Если хорошая книга художника о смерти есть книга мертвая, то хорошая книга о жизни - это книга живая. От традиционной книги в любом случае ничего не остается.
Простой, как яйцо, проект молодой итальянской художницы Кьяры Пино Carpe Artem - прорвать лицом живого, "антибартовского" художника-творца страницы увесистого тома. Без единой буквы, разумеется, кроме обозначения на каждой страницы названия известной галереи. Так Кьяра "воюет" за живое искусство, прорывающиеся сквозь унылые и продажные институции как чистая энергия, требующая непосредственного восприятия. Разумеется, эта книга художника - жест контр-культурный и анти-книжный. Радикальный такой, молодой жест, который не есть продолжение книжного дела, а есть переход книги в пространство жеста, описания - в предписание, дизайна - в перформанс.
Carpe Artem (по аналогии с carpe diem - лови момент, наслаждайся сейчас) означает дословно "лови искусство" или "лови момент вдохновения", и демонстрировался на "Арт-Базеле" в июне нынешнего года. Художница появилась в черно-белом, строгом, "офисном" наряде с уныло-бесстрастной маской на лице. Зато резиновый "клон" в книге излучает таинственное блаженство. Релиз сообщает, что своим "товарным", выхолощенным видом художница хотела дать своего рода "пощечину", европейской галерейной ярмарке тщеславия. Ну, как водится в молодежном контемпорари-арте.
В итальянской карнавальной и дизайн-традиции - контемпорари-дель-арте. Отверстие для лица выжжено, что заставляет вспомнить "раненые" войной книги молодого чеченского художника Аслана Гайсумова. Обе маски - посмертные, одна - адская, другая - райская. Так нехитро, архаически, но выразительно разделяется рынок и искусство.
Художница работает, как и многие итальянские farfarello на грани профанного крика "король-то голый" и сокровенного безмолвия. В Болонье в 2011 был показан другой перформанс: распростершись на куче муки, художница явила зрителям след "ауры" артистического тела - то ли лобстера, то ли световой проекции Солнечного Бога.
Есть, говорят, во Флоренции другой чудак, подметающий площадку вокруг памятника Данте у церкви Санта Кроче и декламирующий наизусть "Божественную комедию".
Кьяра Пино интересна лаконичной, итальянской, скульптурно-строительной пластикой жестов, совпадением месседжа и формы. Рекламистам такой опыт полезен, ибо рекламные идеи еще более просты и целенаправленны, чем идеи художественные. Да и сказка "Пиноккио", глядя на перформансы Пино с мукой и резиной, читаются, согласитесь, совершенно по-другому. И притча об изготовлении статуи путем заливки формы обретает вторую жизнь.
Пино - одинокий Птеро, гуляющий по закоулкам арт-рынка, будто по улицам потерянного города, и мечтающий о подлинном вдохновении, забытой традиции, идеальном зрителе. В белой маске с прорезями для глаз. Легко и полезно сравнить с нашими черными и цветными балаклавками. Поразмыслить на досуге.