Только погрузишься в отчет или пытаешься расслышать слова телефонного собеседника, как – тадамм! – «мобильная» трель... На весь кабинет гремит попсовый хит про «милого пупсика» или «Кресты» Михаила Круга, возвращая вас мысленно в утреннюю маршрутку... Оставленный на рабочем месте сотовый телефон с громким звонком и музыкой (особенно резкой и неожиданно сильной) – один из самых мощных раздражителей. И одно из самых грубых нарушений офисного этикета, с которым, увы, до сих пор не все современные работники знакомы. А его лучше знать – если, конечно, вы хотите пользоваться уважением и симпатией со стороны коллег.
Так что сотовый лучше забирать с собой (помнится, несколько лет назад была мода носить мобильники на шейном шнурке или цеплять к поясу), или ставить на виброзвонок. Если вибрация у вашего телефона слишком тихая, можно просто убавить громкость сигнала. Есть еще замечательная функция – постепенное повышение громкости звонка. По крайней мере, не сделаете невротиком никого из обожаемых коллег.
Красота требует жертв
Что же еще не любят в рабочих коллективах? «Коллега обожает подкрашиваться прямо за компьютером каждые пару часов, – рассказывает менеджер по рекламе Олег Гевронян . – Мы сидим совсем рядом, спинами друг к другу (кабинет маленький), в итоге я сижу в облаке пудры. Куда делись времена, когда женщина так трогательно сообщала: «Я в дамскую комнату, носик попудрить»? Молчу уж про сильный запах всех этих косметических баночек-коробочек... Наведет марафет, а потом обязательно повернется ко мне с каким-нибудь рабочим вопросом и мило так улыбнется свеженакрашенными губами. Так и хочется иногда посоветовать ей как мужчина женщине никогда не делать всех предстоящих этому манипуляций при муже». «Сидит такое воздушное создание, милое, обаятельное, просто прелесть что за человечек! А потом достает лак для ногтей, и все обаяние – как рукой! Часа два все в комнате старательно дышат ацетоном, даже проветривание почти не помогает. И ведь не скажи ей на это ничего – слезная обида!», – багровеет от возмущения замглавы отдела по работе с филиалами Денис Сапожин .
Не только коллег-мужчин раздражает салон красоты в офисе. «Заходишь с утра в кабинет, а там уже такое дорогостоящее брендовое амбре от трех сотрудниц, – жалуется социолог Ирина Топотыгина , – что не вздохнуть! Который уже раз приходится ругаться и открывать окна! А одна наша «умница» как-то раз использовала антистатик в борьбе с липнущей к колготкам синтетической юбкой прямо посреди кабинета. Антистатик оказался такой ядреный, что весь коллектив потом с полчаса горло прочищал, а кто и слезы утирал». «Наш главбух – дама преклонных лет, очень уважаемая и грозная, – рассказывает бухгалтер Анна Зима . – «Забетонированная» высокая прическа – неотъемлемая часть ее образа. Так вот она раза три в течение дня сбрызгивает ее каким-то очень дешевым мощным лаком для волос. Я, как назло, сижу рядом с ней. Сбрызнет – и мне достанется! В первый день я даже подумала, что это такая проверка на стрессоустойчивость...».
О личном – вслух
Решение личных проблем на работе – тоже не признак хорошего воспитания и уважения к окружающим, особенно занятых в это время более соответствующим месту делом. С точки зрения этикета недопустимо назначать встречи на рабочем месте с друзьями, родными и знакомыми, если повод свидания не относится к рабочим делам.
«Одна из мамочек в нашем коллективе, не так давно покинувшая декретный отпуск, каждые полчаса звонит домой и заочно руководит воспитанием своих отпрысков, – говорит технический специалист Денис Солоухин . – Неужели личные дела нельзя обсуждать в коридоре? Выйди и болтай там! Другая сотрудница – предпенсионного возраста – давно уже почти ничего не делает, а пенсии просто дожидается. Держат ее здесь из-за старых заслуг, большого стажа. Она по 40 минут может обсуждать семейные дела, дела знакомых и еще кучу всяких тем, причем по общему рабочему телефону! Всякий раз приходится просить ее освободить телефон для срочного звонка. К тому же и нам ведь могут звонить. Разве нельзя вот так болтать хотя бы не в рабочее время – в обед, к примеру?»
Кушаем на здоровье
Частенько в маленьких уютных офисах и кабинетах причиной конфликта или непонимания может стать еда. Например, стоит помнить, что, если готовишь для себя кофе или чай, хорошим тоном считается предложить напиток и коллегам. Также мало кто любит, когда пользуются его кружкой. Одно дело, когда кружки общие, другое – когда человек принес посудину из дома и любит держать ее у своего компьютера. Это уже личное имущество. В этом случае, если нет своей чашки, лучше воспользоваться посудой из «общего фонда» – такой есть практически везде, его держат для корпоративных посиделок и гостей.
Также существует табу на личную еду. «Мой коллега постоянно таскает у меня кофе, – жалуется работник торгового зала Виктор Синяев . – У нас есть общий кофе и чай, но я люблю другую марку, соответственно, и купил для себя отдельный кофе. Но я не объявлял, что он общий. Если попросят – угощу. Убирать банку в стол было как-то неудобно, вот я и оставил на своей тумбочке. Потом заметил, что он берет у меня кофе. Я убрал в стол. Но кофе продолжает пропадать. Сказать вслух «Не берите!» – как-то неловко, скажут: греется из-за ерунды, мелочный товарищ».
