Дима Мендрелюк завел традицию писать по пятницам не про бизнес, а про всякие там познавательные и веселые личные истории out of business - забавно, если бы речь шла о субботе, я бы понял это по своему конечно (ну, шабат там и все такое)... Но Дима не еврей, а пятница - не суббота. Однако, традиция хорошая, к выходным надо уже начинать искать волну расслабления - съезжать с рабочей колеи. Время полпервого ночи - сегодня я буду первым рассказчиком.
Итого. Как-то тут не так давно, просматривая в компании ролики С.Голубицкого, где он терзает то нож, то фонарик, мой приятель надо мной решил поиздеваться и ерничая спросил не буду ли я, в свою очередь подражая кумиру, писать про фотоаппараты и айпеды раз уж фонарика у меня нет (у меня есть кстати - офигенный американский maglight)?
Почему бы и нет подумал я, неплохая идея, тем более, что это большая часть моей жизни. Вот уже 20 лет как я не расстаюсь с камерой на отдыхе и особенно в своей работе разведчика аудитора, это большое подспорье и очень удобный инструмент при работе с множеством деталей.
Расскажу немного о своем опыте и любимой технике.
Первую камеру я купил у своего друга в начале 90-х годов, он был профессиональным полиграфистом-фотографом, имел собственную студию и был помешан на марке Canon. Причин этой любви я не знаю, но он буквально молился на свою технику и все что можно вокруг себя называл Canon, даже его студия называлась Канон (а его любимый фильм "Кэнон-варвар").
В дальнейшем он развил франчайзинговую сеть и его компания была одноименно представлена в том числе и на российском рынке. Я где-то даже недавно видел остатки его бурной деятельности - кажется магазин под этой франшизой. Так вот если где-то встретите, теперь знаете - ноги растут у нас.
По случаю я выпросил привезти из Токио новый Canon T90, флагманскую модель зеркалки, разумеется на пленке. И разумеется она работает превосходно по сей день. Всю технику он покупал сам лично в Японии и после его очередного заезда, я стал владельцем, пользователем и почитателем этой марки. Хотя уверен что и другие компании делают превосходную технику, просто у меня сложилось вот так.
Объективы я приобрел у него же, это была изумительная оптика L-серии, ничего общего по прочности и надежности не имеющая с современными аналогами объективов с красным ободком. Мой парк оптики обошелся мне по тем временам около 2 000 долларов, в современных ценах можете это смело увеличить на два порядка.
Я не могу назвать это выгодным вложением, сейчас эти стекла не стоят практически ничего. Увы... Более того, многие из них утрачены по моей вине, неосторожности и воле случая. Кое-что осталось. Пользуюсь до сих пор. Ощущения нельзя сравнивать с современной пластмассой. Чувствуешь в руках серьезную, дорогую вещь, сделанную добротно и на века.
Однако в начале 90-х компания Canon подбросила мне свинью, заменив байонет FD на более совершенный EF. Это просто отвратительно, не могу простить им до сих пор. С переходником стекла теряют фокусировку на бесконечность. Другие компании ведут себя более прилично, крепления объективов имеют преемственность и ваш парк линз перезжает на все более и более совершенные фотоаппараты даже спустя несколько десятилетий.
90-е годы и начало 2000-х я отснимал на эти прекрасные стекла и замечательную тушку. На пленку. Сам проявлять так и не пробовал честно говоря, хотя до сих пор интересно, может и рискну разок.
Помимо родных кэноновских объективов мне было интересно пробовать что-то новое, у меня остались до сих пор потрясающие Carl Zeiss, настоящие произведения искусства, пара советских экспортных обьективов, тоже недурных.
Тем не менее обиду я затаил, и когда все вокруг уже давно перешли на цифру, продолжал упрямо снимать на пленку и затем муторно сканировать на компьютер.
Цифровая камера позволяет вам сразу посмотреть свое творение, оценить резкость, экспозицию. Пленочный аппарат этого не может, что сделали, то и проявите. Это с одной стороны недостаток, с другой стороны он приучает вас быть более старательным к тому, что вы делаете, быть более осознанным. Учиться, освоить определенную школу.
Эта школа, в конце концов, позволила мне снимать на обычную цифровую мыльницу не принципиально хуже чем на зеркальную камеру. Речь не шла о художественной съемке, но я поддался искушению облегчить вес снаряжения на работе и купил сначала 2-х мегапиксельный Canon, а несколько лет спустя 6-и мегапиксельный Samsung, которые прекрасно, к моему удивлению привыкшего к громздкой технике человека, влезали в карман и вообще меня ничем не обременяли. В работе их возможностей мне вполне хватало. Художественной съемкой мог, и продолжаю, баловаться на пленочном "раритете". С оказией покупаю старинные фотокамеры, тоже интересно... Последнее время думаю о широкоформатной камере, где надо залезать под штору. Не смейтесь - она даст фору любой камере!
Тем не менее недавно мой товарищ показал мне полнокадровый Canon 5D Mark II, замечательные пейзажи в пустыне Аризоны. И обида моя вроде прошла. Решил озаботиться и провести перевооружение.
Хотел купить 600D, но подержав в руках понял, что этот кусок легкого хлипкого пластика, при всех прочих равных достоинствах, вызывает одно лишь раздражение, а поворотный экран это детский сад.
Полнокадровый Марк купить хотелось, но смущала низкая скорость съемки, неустойчивость к влаге и относительно высокая цена, плюс прокол с видео. Верю, тушка отличная, но, нутром чувствую, уже устаревает.
Сравнив параметры, понял что идеальная для меня модель это кропнутый 50D, снятый с производства. Удивило что цена на него не только не упала, как это должно было произойти по моим предположениям, но наоборот выросла!
Ну раз так, полный и более современный аналог это 7D, два процессора, жесткий магниевый корпус, пылевлагозащита. То, что надо. Купил и очень рад - тушка превосходная!
Встал вопрос о замене всего парка оптики. Но здесь меня выручили переходники. Это отдельная история: переходник с линзой дает потерю в качестве за счет наличия в нем дополнительных стекол, а переходник без линз не имеет настройки на бесконечность и превращается в макро-объектив - бабочек снимать. В итоге взял и те и другие. Зато есть возможность использовать ФД-шную оптику. На удивление с переходником прекрасно встают никоновские объективы начала 60-х годов. Мануальные, металлические, надежные и очень качественные - в те времена это были еще вредные производства, использовался свинец, радиоактивные материалы для простветления: никаких жалких компромиссов. Прсотой переходник, ebay и вот у меня уже полный парк топовой никоновской оптики для профессионалов второй половины 20-го века! При этом я уложился в 10% цены современных аналогов, но такого боке, индивидуальности на новых стеклах никогда больше не будет, пластик и есть пластик (линзы больше не делают стеклянными).
Тем не менее купил также и несколько современных стекол, больше даже из любопытства. Хотелось сравнить.
Честно могу вам сказать качество оптики в среднем и нижнем сегментах выросло, заметно. Видимо усовершенствовались технологии производства.
Но качество исполнения, надежность, комфортность и удобство работы...увы... Вообще нулевое, даже сравнивать нельзя. А в премиум классе старые фиксы (т.е. не зумы - объективы с фиксированным фокусным расстоянием) рвут современных конкурентов по целому ряду параметров, проигрывая лишь кое в чем максимум на 5-7%...
Зато, на новой автофокусной технике появилось множество точек программной фокусировки (собственно, ради чего компания Кэнон задумал переход на новый байонет, т.е. крепление объектива к корпусу). Так как я привык к ручной настройке, сначало было чудно. Но потом успокоился и перестал вообще трогать кольцо на новых стеклах. Честно - часто мажет, бывает... Резкость плавающая, то бритва, то мыло. Пробовал делать юстировку, на каких-то помогает, но где-то совсем нет. Успокоился, забил - цифра дает возможность делать серии снимков, потом выбрать что получше. А современные графические редакторы способны преобразить даже очень поганенький кадр. Так что фотограф 21 века хорош не тем, как много снимает, а, как много удаляет... Времени на это только многовато уходит.