DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Шансон с человеческим лицом
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » микрофоны » это письмо

2012-07-16 03:39:59

Шансон с человеческим лицом - Новая газета

Фото: novgaz-rzn.ru

  Сергей Пухов – о своих группах, кабацких концертах и равнении на   Вертинского  

  Сергей ПУХОВ в середине 1990-х собрал "Теплые окна" – самую озорную и разухабистую из заслуживающих внимания рязанских групп. А недавно разошелся еще больше. Его новый проект называется "Свадьба в Малиновке" и этот относительно недавно появившийся коллектив теперь по праву считается лучшим ресторанным ансамблем нашего городка. Сегодня Пух – гость "Новой газеты".    – Сергей, помнишь рождение своей первой группы "Теплые окна"? С чего это вы с друзьями решили собраться и даже как-то обозваться?   – Мы однажды пришли к тому, что все должно быть более организованно, а группа – уже какая-то организация. До этого состав "Теплых окон" много и часто играл как уличные музыканты – Гриша Филиппов, я и Данила Худов. Как-то мы играли на центральном рынке, и к нам подошел парень по прозвищу "Желтая Рыба", гитарист панк-группы "Токи Бернара", Миша его звали. Заговорили мы с ним, подошли еще какие-то ребята в кожаных куртках и с длинными волосами. Мы на них посмотрели и решили, что это, наверное, матерые музыканты – оказалось, что у них есть группа "Токи Бернара", а у нас и группы нет, на рынке песенки играем, ни названия, ничего. После общения с "Токами Бернара" мы договорились о квартирном концерте и решили срочно придумать себе название, чтобы целостность затее придать. Название предложил Гриша Филиппов – по моей одноименной песне. Я был против, но Гриша настаивал. Мы этот первый концерт сыграли 12 апреля 1997 года, а потом разъехались на каникулы. С этого все и началось.   – А уже были к тому времени написаны главные твои хиты, с которыми "Теплые окна" стали одной из любимейших групп Рязани и ездили на гастроли по другим городам, – "Движение неба", "С пивом в Воронеж", "Секрет"? Помнишь историю их создания?    – Нет, все эти песни уже потом появились. Про Воронеж – это в 1999 году написано, как раз перед поездкой на фестиваль "Оскольская Лира" через Воронеж. Подумал, что зря у нас нет песни про этот замечательный город – мы ее сразу быстренько "накидали" и поехали туда исполнять. Причем, когда сели на поезд, было реальное ощущение, что, как в песне, "пропили телевизор" и на эти деньги едем: много народу к нам присоединилось, и   немало "приняли" в дороге. Пили, пели… Про "Движение неба" я просто не помню. Надо в тетрадке посмотреть, что это был за год – у меня специальная тетрадка есть, там песни, рисуночки всякие,   еще я туда разные мысли и основные события записываю. Если в ней покопаться – можно понять, почему и когда эта песня была написана. "Движение неба" мы и сейчас регулярно играем – уже "Свадьбой в Малиновке".    "Секрет" написан в июне 1999 года. Наверное, какие-то соседи вспомнились, и песня так сложилась.     – Из того, что сейчас играется "Свадьбой в Малиновке", осталось что-то с того изначального "базарного" репертуара?    – Только если "Перекресток" Чижа. А вообще за последние полгода сильно изменилась программа – много стало моих песен, начали использовать необычные музыкальные ходы. Подбираем то, что звучит выигрышно именно для нашего бэнда.    "Свадьба в Малиновке" организовалась очень быстро всего два года назад. Мы с ребятами долго не играли, потом вдруг оказалось, что у одного человека день рожденья, он хочет нас видеть, и мы за две недели сделали полуторачасовую программу. Все было не особо продуманно, аранжировки скупые, почти на дворовом уровне, но спасало, что старались с драйвом играть, много импровизировать, тем более, музыканты неплохо владеют инструментами. И сразу "понеслось": в "Барской пивнице" попробовали поиграть, в других местах, в общем, начались концерты. Мы играли эту программу и потихоньку выходили на новый уровень, аранжировки переделывали, от некоторых песен отказались, начали потихоньку фанковые вещи добавлять – то, что нам самим интересно.    – Чуть не забыл поздравить: "Свадьба в Малиновке" теперь еще победитель первого городского конкурса ресторанных музыкантов – так это, кажется, называлось?    – "Арагон-мьюзик-фест" это называлось. Этот фестиваль устраивала администрация клуба "Арагон" и еще там было много разных спонсоров – решили учредить ежегодную премию лучшему ресторанному ансамблю города. В жюри были Массальский, Плетнев, Крылов, еще кто-то. Ну, и мы просто решили поиграть. Прослушались на предварительном туре, как все, и даже не особо рассчитывали, что победим.   В 2011-м вообще много всего произошло. Мы участвовали везде, где что-то происходило, и везде побеждали. Когда в прошлом августе был первый фестиваль уличных музыкантов на "Подбелке" – попробовали поучаствовать и тоже победили.    В этом году нигде участвовать не будем. Потому что "молодым везде у нас дорога". Да и если вдруг сделаем шаг назад – самим будет неудобно, пусть лучше мы с самыми первыми дипломчиками этих фестивалей останемся.    – Сколько песен в репертуаре "Свадьбы в Малиновке"? И сколько из   них – твои?    – Мы каждый раз играем разные программы, потому что многие на нас специально ходят, и мы ради постоянных слушателей стараемся делать разные программы – у нас больше 60 песен, которые мы регулярно играем, своих и не своих, а для концерта нужно 20–25. Моих – песен 10, наверное, мы играем "Растаманское лето", "Движение неба", "Страдания по БГ", "В городе далеком…" Но хочется новых, и я сейчас пишу новые песни именно под этот проект, с новыми силами, новыми взглядами, для этого наш нынешний музыкальный уровень – хорошая платформа.    – А есть принципиальное отличие у твоих песен, которые писались для "Теплых окон", и твоих песен, которые пишутся теперь для "Свадьбы в Малиновке"?    – Ну да, я знаю, что есть люди, которые готовы идти на концерт "Теплых окон" и говорят, что никогда не пойдут на "Свадьбу в Малиновке". Но разница только в названиях коллективов. Дело в том, что в "Теплые окна" писалось все подряд, а для "Свадьбы в Малиновке" идет более строгий отбор, потому что она более универсальна, там больше охват аудитории, ее люди от 18 до 60 слушают и говорят, что это прикольно. Кто-то говорит, что ему голос нравится, кому-то песни интересны, кому-то – наш задор. Для "Свадьбы в Малиновке" не катят раздолбайские песни. Вот стебные, как тот же "Воронеж", – пожалуйста, а раздолбайские – нет. Да и сами мы из подобных песен уже выросли: зачем постоянно оглядываться назад, когда нужно идти вперед?   – Кстати, а все ли понимают юмор твоих песен на концертах? Я видел на сайте "ВКонтакте", как кто-то приписал к видеозаписи песни "Секрет", где "из соседской злой собаки выйдет очень классный коврик" и соседских собачек да кошек на котлеты пускают, комментарий: "За яйца надо вешать таких исполнителей!   – Даже немного жалко людей, которые все принимают за чистую монету и не понимают юмор. Кошек у меня, кстати, четыре штуки дома живут и собака еще. Был однажды случай в Екатеринбурге, куда мы с "Теплыми окнами" на концерт приехали. После выступления девушка подошла с испуганными глазами и все спрашивала: "Что, это все действительно реальная история?" Пришлось ей долго объяснить, что все придумано и ничего подобного не было: не ем я котлеты из кошек, не ношу из них шапки и даже струны не кручу – наврал я, ребята. А она очень переживала, что я кошек с собаками ем и еще шапки из них выделываю.    Как правило, люди понимают весь этот юмор. А песня заразительная. Если ее где-нибудь зажигательно спеть, все потом дружно своим питомцам начинают орать: "Ко мне, пучеглазая скотина!" На "Оскольской Лире" каждое утро кто-нибудь так орал…  – Какие песни, помимо твоих, играются обычно на концертах "Свадьбы в Малиновке"?    – Мы играем Федю Чистякова, играем много малоизвестных авторов. Причем в последнее время заметно изменилось понятие "кабак", все-таки это больше уже обычная клубная работа. Людям нравится не только репертуар: секрет нашего обаяния в аранжировках, в нашей подаче, и артистической харизме – это только наша энергетика, наш стиль музыки и наш репертуар.    Мы не стремимся играть всеми узнаваемые песни, за которые получим гарантированные деньги – "Лебедь на пруду" или что-то подобное. Отдаем предпочтение песням, которые в первую очередь нравятся нам самим, подходят нам по духу. А дух "малиновский" – это не только "картинка", которую публика видит на сцене, еще и определенный музыкальный подход, инструменты, которые звучат – в первую очередь аккордеон и гитара, такое фокстротовое направление.    