Если человек не объявлял свои чай-кофе-сахар-печеньки общим достоянием и вообще ведет себя «не по-коммунистически», никого не угощая, – это его право. Брать без спроса все равно не стоит, если не хотите подпортить отношения с коллегами. «У нас холодильник стоит прямо в кабинете, – рассказывает корреспондент отдела новостей Семен Ярцев . – Тетеньки из бухгалтерии обожают оставлять в нем принесенную с утра еду. Мы были бы не против, если б в холодильнике потом не пахло рыбой, иногда еще и тухлой, потому что ее забыли забрать. Бегать напоминать о забытой с позавчера еде в отдел бухгалтерии нам несподручно – сами понимаете, у нас работа горячая, не до того. Пробовал просто выкидывать тухлое – тут же начинаются скандалы».
Один из самых мощных раздражителей – обеды и перекусы в офисе. Одно дело, когда это безобидный творожок, йогурт или булочка, и совсем другое, когда на свет божий появляется полноценный обед из трех блюд, заботливо приготовленных дома и упакованных в баночки, пакеты и фольгу. «Когда офис наполняется химическим запахом китайских бич-пакетов , я ухожу курить, – признается дизайнер Алена Верейко . – Кажется, из-за этого я и курить чаще стала. Я понимаю – после обеда до конца рабочего дня около пяти часов, каждый проголодается. Но почему-то я могу заморить червячка йогуртом или бутербродом, а кому-то необходимо устроить второй обед или даже ужин. Я могу еще стерпеть рыбу домашнего приготовления, хенд-мейд котлеты и борщ из термоса. Но эта жуткая «еда быстрого приготовления»... Булочки и кефиры стоят не дороже, чем те огромные «ведра» китайской лапши и всяких порошковых пюре, которые заваривают некоторые коллеги».
«У нас нет большой проблемы с обедами на рабочем месте, – говорит менеджер по работе с клиентами Алия Саганова . – Мы все в течение дня в разъездах. Но был и у нас один веселый случай: коллега не доела тушеную рыбу и выбросила остатки в общую мусорную корзину (додумалась же!). А как раз стоял июль с 32-градусной жарой. Заказов было меньше, так что почти все сидели в офисе, и посреди дня «потек» кондиционер. Мы еле спасались вентилятором, обтирались салфетками и ждали ремонтника. А тут еще рыба начала активно «благоухать». Ее уже успели закидать бумагами и прочим мусором, так что мы не сразу нашли источник зловония. Самое забавное, что та коллега долго не признавалась, что это ее рук дело!».
Еще один «острый» момент – личное пространство. «У нас в коллективе есть молодой человек, который пользуется расположением у шефа, – рассказывает наборщица Марина Провод . – Он любит задерживаться сзади, подходить близко, выясняя даже самый незначительный вопрос, и у меня постоянно возникает ощущение, что он смотрит на мой монитор – чем-то я там занимаюсь? Недавно мы курили с другими сотрудниками и они признались, что тоже заметили это свойство нашего коллеги. Теперь подозреваем его в "стукачестве"».
Даже если человек не «стукач», такое поведение все равно неприятно. Многие из нас любят в течение дня заходить в личную почту, в аккаунт в соцсетях, как говорится, никто не без греха, и такой «надзор» сильно раздражает. Чужой монитор, чужой стол, чужие вещи – это личное пространство. На работе мы проводим как минимум восемь часов почти каждый день своей жизни, и для комфорта всем требуется свой уголок, своя личная зона. Неудивительно, что коллеги могут и «покусать» за посягательство на чужую территорию. «Моя коллега – особа беспардонная, – уверена секретарь Татьяна Анашина . – Когда к ней приходит человек, а меня в это время нет на месте, она, не задумываясь, берет мой стул (!) и усаживает на него клиента. Хотя рядом стоит другой стул, на который она обожает складывать свою сумку и всякие папки с бумагами. Первый раз я стерпела, нашла другой стул. Второй же раз, дождавшись ухода клиента, высказала ей все. С тех пор у нас холодная война».
Стоит помнить и золотые слова о том, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Так что будет перебором, скажем, чересчур облагораживать свое рабочее место. Фотографии родных и горшочек с любимым цветком – допустимо, а вот плюшевые игрушки, бабочки по стенам, легкомысленные картинки и общее «захламливание» могут раздражать коллег и портить общий вид офиса. Кроме того, если уборщица не заботится о чистоте рабочих мест, необходимо самому протирать компьютер и стол от пыли, не разводить грязь – ведь вы и ваш коллектив дышите одним воздухом, а еще всем хочется чистоты и уюта.
Еще не любят на работе использование наушников, прослушивание музыки в тех случаях, когда это мешает рабочему процессу. «Нашего второго повара не дозовешься, – говорит официант Никита Ряхов . – Вечно воткнет наушники и погружается в музыку. А нам что – горло драть? Подбегать и дергать за плечо?..».
Тонкостей поведения на работе еще немало: одежда, манера общения и так далее. Но все не так уж и сложно, ведь основное правило – одно: не доставлять неудобств своим коллегам и проявлять к ним уважение.