбе работали разные структуры. На каждый вид спорта главный олимпийский бродкастер – Olympic Broadcasting Services (OBS) – выбирает определенные телевизионные команды. Дзюдо показывали японцы. В принципе, считается, что лучше это делают голландцы и французы, но в этот раз и к родоначальникам дзюдо не было никаких претензий. Картинку они сделали классную. Особенно отмечу камеры замедленного повтора slow motion – это к вопросу о новинках. Это повторы очень высокой степени четкости, которые, если использовать их правильно, "ловят" совершенно потрясающие нюансы. Иногда я просто наслаждался выхваченными операторами моментами. Но после дзюдо показ принципиально изменился. Спортивную борьбу показывали гораздо хуже, и это еще мягко говоря.
— Это связано с компанией, которая обеспечивает показ спортивной борьбы?
— Именно. Мне даже в какой-то момент стало интересно: кто делает такую картинку? Пообщался с британцем, руководителем технической службы, обеспечивающим нам условия для работы, он сообщил, что это американская команда. И тоже очень удивлялся, как можно так делать свою работу. Хуже борьбу на моей памяти показывали только на чемпионате мира прошлого года в Стамбуле, но это отдельная история. На Олимпиаде же подразумевается, что OBS выбирает самых лучших, людей, которые лучше всех в мире знают свои виды спорта.
— Что не так с показом борьбы в Лондоне?
— Во-первых, телезрители не слышат зала вообще. Потому что не продумана система микрофонов по периметру ковра и арены. Мы не слышим ни голосов спортсменов, ни подсказок тренеров-секундантов, ни нюансов схватки: захватов, ударов, чирканий борцовок по матам. Все это расцвечивает борьбу. Зачем это нужно – приведу простой пример. На прошлой Олимпиаде соревнования в греко-римской борьбе в весе до 96 кг выиграл наш Асланбек Хуштов. И вот он идет с тренером после победы и говорит: "Это ему за то, что он сделал со мной два года назад на чемпионате мира". И все телезрители это слышат! Представляете, какой нерв передается!
— Я еще, пожалуй, впервые заметил, что во время самой борьбы в зале звучала музыка. Это что за нововведение?
— Да, это очень странное ноу-хау со стороны президента Международной федерации борьбы Рафаэля Мартинетти. Он считает, что из борьбы надо делать шоу вот таким вот образом – с громкой музыкой во время схваток и не закрывающим рта модератором. Я считаю, это неправильно, ни в одном другом виде единоборств на Олимпиаде такого не было. В паузах – ради бога. Но не во время поединка. Люди должны "слышать" ковер. За счет только звука в телевидении можно делать потрясающие сюжеты. Тут нас этой возможности лишили.
— По самой картинке тоже были вопросы?
— Множество. Я считаю, что американская команда полностью провалилась. В их распоряжении было 19 камер. Это рекорд, до этого я работал максимум с 12-ю. Но использовались они на удивление бессмысленно. План с одной камеры держится по 30-50 секунд! Да, есть красивая картинка с верхней камеры, но нельзя ее держать минуту. Средний план – то же самое. Крупных планов практически нет или они даются совершенно невпопад. Эмоции после победы зачем-то сразу перекрываются повторами, хотя их можно дать и позднее. Режиссерская работа напрочь отсутствует, как будто за пультом стоит человек, впервые видящий борьбу.
— Чем это можно объяснить?
— Честно, я не знаю. Выбор OBS никак обычно не комментируется. Даже есть идея написать коллективное письмо от сразу нескольких международных телекомпаний в OBS – чтобы те взяли ситуацию под свой контроль. Не знаю только, насколько это имеет смысл в пару оставшихся дней.