Мы играем, например, песни Алексея Паперного из группы "ТАМ", играем песни группы "Чернусь", у которой песни выходили на сборниках "Шансон с человеческим лицом" и "Альтернативный шансон" Олега Нестерова, как и песни "Хоронько-оркестр", Карла Хламкина. Паперный и Дмитрий Чернусь – почти неизвестные авторы, их особо не ротируют, их группы – клубного формата. И мы, получается, приучаем свою публику именно к этому определенному направлению.     Еще из кинофильмов песни играем – "Губит людей не пиво", например. И даже из мультфильмов – "Мы бандито-гангстерито" из "Приключений капитана Врунгеля". Утесова много играем, вообще одесские песни – целая волна у нас была одно время таких песен, как мы их называем, "про непростые человеческие взаимоотношения".   Другие старые песни, бывает, раскапываем. Как раз сейчас собираемся одну интересную песню сделать, которая почему-то никем не замечена – "Песня Юры" из фильма "Весна на Заречной улице". Не "Когда придет весна – не знаю", которую даже Чиж пел, а менее известная:    У меня все в жизни гладко  и аварий не было пока. Мне знакома каждая палатка,  где нальют мне кружечку пивка.   Но в любом случае мы все песни играем со своими аранжировками. Потому что просто повторять неинтересно – мы только оригинальные тональности обычно оставляем. Тот же "Марш Веселых ребят", который Утесов исполнял, мы исполняем в кантри-варианте, со всякими подпевками интересными. Бывает, даже текст переделываем.    – Кстати, на недавнем вечере песен Гребенщикова в "Фонтане" ты очень круто спел его песню "Немое кино": мало того, что музыку новую написали, так еще и текст основательно переделали. Например, если у БГ было "Я видел чудеса обеих столиц, святых без рук и женщин без лиц", то в твоем варианте прозвучало "Я ночевал на вокзалах всех трех столиц – Москвы, Рязани и Луховиц". И еще там многое занятно было переделано. Часто ты так над песнями классиков измываешься?    – Такие изменения и на репетициях рождаются, и даже когда на концертах поешь, бывает, начинаешь с текстами импровизировать: иногда так могу спеть, иногда – по-другому. Есть песни, которые мы полностью переделали. Ту же группу "Ленинград" – это ад получился, испортили песню.    – А там есть, что портить?    – Мы ее полностью переделали, вот только текст совсем непотребный – на Новый год дело случилось. Такой там текст, например:    Когда тормозят меня дети,  хотят на гоп-стоп меня взять, –   за кайф колумбийский в пакете мне каждый готов отсосать. www.Новый год, www.Дед Мороз,  www.Наливай! www.Не вопрос!..   Это все от настроения зависит. Если публика беснуется или мы хотим ее специально эпатировать, иногда я пою и такой вариант. В целом песня звучит уместно на подобных праздниках – по крайней мере, для тех, кто на них работал и знаком с закулисьем.    То есть много песен переделанных – от чего-то "по мелочи" и до того, что дописываются новые куплеты. Даже Утесову куплет однажды дописали. Еще как-то скрестили песню Феди Чистякова "Иду, курю" с песней Олди "Матросская", да еще вставили туда кусочек из русской народной песни "Коробочка" – получилась забавная песенка.     Эх, полным-полна моя коробочка и в порядке мой мундир.  У меня за ухом папиросочка,  у меня за ухом целый мир.    – Почему так много испано-язычных вещей у вас? Откуда у тебя взялся интерес и к этому языку, и к испанской и латиноамериканской культуре?    – Ну да, у нас есть и испанские, и кубинские песни, и мексиканские. Это потому, что я чуть-чуть подучил язык за последние годы, и мне стало интересно на нем петь. Первая песня, которая меня "цепанула" – это была, конечно, "Кландестино", песня Ману Чао, которая вышла на их "платиновом" диске 1988 года.    Как-то мы с Сашей-трубачом из воронежской группы "Акын" поехали работать в Европу – "поштырять", поиграть на улицах. И получилось так, что мы остановились надолго в Барселоне. Начали там работать и в ту пору – 2003 год – именно эта песня была безумно популярна, отовсюду звучала, среди неформальной молодежи была как гимн. Это же песня про нелегалов, которые переправляются из Африки в Европу через Гибралтарский пролив – они плывут, их снимают пограничники, но каждый стремится переплыть, чтобы найти работу и помогать семье. Да и мы сами находились в Испании на полулегальном положении, тема была близка. Там серьезный, социальный текст, плюс Ману лирик хороший и очень красиво вся ситуация его словами описывается – очень сильная песня, антиглобалистическая и при этом красивая по тексту. Я тогда еще не понимал ее до конца, только начинал говорить на испанском, но песню эту мне захотелось выучить. И когда вернулся обратно, я ее для себя перевел, подобрал – подобрать-то три аккорда оказалось минутным делом – заучил, осознал текст.    А потом, когда появилось базовое знание испанского языка, я целенаправленно пошел учиться на специальные курсы, чтобы глубже его изучить, и пошли совсем интересные вещи. Как-то мы готовили какой-то испанский праздник в группе, где я учился, разучил сначала одну испанскую песню, потом другую. Есть много испаноязычных песен, которые я знаю, но с "Малиновкой" мы их пока не поем.    – Алексей Вдовин из группы "НедРа" написал как-то собственный текст к известной кубинской песне 60-х "Команданте Че Гевара" и теперь часто поет ее на концертах. А у тебя с твоей тягой к переписыванию чужих текстов пока не было такого опыта – написать русский текст к известным зарубежным песням?    – Пока нет, чтобы с художественным переводом – я так еще не пробовал.    – Когда-то в "Теплых окнах" было сразу два лидера и автора песен – ты и Гриша Филиппов, автор любимой песни сентиментальных рязанских девушек "Аленушка". Вы с ним сейчас отношения поддерживаете?    – Да, поддерживаем, мы же в первую очередь были и остаемся друзьями. Кстати, недавно "Аленушку" исполняли на одном из концертов, причем на каком-то корпоративе. Кто-то вспомнил "Аленушку" – мы ее взяли и исполнили, народ был в восторге, даже те, что слушал песню в первый раз.   – А часто люди даже не понимают, когда слышат вашу программу, что часть песен – твоего собственного сочинения?    – Часто, даже очень часто. И наоборот тоже бывает – мы же играем Паперного, других авторов, которые не слишком известны, и кто-то думает, что это все наше. Последний раз такое было, когда говорили: "Отличную вы песню написали про 2013 год!" Это мы сделали песню "Крематория" "2001 год", но по рифме 2013-й подходил, мы и решили, что так актуальней, потому что вроде бы конец света к тому времени ожидается, и неплохой рок-н-ролльчик получился про то, что "я хотел бы встретить живым 2013 год".   – Я помню, как еще в конце 90-х по городу ходили из рук в руки десятки, если не сотни самопальных кассет группы "Теплые окна". Что-то давно вы звукозаписью   не заморачивались.    – Нет, мы выпустили в этом году альбом. Играли концерт в клубе "Галерея 42" и решили его записать – не с пульта, а все, как есть, на два конденсаторных микрофона, стоявших в зале. Записалась и вся наша лажа, и хлопки, и все-все-все. Я подумал: записей и так мало, почему бы не выпустить? Немного подсвел кое-что, баланс подрегулировал, даже песни с лажей включил, и было принято решение выпустить. Называется "Без 5 минут концерт. Генеральная репетиция ансамбля "Теплые окна". "Без 5 минут", потому что до 45 немножко не хватает – только 8 треков туда вошло. "ВКонтакте" эта запись тоже есть, из магазинов – в "Фанате", но обычно мы диски на концертах продаем, а часто и просто дарим, потому что диски давно уже не столько коммерческая, сколько сувенирная продукция.    – Студийных альбомов от вас ждать?    – Как раз в августе собираемся записываться – в альбом войдут и мои песни, и некоторые каверы, такие как "Немое кино" БГ, где не просто переиграно, а что-то свое привнесено.   Вот в этой песне БГ мы даже гармонию изменили, и подача там совсем другая – как мы ее видим, фокстротовая. Но это будет уже альбом "Свадьбы в Малиновке", надоело объяснять людям, что "Теплые окна" и "Свадьба в Малиновке" – одно и то же. Теперь никаких "трансформеров", все будет строиться вокруг "Свадьбы в Малиновке".   – Вы еще обычно с публикой много разговариваете. Это "домашние заготовки"?    – Очень по-разному бывает. Иногда все спонтанно, а иногда шутки планируются, есть даже "шуточная тетрадь" для придумывания таких вещей. И когда мы начинаем на репетициях над какой-нибудь темой смеяться, часто придумываем какие-то фишки, которые потом используем, потому что не всегда удачные шутки на голой импровизации рождаются. Как-то делали программу на 7 мая для "радиков", вставили туда шутки про Попова и Маркони, объявляли со сцены: "Вас приветствует радио "Свадьба в Малиновке". Наша частота всем известная – четыре по 150, так что заносите, если что, в гримерочку". И нам сразу подносы в гримерку стали заносить, которые мы, естественно, почти целыми оставили.    – Что, вопреки текстам песен и антуражу, играете строго трезвыми?    – Нет, не выпиваем, хотя люди от всего сердца приносят, иногда неудобно отказываться. Либо после концерта уже оттягиваемся, либо друзей-знакомых зовем нам помогать. Мы сейчас, можно сказать, вообще не пьем на концертах. Когда выпиваешь – расслабляешься, уже не можешь все контролировать, кач, энергетика пропадает.    Вот на последнем концерте в "Барской пивнице" все получилось спонтанно, и мне было легко разговаривать с публикой – вообще ничего не придумано, постоянный контакт с залом. На концертах непредсказуемые вещи бывают, а какие-то отрепетированные вещи приходят и уходят, потому что каждый раз одно и то же делать – это неуважение к нашим постоянным слушателям, да и самим это неинтересно. Публика должна удивляться, так что мы, бывает, продумываем программу, но далеко не всегда.    Например, в чистяковской "Песне о настоящем индейце" идет проигрыш, когда только бас и барабаны остаются – я в это время обычно просто иду куда-то со сцены. Когда есть кураж, могу подойти к незнакомым людям, взять со стола кружку пива, опрокинуть ее, закурить и обратно на сцену пойти. Как-то я так сделал, после концерта мне директор "Барской пивницы" говорит: "Классно ты к своим ребятам подошел, пива у них выпил". Я говорю: "Да я не к своим ребятам подошел – я этих людей вообще не знаю, просто они кричали постоянно, песни подпевали". Эти ребята, кстати, решили, что мы пива хотим и заказали нам еще четыре кружки.    – Сейчас вас можно регулярно только в "Барской пивнице" услышать?    – Мы где-нибудь играем практически каждые пятницу и субботу. Но, как правило, отдаем предпочтение концертам, куда нас приглашают за другие деньги, чем платят в ресторанах – часто во время выступлений подходят люди и приглашают на свадьбы, корпоративы. А когда дни пустуют – играем обычно в "Барской пивнице", еще в "Арагоне", одно время играли в "Атлантике". Мест в Рязани много, просто "Барская пивница" – одно из самых любимых, там обычно тесный контакт со зрителем, последний концерт был незабываемой феерией, хотя и спокойные концерты там тоже бывают.  Все-таки ресторан – это, как говорил Вертинский, "в первую очередь еда, а не артисты". Там тебе любой может сказать: "Я пришел сюда есть сосиски, а не тебя слушать". Хотя Вертинский рассказывал, что однажды администрация кабака предъявила ему претензии: "Ребята, вы сделали такую программу, что люди ничего не едят – они только вас слушают, открыв рот". Было бы приятно, если бы у нас такое когда-нибудь случилось.    – Как думаешь, то, что сейчас происходит у тебя со "Свадьбой в Малиновке" – это потолок? Или есть амбиции все-таки записать свои песни, услышать их по радио, делать афишные концерты?    – Это не то, что потолок – это просто другая немного деятельность, которая открывает нам дорогу к нормальной клубной работе. Люди уже на нас ходят целенаправленно, но есть стремление и к другим, более масштабным площадкам, чтобы массово приходили на нас по билетам, – тогда, конечно, и поведение другое, иначе себя на сцене чувствуешь. А так почти на каждом концерте есть люди, которые слушают нас впервые, в этом и сложность, и азарт: тебе надо понравиться всем. Но, как правило, это удается.    Беседовал Анатолий ОБЫДЁНКИН    Секрет   Из соседской злой собачки выйдет очень классный коврик, еще хватит и на шапку, буду в ней ходить сутулясь на работу, на работу в злые самые морозы, ничего не отморожу и не застужу, наверно.     Погрустят мои соседи, заведут кота потолще, назовут его мудрено в честь героя сериала. Только долго не протянет – неплохие выйдут стельки. Ты расти и ешь побольше, заходи почаще в гости.

Ко мне, ко мне, пучеглазая скотина! Ко мне, ко мне, пучеглазая любовь!

Не везет моим соседям –  деньги есть, а счастья нет. Приглашу на день рожденья их к себе я на обед. Посмеемся, похохочем,  да отведаем котлет из собачек да из кошек и от водки поблюем.

Ко мне, ко мне, пучеглазая скотина! Ко мне, ко мне, пучеглазая любовь! Палку, палку принеси, пучеглазая скотина! Апорт, апорт, пучеглазая любовь!   Движение неба   Из-за таких, как я, из-за таких, как ты, из-за таких, как мы с тобой не спит родимый город.

Из-за таких, как я,  из-за таких, как ты, из-за таких, как мы с тобой сидят менты в засаде, жрут консервы.

А мы наблюдаем движение неба, с тобой наблюдаем движение неба, оно так прекрасно – движение неба, движение неба, движение неба.

Прости, этой ночью ты не сможешь уснуть. Я думаю, нам не покажется мало. Не сможет уснуть моя милая мама, А мне ее жалко, но значит, так надо. Она наблюдает движение неба.

Крестики-нолики, буковки-циферки, вы нас с кем-то спутали, мы не носим пацифики.

Из-за таких, как я, Из-за таких, как ты, Из-за таких, как мы с тобой Движение неба, Движение неба, Движение неба, Движение неба.  

Источник: Новая газета

15.07.2012  16:18

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » микрофоны » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru