Впервые за свою полувековую карьеру Мартин Скорсезе снял фильм в 3D-формате, и его "Хранитель времени" стал триумфатором премии "Оскар", заслужив сразу пять статуэток. Без преувеличения можно сказать, что фильм стал ещё и эталоном качества в современном кино. Наконец, сам режиссёр признался, что пора навсегда забыть о съёмке на плёнку. Его слова стали настоящим потрясением для всех, ведь он был одним из главных защитников плёнки.
После работы над «Хранителем времени» Мартин Скорсезе уверен: будущее кинематогрофа за цифровым форматом
С выходом "Аватара" в мировом кинематографе открылась новая эпоха качественных фильмов. Кинотеатры переходят на цифровое оборудование с пугающей скоростью. Казалось бы, в киноиндустрии остался единственный защитник съёмки на плёнку, но теперь и Мартин Скорсезе уступил своим принципам. Постоянный монтажёр режиссёра Тельма Шунмейкер в интервью журналу Empire подтвердила, что Скорсезе одобрил новые технологии:
Защитники плёнки проиграли сражение. Мартин считает, что время плёнки подходит к концу, к его словам нужно прислушаться, ведь он всегда был её главным сторонником. К тому же, число плёночных кинотеатров стремительно уменьшается. Кстати, уже со второй недели августа мы начинаем работу над фильмом "Волк с Уолл-стрит", который будет снят на "цифру", но не в 3D-формате.
"Хранитель времени" — настоящее приключение в волшебный мир детства:
"Цифра" выигрывает у большинства форматов, использующих киноплёнку, из-за полного отсутствия механического износа цифровой копии и большей стабильности цифровых кинопроекторов.
Для того, чтобы освоить технологии съёмки, мне потребовалось время. Кроме того, меня останавливали высокие затраты на производство подобных лент. Я не верил в то, что смогу запустить такой масштабный проект, как фильм "Хранитель времени". Но Джеймс Кэмерон на примере "Аватара" доказал, что в этом деле можно добиться впечатляющего результата. Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал себя внутри фильма, словно, он попал в детскую фантазию, в волшебный, вымышленный мир. 3D-кино помогает зрителю вернуться в воображаемый мир детства. Вообще, я не устаю повторять, что 3D — важное достижение человечества. Этот формат очень реалистично воспроизводит нашу жизнь — краски, звуки, устанавливает между людьми по всему миру особую связь".
Мартин Скорсезе при работе над "Хранителем времени" не стал размениваться на конвертацию и выбрал для съёмок ленты 3D-камеры Джеймса Кэмерона и Винса Пейса, на которые снимался "Аватар". Оба режиссёра подчёркивают важность стереоскопического формата для киноиндустрии:
Я думаю, эта необычность на пользу проектам — особенно эпическим, зрелищным фильмам и тем, которые снимаются в 3D. Да, это непривычно для глаз, но и к этому можно привыкнуть. Одно дело — смотреть нарезку, где всё мелькает, и совсем другое — полноценный фильм, где ты постепенно погружаешься в визуальный мир. За последние 90 лет мы привыкли к 24-м кадрам в секунду, и все бы ничего, если бы не размытость, дрожание, "рваные" движения. Съёмка с частотой 48 кадров почти полностью устраняет эти недостатки".
Работа с плёнкой требует больших затрат на распространение и обработку фильмов. И, в отличие от киноплёнки, цифровая копия позволяет иметь любое количество сеансов без ухудшения качества.
Если переход на цифровые камеры открывает столько возможностей перед кинематографистами, то почему в мировом кино ещё остались люди, которые отказываются работать с 3D? Казалось бы, после поддержки формата Мартином Скорсезе, не должно остаться никаких возражений, но Кристофер Нолан ("Тёмный рыцарь: Возрождение легенды") по-прежнему считает, что зрители скоро устанут "ломать глаза" в кинотеатрах:
На обычном экране вы видите изображение яркостью в 16 фут-ламберт. А если смотреть фильм в 3D, то яркость понижается на 3 фут-ламберт. Звучит непонятно, но изображение становится невероятно блеклым, зачем отнимать у кино яркость? Процесс конвертации не такой сложный, но он занимает много времени. Чтобы я остался доволен конечным результатом такой работы, не хватит никаких сроков".
Тема перехода на цифру сейчас настолько популярна в Голливуде, что Киану Ривз снял документальный фильм о развитии цифровых технологий создания кино. "Бок о бок" вошёл в специальную программу Берлинале-2012. В ленте собраны мнения лучших режиссёров современности, среди которых Джеймс Кэмерон, Мартин Скорсезе, Роберт Родригес, Дэнни Бойл, Дэвид Финчер, Джордж Лукас, Стивен Содерберг, Ларс фон Триер, Дэвин Линч и многие другие. Одни говорят, что плёночная технология умерла уже 10 лет назад, а другие перечисляют минусы стереоформата, но против его успешности тоже не спорят.
Киану Ривз выступил продюсером документального фильма "Бок о бок" (Side by Side) и показал себя отличным интервьюером: