Акции компании «Южный Крест» на 50% перешли австрийскому частному банку Meinl Bank. Одновременно российская компания получает долгосрочный кредит в размере 1 млрд. рублей. Об этом в прошедшую пятницу сообщили журналистам президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов и председатель совета директоров Meinl Bank Питер Вайнцирл.
Подробности были представлены довольно скупо. По словам Андрея Кузнецова, часть информации пока закрыта, так как сделка носит поэтапный характер. На нынешнем этапе у австрийцев миноритарный пакет, они не входят в совет директоров, но могут влиять на решения «Южного Креста». У российской компании – кредит, который она выплачивает по льготной схеме. Владельцы «Южного Креста» Андрей Кузнецов и Марина Борисовская не исключают, что в дальнейшем банк получит мажоритарный пакет.
По словам Питера Вайнцирла, Meinl Bank, один из старейших частных банков Австрии, не новичок на российском рынке, он начал инвестировать в недвижимость, в производство и продажу товаров широкого потребления в нашей стране еще до кризиса 1998 года. В последнее время банк присматривался к туризму как сектору экономики, где растущий потребительский спрос проявляется все заметнее. Как рассказал г-н Вайнцирл, в «Южном Кресте» их привлекли принципы ведения бизнеса, большой опыт туроператора, а также то, что компания после кризиса 2008 года рассчиталась со всеми своими партнерами.
Для «Южного Креста» Meinl Bank стал тем стратегическим инвестором, поисками которого компания в последнее время занималась довольно активно. А недавно, как рассказал RATA-news Андрей Кузнецов, с учетом интересов потенциального европейского партнера была начата реструктуризация компании, «подгонка» менеджмента под международные стандарты. По его словам, такое партнерство – единственная возможность для российского бизнеса выжить в нынешних условиях. «Турбизнес находится в тяжелейшем затяжном кризисе перепроизводства, крупнейшие туроператоры России думают сейчас о выживании, а не о прибылях», – сказал он.
Операторы вынуждены наращивать свое присутствие на рынке, ведь объемы – главный аргумент для банков. «Российские банки очень неохотно идут туроператорамнавстречу, на любое сокращение показателей реагируют нервно, при малейшем подозрении стараются уменьшить кредитное тело. Чтобы перекрыть растущие убытки, туроператоры наращивают обороты и демпингуют. Ведь если банки не дают денег, то пусть тогда платит рынок», – пояснил г-н Кузнецов.
Из-за кризиса «Южный Крест» серьезно изменил структуру продукта: снизил объем и вышел из жестких контрактов по убыточной Греции, ушел из Таиланда, сократил объемы по Иордании, одновременно усилив блок таких экзотических стран, как Мексика, Китай. В этой ситуации у компании было только два выхода – или ужиматься дальше, или развиваться, оставаясь в ряду крупнейших компаний. Был выбран второй вариант.
Результаты такого решения, судя по всему, можно будет почувствовать довольно быстро. «Южный Крест» не планирует сокращать объемы на своих основных направлениях – Китае, Бали, Юго-Восточной Азии, Доминикане, будут наращиваться объемы по США. Кроме того, к зиме компания анонсирует два новых продукта, в том числе одну из карибских стран, куда из России пока не было прямы рейсов. По словам Питера Вайнцирла, «Южному Кресту» также к зиме «добавят» Австрии, но в разумных пределах. Андрей Кузнецов сказал, что давно мечтал о горнолыжном направлении в своей компании, причем на уровне департамента, а не просто менеджера, так как это очень специфичный продукт. К тому же ситуацию на австрийском рынке контролируют крупнейшие российские операторы и заходить на него надо серьезными силами. Кроме того, для агентств «Южный Крест» готовит новую партнерскую программу, включающую не только традиционные бонусы, но и нечто новое – систему кредитования через Meinl Bank.