DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
"Кинотавр" под кокококонвоем
| text | html

web-архив: по темам » Hi-Tech » теле-видео » телевизоры » это письмо

2012-06-10 18:15:06

В Сочи завершается крупнейший российский кинофестиваль. Наш корреспондент посмотрел последние четыре показанные в конкурсе картины

"Кококо" Дуни Смирновой был единственным фильмом, собравшим аншлаг в "Зимнем театре": зрители набились даже в бельэтаж, почти всегда пустующий на конкурсных показах. Это действительно самый "зрительский" фильм в конкурсе: он бесконечно вызывает аплодисменты в зале, его будут часто показывать по телевизору, его будут смотреть, пересматривать и искренне любить.

Он одновременно похож на новеллу Тэффи и (слегка) - на советские комедии 70-х и 80-х; конечно, в голову неизбежно приходит "Любовь и голуби".

Вика (Яна Троянова) - четкая баба из Екатеринбурга. Лиза (Михалкова) - патологически интеллигентный сотрудник Музея этнографии. Вика и Лиза встречаются в спальном вагоне идущего в Питер поезда. Ночью у них обеих крадут сумки с документами и деньгами (потому что Троянова, возвращаясь из вагона-ресторана, спьяну забыла запереть дверь).

Они пытаются подать заявление в милицию. В итоге Вику - ну, просто в силу ее манер - менты начинают считать организатором ограбления, и обращаются с нею довольно по-свински. А Лиза, не в силах стерпеть такой чудовищной несправедливости, забирает новую знакомую к себе домой.

Первое, что делает Вика - отдраивает кухню, отскребает нечищенный сто лет чайник, готовит винегрет, покупает вино. Напившаяся вина и чаю Михалкова совершенно очарована: наконец-то она, петербургская интеллигентка, повстречала в лице Вики

Настоящий Русский Народ, простой, витальный, веселый, житейски мудрый и несчастный, - тот самый Народ, перед которым она виновата просто в силу того, что ей повезло больше. Наконец-то Лиза может не в мечтах, а в реальности ему помочь. И, разумеется, закончится все тем, что она попытается задушить свою новую подругу.

"Кококо" (в прокат этот фильм выйдет уже 14 июня) держится на обаянии и таланте двух актрис, Яны Трояновой и Анны Михалковой (роли писались специально под них, и режиссер говорила, что если бы хоть одна отказалась от съемок, пришлось бы отказаться и от фильма).

У Трояновой это уже вторая выдающаяся роль в конкурсе (первая, трагическая, была в фильме Василия Сигарева "Жить"). Здесь ее героиня, неунывающая и неубиваемая, одетая как проститутка, полностью лишенная вкуса и не имеющая никакого представления об искусстве (трудное слово "рококо", которому ее упорно пытается научить Лиза, она произносит как "кококо"), напоминает то "Мою прекрасную няню" (которую тоже звали Викой), то разговаривающего с телевизором персонажа "Нашей Раши"  (с Сергеем Светлаковым Троянову роднит выговор).

По артистизму Троянова превосходит телевизионных комиков; все, что она делает на экране, дико смешно - и надо видеть, с каким удовольствием подыгрывает ей Михалкова.

Эпизод, который вызвал у некоторых бешенство - комическая сцена с митингом этнографов в защиту Ходорковского, на котором интеллигенты, пока не подъехал автозак, с пеной у рта читают стихотворение "Вересковый мед". Комментарии социально активных критиков начинались с фразы "Ну понятно, вышла замуж за Чубайса..." Но для Смирновой в этом эпизоде важна психология русского интеллигента: он готов храбро бороться за справдливость, не боясь показаться пафосным или комичным, но одновременно способен изгрызть и буквально задушить того человека, который имел неосторожность разделить с ним жизнь.

* * *

Капитан по имени Игнат несколько лет назад потерял дочь - принял гнойный аппендицит за обычное отравление, и не стал вызывать врача. С тех пор его мучают жесточайшие мигренозные боли, доводящие до галлюцинаций и обмороков.

С окружающими он общается в основном с помощью двух фраз: "Ты не понял" и "Я извиняться не буду". Он отправляется в командировку - ловить и возвращать в часть двух ушедших в "самоходку" солдат. Одного из них поймать не получится - он убьет мента шилом, а затем покончит с собой. Второго - веселого, светлого, умного, прирожденного клоуна, приносящего добро в этот мир путем прыгания на корточках и воплей "кар-кар-кар"  - капитан найдет и попытается отконвоировать в часть.

Продюсер фильма "Конвой" Павел Лунгин называет режиссера Алексея Мизгирева поэтом, и, наверное, это правда: тут многие требуют дать "Конвою" приз за лучший фильм и заочно (а равно очно) объясняются Мизгиреву в любви. Я к ним не отношусь. Бывает индивидуальная непереносимость аспирина, а бывает индивидуальная непереносимость Мизгирева. Несколько лет назад в конкурсе "Кинотавра" был его фильм "Бубен, барабан": я сгоряча написал, что смотреть его примерно столь же приятно, как два часа рассматривать кафель в вокзальном туалете.

В "Конвое" мастер берет новую планку: действие разворачивается буквально в аду, среди демонов и истерзанных душ, в котором каждое зло рождает новое зло. Впрочем, из этого ада капитан находит выход. "Конвой" - что называется, "мощный" фильм. Хорошо сыгранный и снятый. Очень страшный. Оставляющий - меня, во всяком случае - совершенно холодным. Тот мрак, в котором могут родиться настоящие сочувствие и любовь к людям, можно увидеть в картинах Василия Сигарева - но не Мизгирева, который, кажется, спокойно и уверенно просчитывает каждый кадр, бессознательно любуясь тьмой.

* * *

Совсем другое дело "Я буду  рядом" Павла Руминова - светлая, добрая, в высшей степени позитивная картина про смерть от рака мозга.

Героиня (Мария Шалаева из "Русалки") после развода воспитывает сына, озорника и шалопая, который вместе с мамой беспрестанно шутит и смеется. Потом у мамы начинает кружиться голова и мелькать пятна перед глазами.

Титр "Спустя четыре месяца". Героиня Шалаевой понимает, что мальчику надо подыскать первоклассных приемных родителей, и подыскивает их за несколько минут экранного времени. Она аккуратно передает сына новой семье, а сама переходит на попечение красивой, добрейшей сотрудницы хосписа (Алиса Хазанова), которая вскоре и обнаруживает ее тело. Мальчик, переданный от мамы приятной к маме, приятной во всех отношениях, веселится, не проявляя никакой скорби (что выглядит, скажем так, несколько дико).

У Руминова герои живут не в аду, как у Мизгирева, а в утрированном раю, полном ангелов. Видимо, потому, что Павел как раз боится случайно снять "чернуху" - он желает снять светлую оптимистическую новеллу про то, что жизнь и любовь, несмотря ни на что, побеждают смерть.

Следует иметь в виду, что изначально фильм "Я буду рядом" был сериалом из четырех эпизодов, и там, судя по рассказам, мелодраматичность достигала вообще какого-то запредельного накала.  Для "Кинотавра" Руминов оставил только первый эпизод, дополнив его массой проходных сцен и кадров (которые в нормальных условиях при монтаже отправляют в корзину). Но все это с благодарностью глотается женской аудиторией, истосковавшейся по слезовыжималкам. В зале все всхлипывают, Анна Михалова, когда ей подробно пересказали три следующие серии, была тронута так, что едва не расплакалась.

* * *

Последняя показанная в кокурсе картина - "Со мною вот что происходит" Виктора Шамирова. Это попытка снять новогоднюю трагикомедию, отталкиваясь от песен Микаэла Таривердиева из "Иронии судьбы". С первого взгляда - смертельный номер и чистое безумие. Но в результате в картину Шамирова ("Упражнения в прекрасном") музыка Таривердиева вписывается едва ли не удачнее, чем в фильм Рязанова.

Герои - два брата, столичный бизнесмен Артем (Гоша Куценко) и интеллигентный, небогатый и довольно несчастный волгоградец Валентин (сам Шамиров, вполне достойный приза за лучшую мужскую роль). 30 декабря они узнают от врача, что у их отца - опухоль в мозгу, и жить ему осталось несколько месяцев.

Валентину нужно уезжать в Волгоград (там живут родители), но он опаздывает на поезд. А потом и на самолет. А потом оказывается, что Волгоград не принимает из-за погоды, и встречать праздник приидется не с отцом (для которого это последний Новый год в жизни), а непонятно где.

На Артема же перед Новым годом сваливается слишком много проблем, начиная от необходимости переговорить на корпоративе с боссом и заканчивая необходимостью возиться с соседской девочкой Аленой, у которой родителей после скандала забрали в милицию. Артем, Валентин и Алена мечутся на "Рейндж Ровере" по забитой пробками Москве, никуда не успевая; все их планы один за другим рушатся. Очень печально, местами очень смешно - и очень трогательно.

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ

Источник



web-архив: по темам » Hi-Tech » теле-видео » телевизоры » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru