Издатель газет и журналов Арам Габрелянов открывает для себя еще одну нишу: его компания станет выпускать комиксы с персонажами, которые разработала сама. Комиксы - сложный продукт, в России пока не прижившийся.
В октябре "Ньюс медиа" Арама Габрелянова выпустит четыре серии комиксов под брендом Bubble, дальше каждая из них будет выходить с периодичностью раз в неделю, рассказал "Ведомостям" исполнительный директор компании Ашот Габрелянов . У каждого комикса будет своя отдельная оригинальная история с российскими персонажами - к примеру, молодым копирайтером, оказавшимся наследником Пересвета, московским следователем, расследующим мистические преступления, командой супергероев, отправившихся на поиски Грааля, и т. д., говорит он.
"Ньюс медиа" издает газеты "Твой день" и "Известия", журнал "Жара", управляет сайтами Lifenews и "Маркер". В прошлом году компания пообещала запустить собственный телеканал, пока этого не произошло. Арам Габрелянов контролируе 51% акций этого издательского дома.
Тираж каждого комикса составит 10 000 экземпляров, в рознице они будут стоить 30-35 руб., кроме того, "Ньюс медиа" будет продавать онлайн-подписку на комиксы. По словам Ашота Габрелянова, инвестиции в проект в течение года составят $3-4 млн. В современной России пока не удалось создать собственных супергероев, хотя в них есть явная потребность, рассуждает он: "Это же дико, когда для российских детей главным героем Второй мировой войны стал Капитан Америка".
У "Ньюс медиа" уже есть небольшой опыт издания комиксов: еще один сын Габрелянова - Артем создал несколько выпусков журнала Bubble с вполне узнаваемыми реальными российскими персонажами - политиками и звездами шоу-бизнеса. Больше в таком виде Bubble выходить не будет, персонажи новых комиксов полностью вымышленные, их истории предназначены прежде всего для тинейджеров, говорит Ашот Габрелянов: "Мы заимствуем модель Marvel, которая давно зарабатывает прежде всего не на комиксах как таковых, а на игрушках, фильмах, сериалах, которые создаются на основе их персонажей". Marvel - одна из крупнейших компаний по изданию комиксов в США, в 2009 г. Walt Disney приобрела ее за $4,7 млрд. После этого Disney выпустила несколько фильмов с персонажами Marvel, только последний - "Хранители" принесет этой корпорации, по оценке Тодда Джунгера из Bernstein Research, $1,3 млрд операционной прибыли (в том числе от проката самого фильма, продаж DVD и лицензионной продукции).
Комикс - очень специфический продукт, который практически не прижился в России, говорит гендиректор "Олма медиа групп" Дмитрий Иванов: "Те немногие проекты, которые получались успешными у нас и других издателей, ориентированы на какую-то молодежную субкультуру - эмо или готов. Как можно продавать такими довольно большими тиражами универсальные истории, я пока не очень понимаю".
Опрошенные "Ведомостями" эксперты не взялись оценить объем рынка комиксов в России. В России были десятки серьезных попыток создать популярные комиксы, указывает руководитель проекта "Фабрика комиксов" (группа АСТ) Федор Еремеев: "Почему они не удались, можно только догадываться, возможно, все сильно опоздали из-за массового проникновения интернета". Сейчас на российском рынке появилась критическая масса изданий комиксов, рассказывает он: "Эгмонт", например, издает большими тиражами детские комиксы и этот рынок "может сложиться". "Эгмонт" не издает комиксов в виде отдельных продуктов, говорит руководитель отдела маркетинга периодических изданий этой компании Екатерина Устынюк, комиксы - один из разделов в ее детских журналах. Такие журналы издаются средним тиражом от 50 000 экземпляров по лицензионным соглашениям с Disney, "Рики" (бренд "Смешарики"), "Мельницей" (создатели "Лунтика").