DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Остров Калининград
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » теле-видео » телевизоры » это письмо

2012-06-13 00:59:17

Калининградская область требует особого отношения, специфического хозяйственного режима и эксклюзивного статуса

Наталья Львова / ИДР

Самую западную область России можно превратить в специальный таможенный район, в особую промышленную зону наподобие китайского Шэньчженя или в экономический мост между РФ и ЕС. Ясно одно: региону нужна амбициозная программа перемен.

Россия — это единая страна, но составляющие ее регионы настолько самобытны, что сложно понять, нужно ей больше унификации или разнообразия. В одном случае, однако, выбор очевиден. Калининградская область — самая западная и наиболее оторванная от "большой земли" часть Российской Федерации — безусловно, требует особого отношения, специфического хозяйственного режима и эксклюзивного статуса.

Эта часть Восточной Пруссии, переданная СССР по решению Потсдамской конференции, стала в итоге российским эксклавом, осколком когда-то грозной империи в окружении чуждого ей мира. За последние 20 лет область заметно изменилась. Если в 1990-м Балтийский флот состоял из 232 боевых кораблей, то сегодня — не более чем из пятидесяти: по боевой мощи он уступает флотам Польши или Швеции. Торговый порт снизил перевалку грузов по сравнению с 1990 годом более чем в 2,5 раза и использует свои мощности на 35%. Хотя область и окружена странами ЕС, она почти не используется как транзитная. Почти 20% жителей покинули ее за постсоветский период, переехав на Запад.

 Могло показаться, что статус эксклава должен вызвать хотя бы рост авиаперевозок, но местная авиакомпания в 2009 году пала жертвой борьбы федеральных грандов, и сейчас мощности аэропорта используются на 10—12%. Конечно, нельзя видеть только недостатки: в последние годы построено несколько отличных дорог; небольшие курортные городки отличаются архитектурным изяществом; восстанавливаются памятники старины. Но при этом по валовому региональному продукту на душу населения (210,5 тыс. рублей) область занимает лишь 26-е место в России, а почти 10% бюджетных расходов покрывается дотациями из центра. По объему иностранных инвестиций ($970 на одного жителя) отставание от Эстонии составляет 4,5 раза, а от Польши — 5,2 раза.

Сложности, с которыми столкнулась область, было легко предвидеть: поэтому уже в 1990-е российские власти решили придать ей статус особой экономической зоны, облегчив таможенный режим и обеспечив налоговые послабления. В основе концепции лежала идея о превращении региона в центр промышленной сборки продукции из импортных компонентов для поставки на российский рынок, то есть своеобразно понятая концепция импортозамещения. Закон № 13-ФЗ от 22.01.1996 был нацелен именно на это. И хотя он существенно противоречил и нормам ВТО, и большинству иностранных законов об особых экономических зонах, однако многие цели были достигнуты. На территории эксклава появился ряд новых промышленных предприятий — ЗАО "Автотор", ООО "Телебалт", ООО "Балтмикс", ООО "Винно-коньячный завод "Альянс 1892", "Балтпроммясо" и некоторые другие. В 2010-м в области производилось 48,2% всех собираемых в России телевизоров, 19,7% коньяка, свыше 17,3% мясных консервов, 12,8% автомобилей и т.д. На новых заводах трудились 196 тыс. человек, или 60% всех занятых в экономике региона.

Заметим, однако, что властями никогда не ставилась главная цель, присутствующая в любой особой экономической зоне в других странах, — развитие экспортоориентированного производства, делающего зону относительно независимой от перипетий внутренней политики, которые в итоге и вызвали нынешние проблемы области.

Уже в середине 2000-х стало ясно, что в России существует активное лобби, выступающее против особых условий для калининградских предприятий. В начале 2006 года была принята новая редакция закона об особой экономической зоне в Калининградской области (№16-ФЗ), которая во многом заменила таможенные льготы на налоговые — а их, в свою очередь, было легче "подправлять". Первый звонок прозвенел зимой-2010/11, когда акцизом решили облагать не только выпускаемый в области коньяк, но и ввозимый коньячный спирт. В итоге доля налогов в отпускной цене товара ООО "Альянс 1892" выросла до 87%, а объем производства упал в 1,6 раза. Сейчас начинается разгром электронной и пищевой промышленности: снижается выпуск телевизоров и электротехники, а предприятия, использующие импортное пищевое сырье, закрываются, как "Союз-ТТМ", "Балткондитер", "Фабрика шоколадных масс" и "Альфапрод", где идут увольнения и демонтируется оборудование.

Но главный удар был нанесен законом № 409-ФЗ от 06.12.2011, ст. 22 которого, по сути, упразднила особый режим Калининградской области, причем это было сделано правительством за пять лет до истечения срока действия закона от 2006 г. Власти России расписались в том, что им наплевать на интересы предпринимателей и что политическая риторика важнее инвестклимата. Представители области в Думе и в Совете Федерации не решились критиковать закон, хотя соглашение о функционировании особых экономических зон на территории Таможенного союза от 18.06.2010, на которое ссылаются разработчики 409-го ФЗ, дает российской стороне широкие возможности по сохранению особых зон на своей территории и использованию всех их конкурентных преимуществ.

Происходящее в последнее время не оставляет сомнений: нынешний режим особой экономической зоны будет в ближайшее время разрушен. Если государство не предложит ничего взамен, оно рискует столкнуться с серьезным социально-политическим кризисом в области. Местные власти пытаются что-то изменить, но разрекламированная новая программа развития Калининградской области содержит мало конкретики и делает упор на развитие туризма, логистики и отдельных отраслей местной промышленности. Это не переломит существующих тенденций. Причем некоторые меры, предпринимаемые в последнее время, например, намеченное на 1 июля облегчение приграничного транзита на польском направлении, приведут к резкому росту неорганизованного импорта (на польской стороне построена линия супермаркетов) и проблемам местных производителей и торговцев.

Диссонанс между действиями федеральных властей и ожиданиями жителей области становится все заметнее. Большинство калининградцев осознают необходимость сотрудничества с Европой, но власти постоянно ужесточают режим въезда-выезда и доступ в пограничные зоны, которые составляют почти треть территории края. Люди крайне негативно относятся к военным, откровенно мешающим им жить и владеющим в области огромным имуществом, большая часть которого не используется, но вместо сокращения военного присутствия Москва обещает разместить тут ракеты "Искандер". Граждане хотят больше свободы, но, вместо того чтобы согласиться с реформами, на которые бывший губернатор Боос готов был решиться после народных выступлений 2010 года, Москва назначила нового губернатора, который привел с собой "элиту" самого провинциального района области.

В условиях, когда политика неизбежно возвращается в жизнь общества, самому западному краю России нужна амбициозная программа перемен, которая могла бы вернуть его развитию динамику, а его гражданам — уверенность в будущем. На мой взгляд, такая программа, во-первых, должна быть ориентирована на предоставление особых условий хозяйствования области в целом; во-вторых, основываться на особенном налоговом и таможенном режимах; в-третьих, способствовать превращению экономики Калининградской области в естественную составную часть регионального хозяйства и, в-четвертых, предполагать активную демилитаризацию края. В зависимости от масштаба целей она могла бы формулироваться в одном из трех вариантов.

Первый вариант: можно трансформировать нынешнюю особую зону в специальный таможенный район наподобие израильского Эйлата или венесуэльского острова Маргарита. Речь идет о беспошлинном ввозе в область любых потребительских товаров за исключением автомобилей и предоставлении россиянам возможности приобретать их для вывоза в Россию для частного пользования. Учитывая, насколько предметы роскоши в России сегодня дороже, чем за рубежом, покупка товаров за 50—100 тыс. рублей, которые стоят в Москве или Петербурге 150—300 тыс., вполне оправдывала бы поездку в Калининград. Такая новация привлекла бы в область европейские компании, резко увеличила бы товарооборот и налоги, поступающие в местный бюджет, создала условия для гостиничного и рекреационного бизнеса, строительства жилья и сдаваемых внаем апартаментов. Этот сценарий хорошо дополнила бы и игорная зона, ныне фактически замороженная. В итоге федеральный бюджет недополучил бы доходы в виде таможенных платежей, зато область увеличила бы налоговые поступления, сократился бы федеральный бюджетный трансферт, а бизнес в крае стал бы более самостоятельным.

Второй вариант: возможно создание в области экспортоориентированной промышленной зоны по образцу китайского Шэньчженя или мексиканской Макиладорас. Это потребовало бы обнуления федеральных налогов для работающих в области иностранных и российских компаний при сохранении местных налогов и налогов на фонд оплаты труда. Использование на этих условиях относительно дешевых по европейским меркам российских сырья и рабочей силы способно подвигнуть европейские компании перенести сюда свои предприятия, производящие продукцию для реэкспорта в страны ЕС.

 Важнейшим дополнительным условием стала бы отмена таможенного контроля на границах Калининградской области со странами ЕС и сохранение его на внешней границе основной территории Российской Федерации даже для товаров, производимых в Калининградской области. Основные задачи данной стратегии сводились бы к развитию промышленного потенциала области, росту доходов населения и качества его жизни; появлению у областного бюджета дополнительных источников дохода ради опять-таки отхода от дотационной схемы его финансирования и, что самое существенное, созданию в России первого в истории страны серьезного кластера с потенциалом экспорта промышленной продукции, о чем сейчас, похоже, задумывается не правительство, а исключительно ОАО "Автотор".

Третий, более радикальный вариант нацелен на превращение области в своего рода мост между Россией и ЕС. Он предполагает создание общего социального пространства через одностороннюю отмену виз для посещения европейцами Калининградской области и введение уведомительного характера разрешения на

работу на ее территории. В этом случае акцент делается не только на индустриальный прорыв, но и на активизацию двухсторонних контактов, создание в области венчурных и высокотехнологичных компаний и, главное, на максимальное упрощение любых форм общения европейцев и россиян.

Последнее превратит область в место проведения бизнес-конгрессов, конференций, встреч деятелей культуры, фестивалей и иных мероприятий, что потребует создания транзитного узла, развития инфраструктуры, гостиничного и туристического бизнеса. Мелкое и среднее предпринимательство станет движителем развития области, чье население будет все более европеизироваться.

Все эти сценарии предполагают повышение самостоятельности региона, а также экономическое и политическое сближение с ЕС. Они хорошо соотносятся с начавшимся политическим ренессансом; более того, местные власти, выдвини они такие программы, обрели бы мощную поддержку у калининградцев, которую можно было бы использовать в "торговле" с московской элитой. Кроме того, заявление программы,предполагающей сближение с ЕС и предоставление иностранным инвесторам льготных условий, вызвало бы интерес у европейских бизнес-элит, которые, в свою очередь, могли бы способствовать продвижению данного проекта в Москве. Но, увы, направление современной политической риторики практически исключает экономическую интеграцию области в общеевропейский контекст. Москва, несомненно, предпочтет решать все проблемы через наращивание бюджетных ассигнований, а не рост самостоятельности регионов. Поэтому стоит предположить, что область надолго останется в том положении, в котором она находится, а социальная напряженность практически неизбежно вырастет.

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » теле-видео » телевизоры » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru