DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Академия художеств представила 400 образцов народной иконы
| text | html

web-архив: карантин » ищут свое место » религии » христианство » православие » это письмо

2012-06-20 14:17:24

Представители РПЦ пока не удостоили выставку комментарием

Академия художеств представила 400 образцов народной иконы

фото: Эмин Калантаров/ИЗВЕСТИЯ

В Галерее искусств Зураба Церетели (выставочный зал Академии художеств) открылась выставка «Народная икона». В экспозиции около 400 экспонатов из более чем 30 коллекций (в том числи из 5 музеев). В столице неисследованный пласт народной религиозной культуры так широко представлен впервые.

Благоразумный разбойник (по Евангелию, он покаялся на кресте и стал первым обитателем рая) стоит босиком; обе его ноги — правые. Иоанн Предтеча держит чашу с символическим изображением младенца Христа — и у Крестителя обе руки правые.

Георгий Победоносец поражает копьем дракона, а в глаза бросается в первую очередь нога святого — она длиннее, чем ноги его коня. Толстые улыбчивые ангелы, аляповатые лица святых, много цветов и немало копий с западных оригиналов — такова наивная эклектика народной иконы.

— Народными мы называем иконы, сделанные непросвещенными художниками для неискушенных заказчиков, — сказала «Известиям» куратор и научный руководитель выставки Ирина Бусева-Давыдова. — Однако народные иконописцы, какими бы бесхитростными они ни были, работали только по образцу. Это гарантировало каноничность результата.

По мнению искусствоведа, феномен народной иконы появился довольно поздно — в XVI веке. До этого в условиях натурального хозяйства у крестьянина, тем более у крепостного, просто не было денег на иконы.

— Настоящий же всплеск народного иконописания произошел после отмены крепостного права, — отмечает Ирина Бусева-Давыдова.

Ремесло передавалось по наследству. Во Владимирской области, например, иконописным промыслом жили целые села. Выполнять простые элементы изображений ребенка учили лет пяти.  Повзрослевший мастер имел "железную" руку. Нимбы на иконах рисовали без всякого циркуля — получался идеальный круг.

Народная икона долго не привлекала коллекционеров (зарубежные ценители обратили на нее внимание гораздо раньше российских) и остается малоизученной до сих пор. Пока состоялись всего две посвященные этой теме выставки: в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области и в Государственном историко-художественном и архитектурном музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Начались обсуждения, что считать народной иконой, каков ареал ее распространения и в каком соотношении находится она с официальной церковной и старообрядческой культурой.

Коллекционер Михаил Чернов, предоставивший для выставки значительную часть экспонатов, считает особенно интересной народную икону советского времени.

— Если до 1950-го еще были живы иконописцы исторической России, то к этому времени они умерли, и промысел сошел на «нет». Церковь была под запретом, иконы писали недоучившиеся художники и люди вовсе без навыков, — пояснил Михаил Чернов «Известиям». — А вот в новейшей истории о народной иконе говорить трудно: слишком развиты средства коммуникации.

Феномен наивной иконы возникает в замкнутых пространствах, - считает коллекционер. Например, это может быть тюремная зона или старообрядческое село.

Пока искусствоведы разделили народные иконы на два типа: наив (икона неискушенного живописца для столь же невзыскательного заказчика) и «ремесленный примитив» – иконы, растиражированные вручную для широкого потребителя.

Деления по богословскому критерию (на канонические и неканонические иконы) в экспозиции нет: без комментариев показаны и еретическое «триипостасное божество» с тремя лицами, и изображения Бога Отца, запрещенные в православии, и католические по происхождению иконы.

Прошли времена, когда сельские батюшки отправляли творения неискусных богомазов в сараи или в печку: наивное искусство готовы изучать в том числе православные искусствоведы. Организаторы сотрудничают с несколькими церковными вузами и многими священниками, но церковного комментария на выставке пока не хватает.

Кроме живописных образов, в экспозицию включили деревянную скульптуру, финифть, иконы из металла (меднолитую пластику).

Выставка в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке продлится до 16 сентября.

Источник



web-архив: карантин » ищут свое место » религии » христианство » православие » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru