DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
"Евроинтеграцию затормозили геи": Молдавия за неделю
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » микрофоны » это письмо

2012-06-20 03:08:21

<>Европейская интеграция: "Люди начинают уставать от трехлетних обещаний светлого европейского будущего и посматривают на Восток". Геополитика: "Если раньше "старший брат" Молдавии жил в Москве, сегодня "братка" аж три: в Брюсселе, Вашингтоне и Бухаресте". Молдавия - Приднестровье: "Стоит представить, что население РМ увидит приднестровскую трактовку событий в Бендерах, или вновь вспомнит кириллицу и молдавский язык".

Европейская интеграция: "Люди начинают уставать от трехлетних обещаний светлого европейского будущего и посматривают на Восток"

Первый неформальный саммит "Восточного партнерства" с ЕС прошел 5 июня в Кишиневе, пишут "Молдавские ведомости". Особый статус формату обмена мнениями "без галстуков" придало участие еврокомиссара по вопросам расширения политики соседства ЕС Штефана Фюле. Высокий гость на отлично оценил достижения Молдавии в деле внедрения реформ и поставил нашу страну в пример госпредставителям Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии.

Решение обменяться мнениями о сотрудничестве в рамках "Восточного партнерства" именно в Кишиневе было принято отнюдь не случайно, продолжают "Молдавские ведомости". Это поощрительный жест. По европейским меркам, наши власти добились значительных успехов в деле внедрения демократических реформ. Чтобы ни у кого на этот счет не возникало ненужных сомнений, за неделю до саммита были опубликованы результаты совместного исследования фондов Сороса и "Возрождение". В "Индексе европейской интеграции стран-участниц "Восточного партнерства" - 2012" нашей стране отводится почетное первое место. "Молдавия демонстрирует высокий уровень приближения к странам Евросоюза, опережая другие страны "Восточного партнерства" по уровню демократии, по уровню контактов между гражданами Молдавии и ЕС, а также институциональному обеспечению европейской интеграции", - уверяли авторы исследования. По их мнению, Республика Молдова получает все большую поддержку со стороны Евросоюза в обмен на проведение все более успешных внутренних реформ. Противоречивые показатели не комментировали. Например, то, что лубочная картинка не совпадает с растущим евроскептицизмом рядового населения нашей страны. Так же, как и то, что по данным последнего местного соцопроса, выросла доля желающих интегрироваться в межгосударственные форматы не на Западе, а на Востоке.

Сама программа "Восточного партнерства" была запущена европейцами в 2009 году, пишут "Молдавские ведомости". Она включает в себя пакет проектов по политическому, экономическому, институциональному и социальному сближению ЕС с Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией и Украиной. В момент запуска на эти цели Евросоюз готовился потратить порядка 600 млн евро. В соответствии с новой политикой соседства, к 2013 году сумма вливаний вырастет почти до семи миллиардов. Деньги пропорционально распределяются между странами-участниками на внедрение реформ. Например, в этом году только нашей стране на развитие демократии перепадает 140 млн евро.

Предыдущий саммит участников "Восточного партнерства" прошел в Варшаве осенью 2011 года, продолжают "Молдавские ведомости". Обсуждалось экономическое сотрудничество в сфере транспорта, сельского хозяйства, энергетики и соглашение о свободной торговле. Год назад молдавская сторона рассчитывала на саммите ускорить заключение переговоров об ассоциации с ЕС, но просчиталась. В условиях распространяющегося в Европе долгового кризиса нашим дали ясно понять, что до конца 2013-го Соглашения об ассоциации ждать не стоит.

На повестку дня нынешнего "неформального" саммита было предложено "обсуждение новых возможностей сотрудничества и укрепления диалога", пишут "Молдавские ведомости". Наблюдатели предполагают, что на самом деле представители стран "Восточного партнерства" обсуждали новую Дорожную карту. В виде проекта новой политики соседства этот документ появился минувшим летом. В середине прошлого месяца его обнародовал еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Штефан Фюле, лично принявший участие в нынешнем саммите. Новый документ, как предполагается, ускорит политическую ассоциацию стран-членов "Восточного партнерства" и придаст импульс целям программы. "Чем больше стран-партнеров достигнут ощутимый прогресс в их усилиях по проведению реформы, тем больше ЕС будет готов поддержать их. ЕС продолжает поддерживать реформаторов и выступает против тех, кто желает приостановить процесс изменений", - заявила на презентации новой Дорожной карты вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон.

По завершении Кишиневского саммита, его участники больше говорили о новом формате встречи, чем о конкретных результатах, продолжают "Молдавские ведомости". "Мы дали новое лицо "Восточному партнерству" - такие встречи впредь будут использоваться для контроля над выполнением наших взаимных обязательств. Но они не отменяют традиционных встреч на высоком уровне, саммитов глав государств и министерских встреч", - заявил Штефан Фюле. Переговоров по Соглашению об ассоциации и свободной торговле еврочиновник коснулся лишь мельком. Он поделился надеждой успеть завершить их к осени 2013 года, до начала следующего саммита "Восточного партнерства". Это, к слову, одна из стратегических целей новой Дорожной карты. Что касается либерализации визового режима с ЕС, то тут Фюле был категоричен. "Либерализованный визовый режим у Молдавии со странами ЕС обязательно будет. Вопрос лишь в том, как и когда. Все зависит от решения руководства Евросоюза и способности молдавских властей исполнить наши ожидания. Но точной даты либерализации визового режима я вам не могу назвать", - подчеркнул еврокомиссар.

При последних словах Фюле стоявший рядом глава молдавского МИДЕИ Юрий Лянкэ мрачно усмехнулся, пишут "Молдавские ведомости". Он, помнится, обещал подать в отставку, если до конца 2012 года либерализованный визовый режим не воплотится в жизнь. В этом контексте весьма иронично выглядело пожелание замминистра иностранных дел Белоруссии Елены Купчиной. "Мы желаем успеха Молдавии в деле выполнения поставленной амбициозной цели - добиться евроинтеграции. Позиция Белоруссии относительно "Восточного партнерства" прагматична, так как мы ждем конкретных результатов", - пожелала белорусская чиновница. Представлявший азербайджанскую сторону посол Намиг Гасан оглу Алиев и вовсе от комментариев по итогам работы в новом формате отказался.

Глава внешнеполитического ведомства РМ Юрий Лянкэ сообщил после очередного заседания правительства, посвященного евроинтеграции, что в мае парламент принял последний закон, который требовал от Молдавии Евросоюз - теперь пришла пора внедрения еврорекомендаций, пишет "Панорама". Между тем, последние исследования подтверждают экономические выгоды страны от сближения с ЕС, но всенародной поддержкой эта идея пока не пользуется.

На прошлой неделе неправительственный исследовательский центр Expert-Grup опубликовал доклад о сравнении преимуществ торговой интеграции Молдавии в ЕС и в Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, продолжает "Панорама". Прогнозы показали, что присоединение к торговому пространству Европейского союза приведет к отказу от таможенных пошлин, удешевлению национальной валюты, спаду цен на продукцию, росту конкурентоспособности молдавского экспорта и увеличению покупательской способности молдаван. В страну придут крупные иностранные инвестиции и начнется обмен технологиями, утверждают авторы исследования. В случае же сближения с Таможенным союзом Молдавия потеряет все торговые преференции с ЕС. При этом Россия совсем не обязательно пойдет на уступки в газовой сфере. Но даже если цена на газ для республики снизится на 10%, это все равно не компенсирует и половины негативных эффектов от присоединения к Таможенному союзу, считают в Expert-Grup.

И все вроде бы понятно: налево пойдешь - счастье найдешь, направо пойдешь - коня потеряешь, пишет "Панорама". Только вот три года мы уже интегрируемся в Европу, но, кроме увеличения налогов, раздражающих надбавок к зарплатам чиновников и разве что новых троллейбусов в Кишиневе, люди своего куска пирога пока не получили. Не так давно, выступая в радиоэфире, Юрий Лянкэ заявил, что Европе следовало бы "надавить" на Молдавию, потому что до населения республики все никак не доходит важность евронаправленных реформ. В частности, глава МИДЕИ недоволен непризнанием частью молдаван закона о недискриминации, который продвигает проевропейская власть РМ. По его словам, бесплодные дискуссии вокруг таких реформ заставили Лянкэ нарушить свое слово - обещание уйти в отставку, если до конца 2012 года республика не получит упрощенный визовый режим с ЕС. Наконец, и Юрий Лянкэ признал, что это нереалистичный срок. Но это не МИДЕИ виноват, тут же оговорился он. Якобы аккуратные и продуманные планы внешнеполитического ведомства, в соответствии с которыми Лянкэ и дал такое опрометчивое обещание, нарушила задержка с принятием скандального закона. То есть евроинтеграцию затормозили геи.

Напомним, проект закона о недискриминации - Закон об обеспечении равенства, как его принял парламент - стал яблоком раздора между властью и Православной церковью, которая стала в авангарде народного возмущения против "продвижения содомии", продолжает "Панорама". Волну протестов церковнослужителей подхватили многие политики второго плана, не всегда успевая, впрочем, ознакомиться с содержанием закона. Европейцы очень возмущались такой реакцией. Весной посол ЕС в Молдавии Дирк Шубель в довольно жесткой форме заявил, что никакой либерализации виз в Европу республике не видать, пока не будет принят этот закон.

В то же время ситуация с обеспечением равенства, в том числе по признаку сексуальной ориентации, несовершенна в самой Европе, пишет "Панорама". Так что обвинения против европейцев в стремлении продвинуть права "богохульников" и "содомитов" в маленькой республике на отшибе Европы не совсем беспочвенны. Так, согласно периодическому изданию "Обзор европейского антидискриминационного законодательства", который спонсируется ЕС, неадекватная защита прав в странах-членах, в частности в отношении сексуальных меньшинств, свойственна государствам бывшего соцлагеря. В Польше, по данным издания, широко распространена открытая враждебность по вопросу равенства прав лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией даже со стороны политиков. В Литве и Словении в прошлом году было зарегистрировано 52 случая проявления ненависти, а в странах-кандидатах Турции и Македонии сексуальная ориентация на конец 2011 года, как и в Молдавии, все еще не была защищена.

Закон о равенстве молдавский парламент принял после почти года метаний, "дискуссий" и отзывов на доработку, продолжает "Панорама". Но его окончательная редакция все равно не соответствует рекомендациям ЕС - не определено наказание за нарушение статей закона и не включена концепция предоставления жилья трудоустроенным людям с ограниченными возможностями, как того требует конвенция ООН по правам инвалидов, которую в 2010 году ратифицировала Молдавия. "Прокатит" такая антидискриминация или нет - узнаем через несколько месяцев после очередного отчета экспертов Европейской комиссии по Молдавии. Как дал понять посол ЕС в Молдавии Дирк Шубель, от этого закона зависит, будет ли будущее Молдавии европейским.

Дальнейшие "инструкции" Европа обещала прислать, как только Еврокомиссия подробно рассмотрит, какое влияние на миграцию и безопасность в Европе окажет либерализация визового режима с Молдавией (либерализация виз стоит в авангарде пресловутой евроинтеграции), пишет "Панорама". Однако напомним, что ЕС обещает Молдавии не безвизовый, а упрощенный визовый режим. То есть молдаване смогут проще путешествовать по Европе и Шенгенской зоне на короткое время, но для трудоустройства или визита сроком больше трех месяцев виза все равно потребуется.

В распоряжении "Панорамы" оказалось исследование итальянского Центра миграционных политик (MPC), заказанное Евросоюзом и опубликованное в январе с.г., о последствиях либерализации виз в ЕС и Шенген-зону для граждан Молдавии и Украины. Скорее всего, на это исследование и будет опираться позиция Еврокомиссии. От либерализации визового режима европейские эксперты ожидают временный скачок иммиграции в ЕС, хотя среди хлынувшей массы будет больше легальных посетителей. Тем не менее, "даже небольшой прирост потока мигрантов станет трудным тестом для европейцев, учитывая текущий финансовый кризис", пишут исследователи.

В то же время сами мигранты, которых опросили авторы исследования, считают, что бояться нечего - никто никуда не хлынет, пишет "Панорама". Туризм в Европу все еще слишком дорогой для молдаван и украинцев, а все, кто хотел работать в ЕС, уже давно это делают в обход визового режима. В связи с этим авторы исследования вывели, что визовый режим может и останавливает поток иммигрантов и препятствует части правонарушений, но вредит в другом. Например, режим концентрируется на нелегалах и наказывает добропорядочных посетителей. В условиях, когда "все, кто хотел, все равно уехал", он только приводит к развитию теневой экономики, утверждают исследователи.

Другая положительная для европейцев сторона отмены визового режима заключается в том, что многие нелегалы наконец уедут из ЕС, потому что, как считают авторы работы, перестанут бояться, что их поймают на таможне, продолжает "Панорама". Для этого исследователи даже предлагают властям ЕС отказаться от тщательных проверок на выезде из Европы - чтобы не пугать нелегалов. С безвизовым режимом мигранты из Молдавии и Украины, особенно специалисты, станут работать в ЕС легально. Европейцы полагают, что при ослаблении режима активизируются контакты между высококвалифицированными работниками из Западной и Восточной Европы. Судя по этому исследованию, аргументов за открытие границ больше. Однако посол Дирк Шубель так и не был уполномочен сказать, когда именно откроются границы.

Тем временем люди начинают уставать от трехлетних обещаний светлого европейского будущего, пишет "Панорама". Им нужны наглядные положительные примеры того, что назойливые проевропейские лозунги властей не скрывают исключительно личную выгоду высшего чиновничества. Люди не согласны с евроинтеграцией и посматривают на Восток. Сегодня во власти не видно (а на парламентских сессиях - в прямом смысле) сильного лобби за Таможенный союз или, хотя бы, против евроинтеграции. А оно, как любой мало-мальски конструктивный спор, было бы полезно: может быть, заставило бы проевропейские власти поактивнее продвигать европеизацию на деле. Или вовсе от нее отказаться, подводит итог издание.

Геополитика: "Если раньше "старший брат" Молдавии жил в Москве, сегодня "братка" аж три: в Брюсселе, Вашингтоне и Бухаресте"

Кишинев опять возвращается в поле зрения ведущих политических игроков, пишет Zarul de Garda. Ничего нового. Скорее, мы имеем дело с очередной попыткой Востока и России заставить Кишинев выбрать между Востоком и Западом. Одни эксперты связывают это с новой политикой Путина по отношению к зонам замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, включая Республику Молдова, другие - с необходимостью консолидации "Восточного партнерства", в котором Республика Молдова становится все более популярной, даже несмотря на то, что Кишинев редко оказывается на уровне ожиданий. "С момента избрания президента-сторонника европейской интеграции 16 марта этого года... появилось множество свидетельств того, что Кишинев станет гораздо ближе к Западу, особенно к Румынии. В действительности же... этого не произошло", - утверждается в последнем отчете американской разведывательно-аналитической компании Stratfor. Эксперты Stratfor сообщают, что существует "множество препятствий, блокирующих сближение Кишинева и Запада". И два из них - это зависимость Кишинева от России в проблеме разрешения приднестровского конфликта и разделение молдавской политической элиты на сторонников Запада и сторонников Востока, "что означает, что вектор страны остается разделенным между Западом и Россией", - говорит Stratfor.

При всех недостатках, которыми страдает официальный Кишинев, и даже будучи загнанным в угол Россией, он все равно пользуется поддержкой Запада для сохранения проевропейского курса развития, который президент Николай Тимофти во время своей инаугурации назвал "национальной идеей" Республики Молдова, продолжает Zarul de Garda. И в духе этой поддержки три дня назад в Кишиневе состоялась неформальная встреча на высоком уровне в рамках "Восточного партнерства" при участии европейского комиссара по расширению и европейской политике добрососедства Штефана Фюле. "Место для собрания было выбрано не случайно", так как Молдавия является "отличным примером, который подтверждает идею, что выбор и проведение необходимых реформ могут приблизить страну к ЕС, что пойдет на пользу ее гражданам", - таково было объяснение европейского чиновника для прессы. И тот же Фюле отмечает, что "Молдавия стоит на хорошей позиции в том, что касается либерализации визового режима для ее граждан, что может быть реализовано в ближайшее время". Параллельно Кишинев находится в топе "Восточного партнерства", на него направлено внимание международных организаций Vdrodjenna и Open Socety Foundatons. И если в случае комиссара Фюле оценка Кишинева может быть просто авансом, как это принято в политике, то во втором случае подобное невозможно - это оценка экспертов (50 человек) стран членов партнерства - Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана и Молдавии, которые, как минимум из соображений конкуренции, не стали бы выдвигать Молдавию на первую позицию без серьезных на то причин.

Чем лучше имидж Молдавии на Западе, тем более критично на нее смотрят на Востоке, пишет Zarul de Garda. Но и Восток не страдает от недостатка изобретательности и так же, как Запад, старается поддержать Кишинев. С момента последних "президентских" выборов в Тирасполе, Кремль постоянно пытается нас подкупить: то изменением "путей", то осуждением "деспотизма" Смирнова, то "демократизмом" Шевчука, то возобновлением железнодорожного сообщения, то возобновлением переговоров в формате "5 2" (<>Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNM), то обвинением в торговле людьми и оружием и преследованием Смирнова и Антюфеева и т.д. Спектакль. Цирк. Выступают иллюзионисты. Если Россия действительно желает справедливости, то почему не выдаст Антюфеева и Смирнова Кишиневу, ведь свои преступления они совершили на территории суверенного государства Республика Молдова. Готовы Путин и Медведев на такой шаг? Или они просто хотят пустить нам пыль в глаза?

Вступив в должность, Евгений Шевчук заявил, что в отношениях с Кишинёвом он пойдёт "политикой маленьких шагов", продолжает Zarul de Garda. Однако ни "первый шаг", ни второй и даже ни сотый не предусматривает ни снятия постов русских "миротворцев" с Днестра, ни их интернационализации, ни вывода российских войск из Приднестровья, ни эвакуации боеприпасов, ни..., ни..., ни... "Первым шагом", согласованным министерствами иностранных дел Москвы и Тирасполя в рамках встречи в Вене в формате "5 2", станет признание в письменной форме Кишинёвом статуса "Тирасполя, в качестве равноправной стороны в переговорах", что де-юре означает признание ПМР. Вторым "маленьким шагом" с точки зрения Тирасполя (Москвы) станет Меморандум Козака, то есть федерализация или конфедерализация Республики Молдова. Третьим "шагом", также "маленьким" станет организация референдума (а возможно его не будет) о присоединении Республики Молдова к Таможенному союзу Россия-Белоруссия-Казахстан - упражнение, которым сейчас интенсивно занимается (не доверяя никому) социал-демократ Москвы Виктор Шелин. А четвёртый или пятый шаги не имеют значения, потому что ясно и после третьего, что последует затем.

Итак, что делаем, дорогие АЕИ-сты? - пишет Zarul de Garda. Вы честно и без принуждения заявляете о своих доходах, боретесь с коррупцией на государственном уровне (и не только) - как вы и обязались, наводите порядок в юстиции, прокуратуре и в полиции, заканчиваете играть за обе команды и отправляемся в Европу? Нет? Да, вы правы. Ещё существует проблема, о которой сторонники европейской интеграции будут помнить всегда - Приднестровье. Даже последний доклад центра Stratfor, который уже упоминался, говорит, что "контроль России над приднестровским регионом является одним из факторов, который воспрепятствует сближению Молдавии и Запада...". И тогда возникает вопрос и к ЕС и США: зачем располагать нас на первых местах в рейтингах, если всё равно первостепенная проблема это Приднестровье? Может хотя бы здесь мы будем идти политикой "маленьких шагов" - сначала на "правом берегу", а затем и на "левом"? И тогда расхождения во мнениях в руководстве страны больше не будет. Иначе быть не может. Либо мы придерживаемся "национальной идеи", объявленной президентом, либо зачем нам тогда это правительство и парламент, подводит итог издание.

Если раньше "старший" брат Молдавии "жил" в Москве, точнее в Кремле, сегодня этих "близких" родственников у Молдавии аж три! - пишет "Независимая Молдова". Один "браток" обитает в роскошных апартаментах Брюсселя, другой в не менее роскошных квартирах возле "белой лужайки" в Вашингтоне. А третий, как и полагается третьему по старшинству, снимает "квартиру" в президентском дворце в Бухаресте. Что "старший" брат скажет, то Молдавия и делает. Так и живет сегодня страна - на чужие деньги, да с чужой (за неимением своей) головой на плечах... Честно говоря, даже в смутные девяностые власть в Молдавии не была такой бесхребетной и беспринципной, как в последние три года. Никакой гордости за страну, ни малейшего сострадания и уважения к собственным гражданам - они готовы ботинки целовать и "пепелочек встряхнуть" с плеч любого европейского чинуши за какую-нибудь "мизерную" очередную денежную подачку.

Главное для них - деньги, и чтобы этих денег было как можно больше, продолжает "Независимая Молдова". А европейские бюрократы, почувствовав себя хозяевами в Молдавии, даже не подозревая, в какой ужасающей нищете живет народ страны, куда они вбахали уже почти полтора миллиарда евро, под видом "старшего" брата, то строго указывают пальчиками Филату, Гимпу, Лупу и Тимофти (как это было в случае с позорным для Молдавии нетрадиционным законом), то по головке их погладят за послушание (как это сделал уважаемый господин Дирк Шубель, похвалив Николая Тимофти за то, что Молдавия, наконец-то, стала на единственно "верный путь" "правильной ориентации"). Мол, вы не обращайте внимания, ребятки, на народ, на оппозицию, на всех остальных людей - пускай они себе там митинги проводят, пускай пресса "гавкает. Здесь мы главные, и вы будете делать только то, что мы вам скажем. И вы не услышите ни одного слова поперек, ни одного возражения, ни от кого. Стыд и срам с такой властью.

Почему не возражают? - пишет "Независимая Молдова". Да потому что кишка тонка, боятся они, трусливые до мозга костей, ибо они прекрасно понимают, что если начнут вдруг возражать, то вентиль денежный сразу же закроется... Лучше молчать и сопеть в две дырочки, лучше страну поставить на колени, чем возражать "старшему" брату и "Сестре" Эштон. Это теперь у нас называется европейская интеграция. А европейская интеграция, по мнению "старшего" брюссельского брата, означает только послушание и ни коим разом не иметь, при этом, собственного мнения. Есть только одно мнение, и оно всегда правильное. Это мнение владельца Брюссельских апартаментов. А все остальное - чушь...

Кстати, о деньгах, продолжает "Независимая Молдова". Это ведь тоже небезынтересная история, покрытая великими тайнами младших и старших братьев. Соседняя с Молдавией Румыния за пять с лишним лет пребывания в составе Евросоюза получила от различных международных финансовых структур более 13 миллиардов евро. И это еще не конец - деньги продолжают литься рекой, причем их суммы исчисляются сотнями миллионов, а порой и миллиардами евро. Согласитесь, даже для такой страны, как Румыния - это огромные, если не сказать фантастические средства. Результат - почти нулевой. Согласно последним данным европейских статистических бюро, Румыния продолжает возглавлять список самых бедных государств Евросоюза, а жизнь простых граждан соседней страны не на много отличается от той, что они вели до "славного" вступления в ряды новой политической системы под названием Европейский союз.

Республика Молдова за два с лишним года пребывания у власти якобы европейского альянса тоже получила от "старших братьев" из Брюсселя и Вашингтона около полутора миллиарда евро, пишет "Независимая Молдова". И это тоже не конец. Жизнь молдаван от этого не улучшилась ни на йоту, - наоборот, стала еще невыносимее: от одних только тарифов на тепло рука тянется к маузеру. "Старший брат" по-прежнему жирует. А его подопечная сестра-Молдавия продолжает утопать в нищете. Великая афера великого обмана, подводит итог издание.

На днях председатель ПКРМ, экс-президент Республики Молдова Владимир Воронин заявил, что внешняя политика, проводимая правящим Альянсом за европейскую интеграцию (АЕИ-2), по его мнению, абсолютно недальновидна и однобока, пишет "Панорама". Он сказал об этом на встрече с новым чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Кишиневе Фаритом Мухаметшиным. Изображая из себя "лучшего друга России" в Молдавии, лидер ПКРМ выразил "искреннее возмущение и сожаление" по поводу участия правящего АЕИ-2 в антироссийских проектах, в том числе в программе так называемого "Восточного партнерства", затеи с весьма сомнительными целями, задачами и результатами, что, по его мнению, не соответствует интересам нашей страны.

Как известно, Европейская комиссия представила концепцию "Восточного партнерства", в котором сегодня участвуют шесть государств (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Украина, Молдавия и Грузия), еще в конце 2008 года, когда Владимир Воронин был президентом Республики Молдова, продолжает "Панорама". Известно и то, что Владимир Воронин вначале весьма настороженно отнесся к этому проекту и даже открыто выразил свое недовольство им, но вовсе не в связи с его антироссийской направленностью. Нет, причина его недовольства была совсем иной. Воронин был недоволен тем, что Республика Молдова в рамках этого проекта оказалась "в одной корзине" с Белоруссией, Азербайджаном и Арменией, то есть странами, не желающими вступать в Европейский союз и не внедряющими демократические реформы. Воронин посчитал, что "еврокомиссары", поместив "идущую по пути демократии" Молдавию рядом с "авторитарной" Белоруссией, просто забыли о его заслугах перед Евросоюзом. Но прошло совсем немного времени, и лидер ПКРМ, президент Воронин забыл об обидах и уже больше "не возражал" против включения Молдавии в проект "Восточного партнерства".

Впрочем, удивляться этому не приходится, зная, как причудливо и бессистемно менялись взгляды "товарища" Воронина на протяжении всех лет его нахождения "в большой политике", пишет "Панорама". Идя во власть, накануне парламентских выборов в феврале 2001 года, лидер ПКРМ Владимир Воронин выступал активным сторонником вступления Молдавии в Союз России и Белоруссии. Думается, что, если бы он не изменил после прихода к власти свою позицию по этому вопросу, то Молдавия давно была бы уже в этом Союзе и, соответственно, в Таможенном Союзе. Но Воронин, как известно, свою позицию изменил, отказавшись от предвыборных обещаний и сняв тему вступления Молдавии в Союз России и Белоруссии с повестки дня правящей ПКРМ, имевшей тогда в парламенте конституционное большинство.

До прихода к власти в 2001 году Воронин неоднократно заявлял, что его задача состоит в том, чтобы "не пустить натовские танки к Брянску", продолжает "Панорама". Это заявление, с одной стороны, четко выражало его "дружеские симпатии к России" и, с другой стороны, демонстрировало антинатовскую позицию лидера ПКРМ, обеспечившую ему массовую поддержку молдавского электората, негативно относящегося к НАТО. Но прошло несколько лет, наступил 2005 год, и на заседании Совета НАТО молдавский президент, он же лидер ПКРМ, все тот же Воронин четко и ясно высказался за разработку и внедрение "Индивидуального плана действий и партнерства Молдавия - НАТО", который и был принят годом позже. На этом же заседании Воронин заявил, что на пути продвижения Молдавии в Евросоюз и ее сближения с НАТО есть, дескать, одна досадная преграда, которую без помощи извне (со стороны НАТО?!) молдавскому руководству никак не преодолеть. В качестве этой преграды Воронин назвал "незаконное присутствие российских войск на территории Молдавии и нерешенный приднестровский конфликт, которые неблагоприятно влияют на безопасность региона в целом". По словам Воронина, именно "недружественная" политика Москвы "мешает Молдавии объединиться", вернув под контроль Кишинева "сепаратистское Приднестровье".

Примерно в то же самое время, столкнувшись с "винным эмбарго" со стороны России, "товарищ" Воронин грозно заявил, что "лучше выльет молдавское вино в Днестр", но ни в чем не уступит Москве, пишет "Панорама". Говоря от имени всего молдавского народа (мнение которого, как всегда, никто не спрашивал!), Воронин утверждал, что "мы готовы жить в холоде, замерзать без российского газа, но не сдадимся!". Правда, до сих пор осталось тайной, кто и когда требовал от Воронина "сдаться России".

После того как на президентских выборах в 2005 году "лучшего друга России" Владимира Воронина поддержали, срочно прибыв в Кишинев, такие известные русофобы и евроатлантисты, как президент Украины Виктор Ющенко, президент Румынии Траян Бэсеску и президент Грузии Михаил Саакашвилии, он круто развернул курс Молдавии с Востока на Запад и "пошел на сближение с ЕС", а в 2009 году предвыборным лозунгом возглавляемой им Партии коммунистов стал слоган "Европейскую Молдавию строим вместе!" - продолжает "Панорама". В 2007 году, на саммите глав государств СНГ, когда был подписан Договор о Таможенном Союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном, Воронин заявил президентам этих трех стран, что Молдавия никогда не вступит в Таможенный Союз, потому что ее курс лежит на Запад - она будет интегрироваться в Европейский Союз и даже вообще может выйти из СНГ. Впрочем, этому тогда уже никто не удивился, так как еще 19 сентября 2003 года, после саммита глав государств СНГ, который состоялся в Ялте, лидер ПКРМ, президент Воронин заявил, что Республика Молдова может выйти из Содружества Независимых Государств и направить свои усилия на более тесную интеграцию с Европейским Союзом.

Политическое "флюгерство" Владимира Воронина особенно ярко проявилось в 2003 году в его отношении к урегулированию проблемы Приднестровья, пишет "Панорама". Вот и приходится гадать, что же еще может преподнести молдавскому обществу этот многоликий политик, который, "идя налево - песнь заводит, направо - сказки говорит"? Что нового предложит "товарищ" Воронин на съезде своей Партии коммунистов, назначенном на 9 июня 2012 года, какие новые идеи он на нем выдвинет (<>На состоявшемся 9 июня в Кишиневе VII съезде оппозиционной Партии коммунистов Молдавии была принята резолюция в поддержку идеи интеграции Молдавии в Таможенный союз и ее участия в построении Евразийского союза. При этом в оставшемся неизменным уставе партии по-прежнему прописано, что ПКРМ выступает за "евроинтеграцию" страны - прим. ИА REGNM)? Самое главное, однако, заключается в том, сколько времени он будет поддерживать эти свои новые идеи? Месяц? Год? Или, может быть, откажется от них сразу же после съезда ПКРМ? С него ведь станется. Ему ведь это не впервой. По части политической мимикрии ему нет равных в молдавской "большой политике".

Так можно ли после всего того, что нам уже известно о бесподобной "политической гибкости" лидера ПКРМ Владимира Воронина, вновь поверить ему? - продолжает "Панорама". Можно ли будет поверить возглавляемой им ПКРМ, если ее съезд вновь изберет Воронина своим председателем (<>на съезде ПКРМ 9 июня Владимир Воронин был единогласно переизбран на пост председателя партии - прим. ИА REGNM)? Ведь, как известно, эта партия - в отличие от молдавского общества - ни разу не выразила недоверие своему лидеру Воронину, покорно прощая ему очередные "кульбиты через голову", отказ от своих обещаний и заверений, предательство поверивших ему избирателей и политиков других стран, подводит итог издание.

Сообщения кишиневских изданий, контролируемых Партией коммунистов, о встрече лидера ПКРМ Воронина с вице-премьером РФ Рогозиным, в ходе которой обсуждались общественно-политическая обстановка в Молдавии, а также перспективы и механизмы урегулирования приднестровской проблемы, требуют уточнений и комментариев. Об этом в интервью агентству "НИКА-пресс" заявил лидер общественно-политического движения "Равноправие", председатель Конгресса русских общин в Молдавии Валерий Клименко. Если, сказал он, для коммунистов важно, сколько времени продолжалась встреча, то следует уточнить - не один час, как утверждают воронинские печатные органы, а не более двадцати минут. Клименко предположил, что стороны, безусловно, могли обнаружить общие и совпадающие оценки основных положений в общественно-политической жизни нынешней Молдавии, однако это не следует понимать как готовность Москвы прислушиваться к Воронину как к политику и партийному лидеру некогда правящей партии, например, по части возможных перемен во внешней политике РМ. Как в этой связи сказал Клименко, в Москве уже давно поняли и характер Воронина, и весьма узкий круг его истинных политических интересов, и организационные возможности всей ПКРМ, а посему даже на краткосрочные перспективы отношений или некие узкие целевые программы с участием каких-либо российских структур Воронину рассчитывать не следует.

Ссылаясь на свои источники в московских кабинетах, собеседник агентства сказал, что встреча проходила в жанре предлагаемых кишиневскому гостю вопросов, на которые тот не мог ответить по определению, продолжает "НИКА-пресс". Конечно, сказал Клименко, Рогозин, будучи опытным дипломатом, переговорщиком и уважающим "чужие седины" человеком, не мог довести встречу до примитивного нагоняя политику из дружественной страны, однако вопросы в адрес Воронина о причинах невыполнения им обещаний о повышении статуса русского языка в РМ и о не объясненных до сих пор причинах отказа подписать "Меморандум Козака" многое говорят об атмосфере, в какой проходила встреча. Именно по этим причинам, считает Клименко, сообщения о "серьезном совпадении представлений о путях решения приднестровской проблемы" представляются, в первую очередь, несколько запоздалыми со стороны "красных" СМИ, во вторую, - не вполне искренними.

И все-таки недавняя поездка Воронина в Москву носила исключительно внутренний характер, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Накануне внеочередного съезда ПКРМ, он должен был показать и своим преданным сторонникам, и тем, кто выступает за "омоложение крови" в ее руководящем составе, что еще сохраняет как лидерскую бодрость, так и внешние связи на главном российском направлении. Фактически Воронин съездил в Москву на фото-сессию - вот он с Рогозиным во время "конструктивного и взаимовыгодного диалога", а вот и вместе с российским коммунистом Зюгановым, да еще и в окружении всей коммунистической думской фракции. Кто еще из молодых и задорных молдавских коммунистов в состоянии похвалиться такой же широтой охвата и, несмотря ни на что, сохраняемым высоким авторитетом? Да никто! Фотоотчет о московской поездке уже реет над партией и ее форумом, как лозунги "Воронин - наш рулевой", "Наш генеральный - самый гениальный!", "За дело ПКРМ и дело Воронина умрем и не задумаемся!"

У Воронина лично, допустим, сегодня совпадают с Москвой взгляды на перспективы и механизмы приднестровского урегулирования, но он расшибется в лепешку, а не сумеет повлиять на отмену инициированного им лично закона 2005 года, закрепляющего унитарный статус РМ (<>22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNM), продолжает "НИКА-пресс". Он же не осмелится произнести слово "федерализация", о котором, судя по всему, Москва не забыла и будет еще долго помнить. А если и произнесет, то практического толку, как, собственно, от всех его слов, обещаний и планов, не будет никакого.

В течение последнего полугодия Воронин, с помощью будто бы многолюдных акций, спасательных комитетов и, похоже, отдельных церковников пытается вздыбить страну, пишет "НИКА-пресс". Так вернуться к власти не получается и не получится. Последнее заявление о намерениях посвятить всю свою жизнь борьбе с принятым недавно законом о недискриминации или, как он сказал, "с гомиками и лесбиянками", сделали его главным, мягко сказать, политическим неудачником. И посмотреть - так просто политический шут: молдавского коммунизма с европейским лицом построить не удалось - тогда взялся за "голубых", хотя известно, что легче построить коммунизм, опираясь на затурканных жизнью и легко обманываемых молдаван, чем истребить сексуальные меньшинства.

Воронин с его партией продолжают (или могут) интересовать Москву лишь по одному поводу - создание в Молдавии левоцентристского союза, способного, во-первых, противостоять Альянсу хотя бы на будущих парламентских выборах, во-вторых, поддержать евразийский проект, продолжает "НИКА-пресс". С Ворониным во главе Партии коммунистов такой союз невозможен: он опять, как в 1998 и 2002 захочет быть главным в группе партий, потом главным в стране, где опять победили левые, и потом же, страну, где победили левые, собранные в союз при помощи Москвы, развернуть (лишь бы сохранить власть) в сторону ЕС, США и НАТО, как это было уже однажды. Он такой интересен только преданным товарищам по партии. И пусть рулит партией дальше. Туда ей и дорога, подводит итог агентство.

Молдавия - Приднестровье: "Стоит представить, что население РМ увидит приднестровскую трактовку событий в Бендерах, или вновь вспомнит кириллицу и молдавский язык"

Требование транслировать приднестровский телеканал в Молдавии может иметь значительно больший эффект, нежели представляется на первый взгляд, пишет интернет-издание NewsCom. Если надеть очки прожженного реалиста, то можно увидеть, что Кишинев и Тирасполь за все время бесчисленных встреч договорились лишь об одном. Совместно вершить "сизифов труд". Сколько всякого рода соглашений заключено, сколько принято "протокольных решений", договоренностей, которые... не выполняются! Их так много, что иной раз возникает коварная мысль, будто сторонам важна не реализация соглашений, а сам процесс переговоров. Они словно партнеры, исполняющие ритуальный танец под действием внешних сил. Будто им важно лишь имитировать движение навстречу друг другу. Хотя желания такого вовсе и нет.

Так вот, среди подобных договоренностей, есть и по информационному обмену, продолжает NewsCom. Это вспомнилось в связи с сообщением о том, что Тирасполь настаивает на присутствии ТВ Приднестровья в информационном пространстве правого берега. В протокольном решении, подписанном Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым в мае 2001 г., содержалось такое обязательство. В частности, там шла речь об обмене теле- и радиопрограммами, совместном производстве телерадиопередач, сотрудничестве в организации телерадиомостов, а "компетентные органы" обязывались обеспечить "трансляцию теле- и радиопрограмм Республики Молдова на территорию Приднестровья и теле- и радиопрограмм Приднестровья на территорию правобережья Днестра". Разумеется, этот документ в Тирасполе хорошо знают. Более того, сообщение содержит информацию о том, что в тестовом режиме уже идет трансляция телеканала "Молдова 1", и Тирасполь ожидает ответного шага со стороны Кишинева.

Есть опасения, что для Кишинева это требование сродни "апокалипсическому шоку" или нокаутирующему "хуку", пишет NewsCom. А у депутатов либеральной партии в парламенте Молдавии может вызвать массовый сердечный приступ. Так как они постоянно испытывают невыносимые муки из-за присутствия русского языка в молдавском телеэфире. Да и соглашение, подписанное президентом Молдавии, для молдавских телевизионных властей - не указ. Они захотят и сделают все по закону. А решат иначе, то также по закону, ничего и не сделают. В Молдавии главное - "хотелка".

Но вернемся к идее приднестровцев, продолжает NewsCom. Их предложение взвешенное и разумное. Не потому, что существуют общие договоренности. А потому, что в наших краях люди должны научиться принимать мир таким, какой он есть, привыкнуть к инакомыслию, а не уничтожать его как заядлые "кэгэбисты". Более того, именно на средства массовой информации возложена роль создавать здоровые отношения и благоприятный настрой в "приднестровской теме". К сожалению, это не так просто. У сторон нет общей оценки того, что произошло в начале 90-х, а в мозгах и руководителей, и обычных людей живут образы "врагов", "своих" и "чужих". Если в печатной прессе и интернете можно встретить издания, где авторы представляют обе точки зрения на проблему, то в телевизионном эфире - это большая редкость.

В прошлом году случилось одно маленькое "чудо", пишет NewsCom. В рамках проекта ЕС "Поддержка мер по укреплению доверия" было подготовлено четыре телепрограммы под названием "Территория доверия". Они были предложены к показу самому демократичному из существующих в Молдавии общественному ТВ "Молдова 1". Руководство "Телерадио-Молдова" две передачи (о договоренностях между Молдавией и Приднестровьем и формате "5 2") решило показать. Не сказать, что это был прам-тайм. А вот две другие, касающиеся получения высшего образования на левом и правом берегу Днестра, а также туристических достопримечательностей Приднестровского региона, были отклонены. Один из руководителей "Молдова 1" пояснил: "понимаешь, показать телепрограммы на эти темы, значит, "признать" Приднестровье". Это откровение ошеломило. Выходит, вот где приднестровцам следует добиваться признания. Телеканал "Молдова 1"! К чему тогда все эти "гаранты", "наблюдатели", сам формат "5 2"? Долой их!

То, что такая трактовка вовсе не шутка, а выверенная позиция молдавских СМИ по отношению к приднестровской теме подтверждает и недавнее интервью политолога румынского происхождения Влада Сокора, продолжает NewsCom. В свое время, когда Владимир Воронин начал наступление на Тирасполь и Россию, Влад Сокор усердно подбадривал молдавского президента и регулярно трактовал разного рода "инициативы". Тогда комментарии политолога периодически печатало государственное агентство "Молдпрес". Но после того как стало ясно, что курс на конфронтацию оказался ошибочным (что позже признал и сам Владимир Воронин), из официальных сообщений исчезли и "оценки" Влада Сокора. На днях в интервью радио Europa Lber  политолог "расшифровал" подход к освещению приднестровской темы, которого придерживается общественный телерадиовещатель Молдавии. "Кишинев должен очень ясно формулировать свои цели, а освещение должно быть сведено к минимуму, потому что таким образом мы можем узаконить равенство статусов Кишинева и Тирасполя. С другой стороны встречи премьер-министра Влада Филата с Евгением Шевчуком не сопровождаются широким освещением, и это очень хорошо. Освещение делает ничто иное, как легитимизирует незаконное руководство из Тирасполя, указывает на равенство или эквивалентность. Стороны не равны. Равенство сторон - вещь, в которой заинтересован Тирасполь. Кишинев должен этого избегать".

Точка зрения, что Тирасполь не является равной стороной в переговорах, конечно же, не нова, пишет NewsCom. Ее используют, чтобы добиться от Приднестровья односторонних уступок, для давления. Но она противоречит реальности. Как быть с многочисленными договорами, соглашениями, в том числе международными и освещенными ОБСЕ? Как быть с новыми решениями Филата-Шевчука? Разве они заключены с участием каких-то виртуальных персонажей?

Но для нас сейчас важен не этот момент, а другой, продолжает NewsCom. Тезис, что присутствие в медиапространстве Молдавии официальных представителей Тирасполя является их "легитимизацией". На наш взгляд, это самообман. Это то же самое, что делает страус, когда зарывает голову в песок. Или когда человек затыкает уши ватными тампонами. Только что звук был, а теперь его уже нет. Легитимизация - это факт встречи сторон и ведение переговоров, а не отражение события в прессе. Тот, кто утверждает обратное, - просто фокусник, который хочет отвлечь внимание от главного. Что есть реальность: сам человек или его отражение в зеркале? Подмена понятий - это та самая "фишка", которую сегодня используют для оболванивания населения. Поэтому политика выдавливания Приднестровья из информационного пространства Молдавии имеет определенную цель. Как представляется, сделать реальный "левый берег" невидимым, как бы несуществующим. Нельзя же вести диалог с тем, кого нет. И таким образом возникает не ситуация диалога, а монолога, не так ли? Когда один говорит, а другому приказано молчать и только слушать. В лучшем случае, бормотать что-то "про себя". Вот в чем "изюминка" подобного подхода. Действительно ли этот самообман сейчас нужен Кишиневу?

Кроме того, такая позиция - удел людей несмелых, пишет NewsCom. Недаром страус, засунувший голову в песок, стал символом трусости. Что интересно, Тирасполь, настаивающий на трансляции своего телеканала на территории правого берега, в одностороннем порядке начал тестовое вещание "Молдова 1" в Приднестровье. Таким образом, он показывает не только свою открытость, но и то, что он не боится информационного присутствия Молдавии у себя. Это позиция сильного, а не слабака. Несмотря на то, что Кишинев заявляет, что Молдавия и Приднестровье - одно целое, вряд ли на правом берегу найдутся силы и мужество включить Приднестровское ТВ в общее информационное пространство. Стоит на минутку представить, что население правого берега увидит приднестровскую трактовку событий в Бендерах, или вновь вспомнит кириллицу и молдавский язык, на котором также вещают в Тирасполе (<>молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг. - прим. ИА REGNM), и становится ясным: каким будет возможный ответ молдавских властей.

Тем не менее, сейчас, как говорится, мяч на территории правого берега, продолжает NewsCom. Авось? Авось в Кишиневе, в конце концов, осознали, что одной из главных причин приднестровского конфликта и было нежелание услышать иное мнение, учитывать интересы разных групп населения. Тогда в первом молдавском парламенте, в начале 90-х, приднестровским депутатам отключали микрофон, их не желали слышать. А парламентариев, с чьим мнением не соглашались, избивали прямо при выходе на улицу. В том числе и депутатов с левого берега Днестра. Тогда же уличные боевики врывались в редакции неугодных газет (например, "Молодежь Молдавии") и угрожали повесить журналистов. Им не нравилось содержание публикаций. Некоторые журналисты в те годы все-таки стали жертвами насилия (например, Иван Петков и Вадим Летов). Может быть, из тех событий уроки были извлечены?..

Парламентский конфликт между властью и оппозицией, уже без участия Приднестровья, также указывает на существование застарелого недуга, на то, что источник конфликтов и напряжения в молдавской политической жизни остается прежним, пишет NewsCom. Предложение Приднестровья по информационному обмену служит замечательным тестом на верность принципам демократии, свободы слова и европейским ценностям, о которых так любят говорить в молдавской столице. Но кроме этого, ответ Кишинева окажет добрую услугу "гарантам" и "наблюдателям" в приднестровском урегулировании. Станет ясно: есть ли в дальнейших переговорах другой смысл и эффект, кроме ритуального. И самое главное, жители Молдавии получат верный знак по поводу перспектив этой страны, ее состоятельности и возможного будущего, подводит итог издание.

Источник: Liptown.Ru

20.06.2012  02:46

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » периферийные устройства и аксессуары » акустика » микрофоны » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru