DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Буря в ведре краски
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » киноиндустрия » это письмо

2012-07-26 00:28:18

В ближайшее время зрители увидят цветную версию шедевра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Cпоры о необходимости раскрашивать киноклассику разгораются с новой силой.

Sergey Eisenstein

В ближайшее время зрители увидят цветную версию шедевра Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Cпоры о необходимости раскрашивать киноклассику разгораются с новой силой.

Вокруг колоризации фильмов кипят споры. Для одних снабдить цветом "Веселых ребят" — то же самое, что раскрасить офорты Дюрера, другие вожделенно ждут премьеру. Теоретики кино возмущены: руки долой от классики! Практики охотно соглашаются поработать над цветной версией своей картины: Марлен Хуциев участвовал в раскраске "Весны на Заречной улице", Резо Чхеидзе — "Отца солдата". По некоторым сведениям, Эльдар Рязанов одобрил идею сделать цветным один из его лучших фильмов — "Берегись автомобиля". Как к этому относиться? Мне кажется — с интересом.

Действительно: мы получаем тщательно отреставрированный фильм в оригинале и к нему — цветной вариант. Без царапин, мерцающего "зерна" старой пленки, склеек и скачков изображения. Возник выбор. Можно, как я, искать в колоризованных вариантах достоинства: проявились подробности, в кадре больше деталей, которые прежде сливались в серый монолит. А можно, чертыхнувшись, вернуться к любимому фильму в его первозданном виде.

Пока дело касалось "Золушки", "Волги-Волги" и "Цирка", роптали негромко. Идея колоризации "Александра Невского" вызвала взрыв: дело коснулось общепризнанного шедевра, музейной реликвии, которой касаться нельзя. Настаиваю на слове "музейной". Картину достают из архивов и показывают в дни юбилеев. Новые поколения ее не смотрят: для них черно-белое кино, как для их отцов немое, — по ту сторону вечности. В кинотеатрах "Александра Невскго" давно не бывает. Бывает — по телевизору. Мы его смотрим вполглаза, отвлекаясь на телефонные звонки, и любимый аргумент киноведов о "соборности" восприятия тут не работает. Эйзенштейн, как Рафаэль, заточен в сокровищницах, а в обиходе такого имени нет. Но Рафаэля большинство хоть разок, да видело — на репродукциях. Часто скверных, даже черно-белых.

Понимая, что в оригинале он цветной, что репродукция дает только информацию о шедевре. И никто не протестует. А что такое оригинал в кино? Есть негатив фильма, есть его разного качества позитивные копии. Копия, хранящаяся в Москве, отличается от мюнхенской или парижской. На каждой своя контрастность и свои царапины — их что, Эйзенштейн задумал? На одной из копий он самолично нарисовал "Потемкину" красный флаг — раскрасил, но мы этого почти никогда не видим: по ТВ показывают обычную черно-белую копию.

А споры, по большому и въедливому счету, здесь от лукавого: спорящие просто ностальгируют по варианту, который завезли в кинотеатр их юности.

 И вот возникает... назовем так: репродукция фильма. Его цветная версия. И его черно-белый отреставрированный "оригинал". Изображение очистится от царапин, станет чище и выразительней — каким его должна была передать старая пленка, но не смогла.

Конечно, все зависит от художественного вкуса и дара колоризаторов. "Семнадцать мгновений весны" раскрашены нелепо и бестактно. О "Золушке" уже можно спорить. Фильмы Александрова, по-моему, спасены для будущего. "В бой идут одни старики" и "Небесный тихоход" собирали высокие рейтинги. Это значит, что цвет привлек новых зрителей — для них фильмы как бы вынырнули из небытия.

"Александр Невский" — особый случай. Очень трудный. Даже на черно-белой пленке видно, что Ледовое побоище снималось летом и льдины ненатуральные, из дерева. Цвет может эту сцену убить совсем. А может, наоборот, сделать более естественной: компьютеру подвластны и не такие чудеса. Можно выпятить огрехи, обусловленные скверным техническим оснащением наших студий, а можно их исправить — приблизить картину к замыслу режиссера и оператора.

В шедевре Сергея Эйзенштейна, как в матрешке, запрятан другой шедевр — музыка Сергея Прокофьева, которая тоже стала классикой и теперь исполняется в концертах. В фильме она почти погибла: записана была наспех, на архаичной даже по тогдашним временам аппаратуре. Не звучит, а скрежещет, пробивается сквозь шорох и затухания звука. Ее предполагается записать заново, в современном многоканальном звучании — таким образом фильм обретет задуманную авторами драматическую силу.

Это все огромный, внушающий уважение труд, с результатами которого нам еще предстоит познакомиться. Тогда и будем о них судить. 

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » киноиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru