DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Тагир Сафаев: "В языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит"
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо

2012-06-19 14:54:23

Тагир Сафаев: О новом фестивале Typomania и нынешнем восприятии шрифта - наша беседа с членом жюри, художником и дизайнером шрифта Тагиром Сафаевым.

В конкурсе 5 номинаций, но когда смотришь ролики, кажется, что все вписываются во все или ничего - никуда. Как чувствовало себя жюри?

Да, весь конкурс очень нестрого следовал этим номинациям. "Тайпомания" у нас впервые. Название для русского уха интригующее, очень емкое и там можно что угодно подозревать. Ведь шрифт для России все еще остается новым явлением, и какой-либо иерархии, этажей еще не сложилось. Следующие конкурсы, наверное, будут уточняться с точки зрения номинаций. Процедура будет более профессиональной.  

Все уже об этом подумали.  

Я сам профессиональный шрифтовик, и когда речь идет о шрифте, то там должны быть номинации "наборный шрифт", "акцидентный шрифт"...

Две номинации были - Sans vs serif  и "Привет, Бодони!" (к 214-летию шрифта)

Это, все же,  сформулировано для широкой публики.  Российская публика в этом смысле сильно отличается от зарубежной. За рубежом конкурсы шрифта нескончаемо шли весь ХХ век. А у нас они начались, когда компьютер появился, и то - спустя несколько лет. В 1989 г, по-моему.

Может быть, организаторы, изучив зарубежные форматы, выбрали такой популярный вариант? Или сухой формат узкоспециализированных шрифтовых конкурсов уже не отвечает нынешнему времени?

Это стоит спросить у организаторов. Я думаю, все складывалось не как конкурс, а именно как фестиваль. Да и недаром говорят, что зарубежный опыт перенимать механически - нелепость. И формулировать в нашем пространстве, учитывая, что здесь происходит с людьми - вещь непростая. Главное, чтобы не было упрощения - с засечками или без засечек. Творчество - оно бездонное и очень емкое, и где все это будет начинаться и заканчиваться, сказать трудно...

Интересно, что большая часть саундтреков - электроника. Это буква диктует такую техногенную реакцию, как вы думаете? 

Ну, перед нами всего лишь часть шрифтового дизайна... Фестиваль первый, а первый блин получается таким... не всегда блиновой формы. И еще: сам по себе шрифт - это ведь не просто форма знаков. Это часть языка, а язык - это самый мощный инструмент культуры! В одном из роликов буквы - это балет. А ведь вспомните, алфавит начинался с пиктограмм, с изображений жестов людей и животных! И вот все возвращается!

У вас есть любимый ролик?

Нет, я ведь профессионал в своем деле, и каждая  работа представляет для меня интерес и в информационном смысле, и в творческом. Ведь нет такого, чтобы я питался исключительно морковкой. Или одной колбасой.

Фестиваль Typomania 2012

Фестиваль шрифтового видео - послание сразу во множество пространств: кино, анимации, инсталляции, скульптуры, архитектуры, книжного и плакатного дизайна... Как, на ваш взгляд, будет меняться лицо шрифтовика  и графика? Какие надежды можно возложить на "Типоманию"?

Помните Павла Чистякова, который в Академии Художеств преподавал?  Вся Россия знала, что где-то в Питере есть передвижники - Репин, Саврасов... Есть Третьяков, который покупает. И есть Чистяков, который этому учит. Это заняло полвека, но об этом знали все, безо всякого интернета. Суриков из Красноярска приехал!

То же самое происходит сейчас с типографикой: я думаю, после этого конкурса начнут присылать работы из регионов, и программа будет более насыщенной. Для этого нужно сейчас определиться с периодичностью - ежегодной или двухгодичной, можно и раз в полгода - это веселая вещь, "Типомания"!

Это не "Кириллица-99", которую нельзя сделать за год - просто не накопится содержания. На "Типомании" -  анимация, титры,  леттеринг, это более широкое, народное явление. И дорогая у фестиваля будет, мне кажется, широкая.

И по ней можно будет вырулить из нынешнего шрифтового кювета? Повысить уровень типографического дизайна в стране? Вписать шрифт в культуру так, как он этого достоин?

"Уровень" - емкое понятие. Чтобы его изменить, повысить - нужен серьезный государственный ресурс. Ведь заметьте, тот алфавит, которого трехсотлетия мы сегодня   празднуем, он ведь создан реформой Петра Великого. Это был царь, реформа была сверху, и она финансировалась! Одно народное творчество само собой ничего не изменит. Если будет поддержка государства, народ это сразу унюхает-учухает, и движение будет более широким.

Ну, тогда поменяется весь российский дизайн... Был, опять же, закон "о регистрации дураков", который бы не помешал...

Петровская реформа до сих пор работает! Такую вещь ни один руководитель ни за какие века сделать не смог! Все медленно намывалось и формировалось, а Петр развернул. В России, заметьте, не в Швейцарии, где все прописано и все выполняется... У нас вообще мало, что сохраняется, все, как в песок, уходит, а вот реформа кириллицы выжила. И если не считать реформы 1918 г, которой руководил Луначарский, то все так и осталось. За исключением некоторых буковок, которые я бы вернул, чтобы текст смотрелся более русским. Например, ту же "ять", i... Слово "вера" писалась через "ять". Теперешняя "вера" - какое-то экономическое соображение, что-то вроде "вы нас не подведете". Но "вера" в русском языке - это куда более широкое понятие. Петр ведь тоже русский дяденька был! И мог упростить все подчистую, но не упростил.

Мне кажется, это не его была реформа, он лишь подписал ее, а работало  над нею много людей - большие ученые, русские и иностранные, они работали вместе, жаль, что имена их остались неизвестны. А начиналась все с Симеона Полоцкого, учредившего Славяно-Греко-латинскую академию, куда привезли сотни книг и приехали учителя из разных стран. Студенты, первая же сотня,  видели и могли сравнить в одном учебном заведении кириллицу, латиницу, греческое письмо. Это называлось высшее образование!

Вы думаете, стоит ввести что-то подобное в художественных вузах?

Если это все поставить на серьезный, государственный уровень, то можно было бы шире сделать языковые курсы, шире курсы письменности. То же самое с арабской вязью, ее же просто убрали из наших республик в 1926-27 годах и дали тюркским народам латиницу, а затем кириллицу. Срезали всю культуру! Можно сейчас было бы не переходить на арабицу, а сделать курсы, развить и поддержать интерес к этому. Это бы обогащало людей, живущих там...

Главное  - образование. А образование - это язык, а язык - это шрифт. Вот нам в детстве не преподавали риторику, это считалось краснобайством. А я недавно взял в руки учебник риторики, а оказалось, что там не только краснобайство, но и логика! Важно не то - читать или не читать на том или ином языке с тем или иным шрифтом, важно - что читать. Поэтому чем больше я занимаюсь буквами, тем больше я занимаюсь языком.

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

То есть, благородство шрифта - не главное. Это как раз и показывает мультимедийный формат "Типомании"...

Важна не красота буквы, а то, как она выполняет функцию языка. Дело в том, что древнерусский язык был немного другим по структуре. Хорошо было бы знать старославянский. А у нас только на филологических факультетах старославянский преподают факультативно, два месяца Это крайне мало. Ведь филология - это сегодняшний русский язык. И когда выходит человек из вуза,  он идет в журналисты, с жириновскими драться. Но это не культура ведь - культура - это нечто более глубокое, широкое, историчное... А если нет у тебя памяти, тогда о чем речь? Тогда можно просто рисовать буквы, что простительно для ребенка, а за взрослого становится обидно...

А были среди трехминутных роликов попытки какого-то глубокого, содержательного высказывания?

Нет, там нет сознательного. Случайно можно напасть. Наступить. Но не здесь. Вот представьте, вы рисуете, и вдруг вам удался какой-то лепесток. А в языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит.

Однако, у "Типомании" и задачи такой нет. Это на более высоких уровнях происходит. И как это отзовется у людей, непонятно. Если мы пишем слово - "Типомания" - все ясно, раз, два и готово. А вот если ставить более сложные задачи, сразу количество работ сократится.

"Шинель" Норштейна...

Да... Вы помните, был конкурс дизайна рубля? 600 участников - тут вам и серп с молотом, и портреты президента, и кресты - сгусток не мудрости, а... креатива. Это же нельзя поместить ни в какие критерии, разбить по номинациям и так далее. И нельзя назвать культурой.

Значит цель фестиваля - промо: привлечь внимание к шрифту и типографике?

Да, да, да, и чем больше внимания будет, тем лучше! Ведь русский язык - один из самых мощных  и сложных мировых языков!

Тагир Сафаев:

На котором ругают кириллицу ...

Это другой вопрос. Я сейчас готовлю курс лекций, чтобы прояснить как раз этот момент: как так случилось, что язык мощный, а шрифт - не очень... Это серьезная вещь. Я хочу привлечь филологов, потому что филологи не знают художников, а художники не знают филологов. И это плохо отражается на работе тех и других. Потому что филолог видит букву "А", а с засечками или без засечек - это для него "вкусовщина". На самом же деле это - принципы! И потом засечки не мы придумали, мы их позаимствовали. Если бы мы придумали что-то свое, мы бы были на шаг умнее.

И как же тут быть?

Надо понимать, что такое русский язык и как кириллица отражает этот язык. Как она возникла. Вот финны латиницу взяли совсем недавно, не задумываясь, и сейчас у них гласные буквы там механически удваиваются. Получается не очень красиво, но это их не волнует, потому что нет глубокой традиции письма. И у нас была эта тянучая "гласность", и кириллица также родилась позже латиницы, в связи с христианизацией, которая пошла из Византии, а не из Рима. Поэтому кириллица как шрифт сразу противопоставила себя латинице. А латинице, которая была старше на тысячу лет, было все равно.

То есть, мы имеем дело не с национальным шрифтом, а с антилатиницей?

Совершенно верно. А латиница родилась не как национальный шрифт, а как общеевропейский. Вся Европа работала на этот алфавит. Художники, каллиграфы, писцы! А мы родились, и подавай нам шрифт - сделали и сразу противопоставлять "вражескому".

Если это все понять, то проблема шрифта станет еще более актуальной, а с ней - и актуальность фестиваля. Надо людей привлекать! Ведь это живописцу никто не нужен, а шрифт - продукт коллективной культуры.

Тагир Сафаев:

Юлия Квасок

Advertology.Ru

19.06.2012

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » живопись и фото » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru