DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Развитие отрасли Инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в России
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » телефоны, смартфоны, КПК » мобильники » это письмо

2012-08-01 15:05:31

1 августа 2012 г.

Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиа – сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежесекундно во всех странах, в сердце мировых технологических инноваций – Калифорнийской Кремниевой долине, в научно-исследовательских центрах, за стенами корпораций мировых гигантов ведутся маркетинговые войны за оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, нового покупателя. Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж и статус страны в мировом сообществе.

Международные исследования показывают, что существует тесная связь между развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и экономическим благополучием. Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и интернет-доступа является катализатором развития ИКТ проектов, создает множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной экономики, способствует ускорению и масштабированию технологического прогресса и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в целом. Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинговых компаний и иностранных инвестиций.

Развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из стратегических направлений модернизации экономики, и инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе.

В списке приоритетов государственного управления в России закреплена стратегическая задача войти в число мировых лидеров по уровню развитию ИКТ. Правительство Российской Федерации признает развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из приоритетных направлений и ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет (ШПД), мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей страны.

Эффективное использование возможностей, предоставляемых новыми технологиями связи, надежными широкополосными сетями и внедрение инновационных пользовательских приложений создает платформу для:

    улучшения телекоммуникационной инфраструктуры страны, создающей основу для предоставления новых сервисов для обслуживания населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений;

    подключения к социальной и бизнес-активности удаленных и малочисленных регионов,

    повышения эффективности государственного управления хозяйством и социальной сферой,

    ускорения информационного обмена, распространения электронных сервисов и появления новых форм коммуницирования населения и предприятий между собой, с иностранными партнерами, органами государственной власти, муниципальными службами, медицинскими и образовательными учреждениями (во всем мире развиваются и набирают популярность такие направления, как e-Business, e-Government, e-Education, e-Banking, e-Commerce, e-Health, e-Community).

Развитие новых технологий и инновационных услуг, рост информатизации и технологической образованности общества, повышение качества и удобства связи, появление социальных  электронных порталов, доступность многих форм мультимедийного контента на фоне снижения интернет-тарифов и себестоимости ИТ услуг, на уровне экономики отдельных регионов и страны в целом призвано способствовать повышению  производительности труда, стимулировать создание новых бизнесов и рабочих мест и в целом улучшать социальную сферу и качество жизни населения.

На государственном уровне развитие новых технологий позволит стране подняться в рейтингах стран по уровню развития «информатизации» (ИКТ).

Установлено, что измерение уровня развития ИКТ (комплексный показатель, рассчитываемый через связанную систему индексов) используется государствами для анализа проблемных зон в политике и осуществления мониторинга прогресса в области внедрения новых технологий.

Основные факторы, влияющие на общий результирующий Индекс информатизации страны (ИКТ развития / ICT Development / Networked Readiness), выражаются через следующие агрегированные показатели, описывающие помимо технологических параметров также состояние общей нормативно-правовой среды в стране,  состояние конкуренции, размеры финансирования НИОКР, количество и уровень инновационных разработок, уровень технологической грамотности населения, ИКТ образования, качество и уровень ИКТ тренингов, курсов и образовательных программ для сотрудников компаний и жителей и т.д.:

- Индекс доступности ИКТ услуг (ICT access) – доступность сетевой инфраструктуры, технический охват, государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса, уровень доступности сети Интернет,  других технологий, стоимость мобильной связи и так далее.

- Индексы использования ИКТ услуг (ICT use) - готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ, уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах — количество персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов, наличие действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.

- Наличие условий для развития ИКТ (Environment)  — общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и т.д.

- Человеческий капитал - Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - комплексный сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни.

- Инфокоммуникационная компетентность – (ICT Skills) компьютерная и технологическая грамотность населения.

Придание проектам по созданию высокотехнологичной телекоммуникационной среды статуса общегосударственного значения призвано стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры на уровне мировых стандартов, повысить статус и конкурентоспособность страны в мировом сообществе и максимизировать сопутствующий социально-экономический эффект посредством внедрения и популяризации использования ИКТ продуктов и сервисов, инновационных и высокотехнологичных  разработок во всех сферах жизнедеятельности общества: в частной жизни, бизнесе и государственном секторе.

Анализ состояния и перспектив развития российского рынка основных телекоммуникационных услуг (в сегментах - общество, бизнес, государство)

Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к интернету; растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на качественный разнообразный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует отдельный заместитель министра. В настоящее время, по словам министра, сектор ИКТ в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика. Поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста.

Компания J’son & Partners Consulting проанализировала и представляет итоги исследования российского рынка потребления основных телекоммуникационных услуг  в сегментах: B2C (Business-to-Consumer), B2B (Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) и B2G (business-to-government).

По мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 трлн долл. Результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем мировой. В 2012 году рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2013 году.

Общий объем рынка основных  телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд руб.  В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд руб. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд руб. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%.

В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.

Фиксированный доступ в Интернет

По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в Интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 млрд руб. в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 млрд руб. Годовой рост составил 12%.

Из этого объема (112,9 млрд руб.), наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%). На B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%).

Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с уровнем крупнейших мировых столиц: к примеру, в 2010 году среди столиц Москва находилась на 9 строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%.

В целом по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн ДХ) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов. По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, будет создан публичный реестр населенных пунктов, в которых граждане не имеют доступа к современным услугам связи. Также планируется организация обратной связи от жителей проблемных в этом отношении территорий.

Россия по уровню проникновения ШПД все еще значительно отстает от стран-лидеров – в странах Европы проникновение составляет в среднем 70%, а в США 77%. При этом, среди европейских стран Россия занимает 3 место по числу пользователей, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн подключений соответственно.

По итогам 2011 года лидером по числу абонентов ШПД среди стран Мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений. Россия за прошедший год поднялась с 7 на 6 место, опередив Англию почти на миллион абонентов.

Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Фиксированная телефония

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP – телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 млрд руб. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов.  Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд руб. (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд руб.). Оставшиеся 13% (22,6 млрд руб.) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост  составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год.

Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год.

Мобильная голосовая связь

По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 млрд руб. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 млрд руб.).

Из этого объема (767,9 млрд руб.) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд руб., что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 млрд руб. - 13% от общего рынка. Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 млрд руб. в общей структуре доходов).

Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.

Мобильный доступ в Интернет и передача данных

За последние годы  мобильный Интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году 18%.

По мнению J’son & Partners Consulting, существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных вызван следующими факторами:

    Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;

    Рост продаж 3G-USB модемов;

    Изменения в модели потребления услуг со смартфонов. Рост популярности и числа мобильных приложений, требующих наличия «функционального» телефона и наличия доступа в интернет;

    Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;

    Конвергенция мобильного и интернет-пространств.

Заключение

Проекты в области развития ИКТ являются общественно и национально значимыми для каждого государства. Их реализация помимо прямого экономического эффекта от внедрения новых технологий, способна повлиять на место, занимаемое страной в рейтингах по уровню развития ИКТ. Активная поддержка государством и Министерством связи и массовых коммуникаций призвана создавать благоприятные условия для совместной работы правительственных органов, операторов-поставщиков новых телекоммуникационных услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры, что, в конечном счете, способно обеспечить ежегодный рост ВВП России и предоставить пользователям услуги международного уровня.

Период 2012-2020 гг. может стать ключевым в формировании положительного имиджа России  как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, благодаря:

- планомерному масштабному запуску технологий связи 4 поколения (LTE) и развитию современных мультимедийных услуг на их основе,

- обеспечению технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулированию их использования населением, бизнесом и государственными служащими,

- поддержке со стороны государственных и частных инвесторов инновационных уникальных и востребованных проектов для России в телекоммуникационной и цифровой среде,

- активному партнерству с западными игроками-лидерами по внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации новых видов услуг в цифровой среде,

- формированию и усилению школы современного технического и ИКТ образования, повышению технологической грамотности населения.

Основными задачами отрасли ИКТ на государственном уровне в России также являются:

- повышение эффективности координации государственных расходов на информационные технологии;

- обновление законодательства и нормативно-справочной информации в соответствии с международными стандартами;

- внедрение «электронного правительства», электронных государственных и муниципальных услуг для решения внутренних задач, направленных на повышение эффективности работы госорганов и удобство их использования населением и бизнесом на мировом уровне;

- обеспечение доступа к современным услугам связи малых и удаленных населенных пунктов и преодоление проблемы «цифрового неравенства».

Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень развития многих субъектов Российской Федерации в этом отношении. Так, сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий населением в различных регионах.

Например, в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель региона-аутсайдера. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Как правило, скорость доступа в регионах ниже, а тарифы, напротив, выше, чем в крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. Ниже в регионах и доля предприятий, использующих широкополосный доступ. Для ускоренного развития в России информационного общества необходимо обеспечить снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества и уровня доступности на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, в расчете на 10 домашних хозяйств, к 2015 году должно достичь 55, а к 2020 году – 80. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других перечисленных комплексных показателей, стирания проблемы "цифрового неравенства", Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран-лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 г.

Основные результаты исследования расходов частного, бизнес и государственного сегмента на основные телекоммуникационные расходы представлены ниже:

Фиксированный доступ в Интернет

•    Общий объем рынка в 2011 году достиг 112,9 млрд руб., из которых:

     cегмент B2C - 71,8 млрд руб. (+ 19%)

     сегмент B2B - 27 млрд руб. (+ 3%)

     сегмент B2G – 14,1 млрд руб. (- 4%)

Фиксированный телефония

•    Общий объем рынка в 2011 году достиг 178,8 млрд руб., из которых:

     cегмент B2C - 89,1 млрд руб. (+ 4%)

     сегмент B2B – 67,1 млрд руб. (- 8%)

     сегмент B2G – 22,6 млрд руб. (- 11%)

Мобильная голосовая связь

•    Общий объем рынка в 2011 году достиг 767,9 млрд руб., из которых:

     cегмент B2C – 663,7 млрд руб. (+7 %)

     сегмент B2B – 97,5 млрд руб. (+ 14%)

     сегмент B2G – 6,7 млрд руб. (+ 60%)

Мобильный доступ в Интернет и передача данных

•    Общий объем рынка в 2011 году достиг 76 млрд руб., из которых:

     cегмент B2C – 66,4 млрд руб. (+ 42%)

     сегмент B2B – 8 млрд руб. (+ 39%)

     сегмент B2G – 1,6 млрд руб. (+ 335%)

Источник: J’son & Partners Consulting

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » телефоны, смартфоны, КПК » мобильники » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru