DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Самые плохие условия для независимых книгоиздательств - в России
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо

2012-06-17 16:43:00

Андре Шиффрин - о независимом книгоиздании, "словах и деньгах" и электронных книгах

Самые плохие условия для независимых книгоиздательств - в России

фото: www.р45.cа

На прошедшем в Москве Открытом книжном фестивале принял участие знаменитый Андре Шиффрин - основатель независимого издательства NewPress и автор популярнейшей книги «Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать». Сейчас в переводе на русский вышла его новая работа, «Слова и деньги», в которой говорится о новых возможностях для независимого книгоиздания. Об этой книге Андре Шиффрина расспросила Лиза Новикова.  

- Новая книга – это продолжение первой?

- Да, это во многом продолжение. «Легко ли быть издателем» вышла около 10 лет назад. Тогда все сказали, что книга слишком пессимистичная. Теперь про нее говорят, что она слишком оптимистичная. Книга рассказывает о том, как в разных странах издатели пытались выжить во время экономического кризиса. Там есть главы и о газетах. В Америке газеты очень пострадали после кризиса от отсутствия рекламы.

- Вы сравнили разные страны, и какая же, по-вашему, самая благоприятная для небольших независимых издательств?

- Без сомнений, это Норвегия. В этой стране еще в 1913-м решили, что они хотят сохранить национальную культуру. Государство закупает у каждого издателя книги, чтобы предоставить их библиотекам. Государство поддерживает издательскую культуру, так что писатели там знают, что их книги читают. А это очень важно.  

- А Россия?

- К сожалению, у России показатели – самые худшие. К тому же теперь у вас объединяют два крупных издательства. Получается, что одна структура контролирует 70 процентов всего рынка. Такого больше нигде не бывает.

Для крупных издательских концернов важнее не поиски новых авторов, а только гарантированная прибыль. Это общая проблема: от издательств, открывающих новые имена и готовых на риск, мы движемся к издательствам, думающим исключительно о прибыли.

- На прошедшем книжном фестивале вы встречались с «малыми» издателями, но не с представителями крупных издательств?

- Не думаю, что им были бы интересны мои книги. Напротив, несколько «независимых» издательств заинтересовались книгами, которые я выпускаю.

- Но у нас все-таки ситуация немного иная, крупные издатели еще недавно выпускали серии интеллектуальной прозы. «Завладели книжным рынком и отучили нас читать», как говорится в вашей книге, - это и наша участь?

- Дело не только в России. Дело в том, что в капиталистической системе финансисты решают, что издавать, а что нет. У вас просто не остается выбора. Об этом я как раз написал в своей первой книге. Я начинал 50 лет назад, когда задачей издателя было – найти хорошие книги. Издатель был готов для начала даже понести урон, чтобы потом доказать, что его выбор был правильным. Теперь же каждая книга должна приносить прибыль. Так создается система цензуры – причем политический аспект я даже не затрагиваю.

- А что думаете о феномене «инди», независимого книгоиздательства?

- Большинство «инди» – молодые люди, которые сначала работали в крупных издательствах, но потом поняли, что надолго их там не хватит. Мое издательство New Press существует 20 лет. Мы с коллегами тоже начинали в крупной структуре, но ушли все вместе. Должен сказать, что 99,9 процентов из того, что мы в результате издали, никогда не было бы принято крупным издательством. Но у нас-то они стали успешными. Так что без риска никак не обойтись.

- Какие книги вы издаете?

- Книги по американской истории, переводы художественной литературы. Один из наших последних бестселлеров – монография о новых формах расовой сегрегации в Америке. Это очень важный политический вопрос сейчас: книга держится в бестселлерах 3 месяца, но начальный ее тираж был 3 тыс.

Другая популярная книга - «Вранье моего учителя: что именно напутано в вашем учебнике истории» социолога Джеймса У.Лоэвена. Это была остроумная ревизия американских школьных учебников по истории. Такая проверка, кстати, не помешала бы и вашим учебникам. Но когда я задумал издать эту книгу, все говорили, что она вряд ли будет успешна. А я продал больше миллиона экземпляров.

- А что будете делать с тем, что многие авторы уже обходятся без издателей и сами распространяют свои электронные тексты.

- На самом деле, без издателей им не обойтись. Уж слишком много людей размещают тексты в интернете. И что? Их никто не читает кроме родственников автора. Книга, вышедшая в издательстве, выбрана из многих других.

- Кстати, у критиков ведь тоже уже давно появились соперники - блоггеры. Кто будет слушать профессиональных критиков?

- В Испании, в Германии в газетах еженедельно публикуют 16-24 страничные «книжные приложения. Здесь у вас такое – редкость.

- К сожалению. Но даже если книжные обозреватели получают площадку, публика не всегда торопится к ним прислушаться. Многие предпочитают «легкое чтиво после тяжелого трудового дня».

- Да, но ваша классика, что называется, очень даже «читабельна». Задача критика – объяснить читателю, что именно такие книги и дадут ему настоящее отдохновение.

- Книжные приложения в газетах, за счет чего они существуют?

- В Испании и в Германии выпускать книжные приложения считают своим долгом как левые, так и правые газеты. В Испании, например  самое лучшее приложение – у консервативной газеты ABC. У левой газеты El Pais приложение меньше по объему.

В Америке они выживают скорее за счет издательской рекламы. Конечно, после кризиса стало сложнее, многие книжные приложения закрылись.

- Московский открытый книжный фестиваль похож на европейские фестивали?

- Подобный фестиваль есть в каждом крупном европейском городе. Книжные ярмарки очень важны. Особенно – если у вас не так много книжных магазинов. Мы как раз обсуждали российский Независимый альянс на книжном фестивале. У них уже есть свой сайт. Это очень хорошо, может быть, они даже могли бы продавать книги через этот сайт. Еще многое предстоит сделать.

Вот, например, в Швеции существует читательское объединение. Туда входит 20 тыс. человек, каждый платит взнос 20 евро, и потом может покупать книги напрямую у издателей. Подобная система хорошо сработала бы и в России, в провинции, где магазинов меньше.

И вот еще что придумали в Европе – каждому школьнику выдается сертификат на 10 евро, чтобы он купил книгу. И вот дети как раз очень серьезно подходят к выбору книг, они же не хотят выбросить свои деньги на ветер.

- А, кстати, детям лучше читать бумажные или электронные книги?

- Это не так важно, как читать, важнее, чтобы они вообще читали. Но на ридеры они обычно тратят меньше времени. В моей книге приводится пример того, сколько времени американцы тратят на газеты. Всего несколько минут в день, значит, их хватает только на заголовки.

- Что думаете об опасности "пиратства"?

- Но это больше российская проблема. Вот у нас сейчас в библиотеках многие старые книги в бесплатном доступе. И перед читателем стоит выбор: выбрать хорошую старую книгу бесплатно, или новую, похуже, – но скачанную с пиратского сайта.

- Для нового автора сейчас очень непросто найти издателя. А как в Америке?

- В этом как раз помогают независимые издательства: они сейчас публикуют больше новой прозы, чем крупные издатели. Еще помогают университеты, которые дают писателям возможность преподавать. Это тоже возможность поддержать писателей. Очень многие американские писатели преподают.

- В Нью-Йорке только что прошла книжная ярмарка. Никак Россия не подберется к американскому издательскому рынку. Может ли наша современная литература заинтересовать Америку?

-  Да, может, но не крупные коммерческие издательства. Выход - университетские издательства.  

- А кому вы сами доверяете в выборе чтения?

- Ну, я как все, читаю рецензии в книжных приложениях. Прислушиваюсь к рекомендациям друзей. 

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru