Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк — об организации столичной торговли, уличных холодильниках и вендинге
фото: Дамир Булатов/ИЗВЕСТИЯ
Зеленоградец Алексей Немерюк возглавил Департамент торговли и услуг всего месяц назад. Как и его предшественник он активно занимается наведением порядка в сфере мелкорозничной торговли. Об альтернативных предложениях для бизнесменов и о том, что будет построено на месте рынков, переданных городскими властями в частные руки, глава ведомства рассказал в интервью «Известиям».
— Алексей Алексеевич, одна из последних острых тем, связанных с департаментом — это реорганизация мелкорозничной торговли. Будет ли что-то предложено не попавшим в новую схему предпринимателям взамен?
— Поймите, мы никого не выгоняем и не ликвидируем. Если у людей есть запрос на услугу, она будет им предоставлена. Но когда есть станция метро и она в три кольца опоясана одинаковыми палатками — это неприемлемо. Каждая услуга должна быть представлена в нужном количестве для жизни людей. Сейчас в круглогодичной нестационарной сети находятся более 9,5 тысяч объектов. Около 3200 объектов мы разыграли на аукционах, а оставшиеся 6,4 тысяч были сохранены в схеме. Согласитесь, это достаточно внушительная цифра.
Интересный сегмент нестационарной торговли, который мы планируем развивать – это мобильные форматы: автокафе, автомагазины. Реализовать они будут социально значимый ассортимент, размещаться в торговых зонах, но при этом после окончания рабочего дня освобождать московские улицы и перемещаться на стоянки. Это реальная площадка для малого и среднего бизнеса, так что мы ожидаем значительный интерес к этому формату со стороны предпринимателей.
Помимо этого в схему включаются объекты сезонной торговли, в этом году в нее вошло более трех тысяч объектов. Это ролл-бары, тележки с мороженым, лотки для фруктов и овощей. Сейчас префектуры как раз играют аукционы на эти объекты.
Нужно понять, главная наша задача – не сокращение мелкорозничной торговли, а придание ей цивилизованного вида. С одной стороны, это интересы бизнес-сообщества, «дающего» 20% бюджета Москвы, а с другой стороны — это, в конце концов, здоровье нации. Алкоголь и табак у нас, к сожалению, становятся повсеместным общедоступным национальным продуктом.
— На новых территориях тоже будете сокращать засилье палаток и ларьков?
— На новых территориях пока сохраняются прежние правила работы. Разумеется, мы тесно взаимодействуем по всем общим вопросам, но стараемся не делать резких движений. Пока все для удобства предпринимателей и жителей оставим как есть.
— Палатки и ларьки убраны с улиц в соответствии с новой схемой размещения нестационарных объектов, но многие ликвидированы и по просьбам москвичей. Однако они же теперь сами жалуются на то, что им негде купить сигареты и что эти точки были востребованы. Почему, на Ваш взгляд, так происходит?
— Основной вопрос, на самом деле, в формулировании четких критериев размещения объектов. Мы основываемся на расчетах обеспеченности торговыми площадями, тенденциях развития рынка и спросе жителей.
Мэр Москвы Сергей Собянин на съезде совета муниципальных образований в среду озвучил свою позицию по поводу расширения полномочий муниципалитетов – огромный потенциал, заложенный в системе местного самоуправления, используется недостаточно. Выразителями мнения жителей должны стать именно избранные органы местной власти в районах.
— Ведутся переговоры с представителями бизнеса относительно будущего уличных холодильников. В департаменте заявляли, что прохладительные напитки, мороженое и пиво должны быть убраны внутрь самих павильонов. По мнению экспертов, из-за новых правил торговля может недополучить порядка 1,1 млрд рублей только за один сезон. Как относятся представители бизнеса к этому сейчас?
— В конце мая было принято решение об установке «переходного периода», в течение которого можно будет использовать уличное выносное холодильное оборудование. Продлится он до 1 ноября 2012 года, так что бизнес вполне успеет подстроиться под новые условия. В следующем году все холодильники действительно будут встроенными, но бизнес к этому готов.
— Как обстоят дела с внедрением вендинговой торговли в Москве?
— Сейчас департаментом с привлечением экспертного сообщества уже разработана Концепция развития вендинговой торговли в Москве. Мы здорово отстаем от мировых столиц в этом сегменте. Всего в Москве около 15 тысяч автоматов, в то время как, например, в Нью-Йорке более 200 тысяч, а в Токио все 500. К 2015 году мы планируем увеличить количество автоматов в Москве до 90 тысяч и ожидаем приток частных инвестиций в эту сферу в районе 34 миллиардов рублей.
— Власти намерены продать все рынки, находящиеся в собственности города, объясняя это тем, что "у города есть более важные функции". Сколько сможет выручить от такой приватизации бюджет? Что будет с площадками дальше, ведь для инвесторов они очень привлекательны?
— Озвучивать конкретные цифры пока рано. Принципиально другое – город от рынков не избавляется, на их месте может появиться только либо рынок, либо ТК с элементами рыночной торговли. Рынки выводятся из госсобственности, но остаются на прежних местах, просто в частных руках.
— И последний вопрос, расскажите как вы проводите свободное время, ведете ли твиттер, можно ли Вас найти в Facebook?
— Твиттер веду, но времени на него почти нет – встаю в 5:30, возвращаюсь домой около десяти вечера. За нашими новостями можете следить на странице Департамента в фейсбуке, мы там есть.
В свободное время увлекаюсь картингом и парашютным спортом, всего совершил более 300 прыжков, но работа сейчас на первом месте. Задачи, которые стоят передо мной в новой должности, действительно амбициозные, так что буду их решать.