Скандал с "невручением" почетной награды Катрин Денев отодвинул кино на второй план
Катрин Денев с цветами, Владимир Мединский - с призом им. Станиславского Источник: artefactagency.info
34 ММКФ начался и завершился скандалом. До сих пор не улеглись страсти вокруг «открытого письма молодых кинематографистов», которое, несмотря на многочисленные протесты коллег, в день открытия ММКФ публично и безоговорочно поддержал Никита Михалков.
Венчал Московский кинофестиваль досадный конфуз, раздутый до уровня настоящего скандала. Героем вечера стал Министр культуры Владимир Мединский, которому доверили вручать приз им. Станиславского Катрин Денев. Министр с волнением не справился и, произнеся положенные в таком случае слова, просто-напросто забыл отдать награду Денев. С кем, казалось бы, ни бывает. Но конфуз Мединского, фигуры априори одиозной, тут же стал темой дня, задвинув и сам кинофестиваль и его итоги на периферию новостных лент.
Что до самого фестиваля, то тут, несмотря на предсказания Кирилла Разлогова, не вышло ни скандала, ни интриги. "Призовой пулл" предсказать было несложно, а сюрпризом оказалось лишь распределение наград.
Главным триумфатором 34 Московского кинофестиваля стал английский фильм «Отбросы», которому досталось сразу две почетные статуэтки – за лучший фильм и лучшую мужскую роль. Ее получил Эдди Марсан, хорошо известный у нас по ролям в картинах Майка Ли, Мартина Скорсезе и Гая Ричи. В «Отбросах» он играет тихого алкоголика, медленно убивающего себя стаканами виски по вечерам.
Второй шанс в жизни появляется тогда, когда он подбирает на улице бездомную девушку. Воспользоваться шансом оказывается непросто: вместе с девушкой в квартире поселяется ее "оторванный" бойфренд. О тихих посиделках наедине с собственными мрачными мыслями герою Марсана остается только мечтать. Неожиданный финал гарантирует свет в конце тоннеля: алчный бойфренд получает пулю в лоб, девушка исчезает в неизвестном направлении, а герой Марсана неожиданно находит свою давно потерянную дочь.
«Орда» Андрея Прошкина - кино качественно иного уровня и масштаба. Но у российского фильма лишь второе место в общем «призовом зачете». Если «Серебряный Георгий» Розе Хайруллиной за лучшую женскую роль кажется итогом абсолютно справедливым, то приз за режиссуру, доставшийся Андрею Прошкину, больше похож на утешительный. «Орда», объективно - лучшая лента конкурса, и, как ни странно, самая острая и злободневная. Возможно, это и сыграло против картины, и жюри предпочло «Отбросов» как ленту безобидную, в которой простой и понятный авторский посыл сводится к универсальной общегуманитарной формуле.
Иначе, как желанием избежать двусмысленности, и не объяснишь, почему жюри проигнорировало фильм Стефано Соллимы «Все копы – ублюдки». Бывший журналист, работавший на BBC и CNN, Соллима сделал картину в жанре объективного репортажа. Картина буквально соткана из противоречий, а подчеркнуто амбивалентная позиция автора порой оборачивается против него самого. Возможно, эта амбивалентность, когда не понятно - за режиссер или против - могла смутить жюри, отказавшему одному из самых ярких фильмов конкурса в награде. Зато фильм Соллимы оценили бывшие коллеги - «Все копы-ублюдки» получил призы жюри международной прессы ФИПРЕССИ и российских критиков.
Применительно к конкурсу ММКФ сложно говорить о каких-то тенденциях, но нельзя не заметить, что испаноязычному кино в последние годы уделяется особое внимание и, как следствие, латиамериканцы с удовольствием отдают в московский конкурс сильные картины. Три года назад «Пять дней без Норы» Марианны Ченийо разбавило тесную русскую компанию, получив приз за режиссуру. В следующем году главный приз за «Брата» увез в Венесуэлу Марсель Раскин. В 2011 году «Золотой Георгий» получила испанская лента «Волны». В этом - Специальный приз жюри заслуженно отошел мексиканской ленте «Срок годности».
Жюри во главе с Эктором Бабенко отметило призами лишь три работы, признав, что «Отбросы» Тиндж Кришнан, «Орда» Андрея Прошкина и «Срок годности» Кении Маркес оказались на порядок сильнее остальных участников. И перспективнее: и «Отбросы» и «Срок годности» - это полнометражные дебюты и, следовательно, есть шанс на то, что приз ММКФ станет для их авторов первым в карьере, а не последним.