Репетиция спектакля «Скрытая перспектива». Фото: sovremennik.ru/Сергей Петров
В театральной программе «Черешневого леса» сразу две важные премьеры — в «Современнике» и Театре Олега Табакова, и не менее выдающиеся гастроли Бориса Эйфмана с новым балетом «Роден».
«Скрытая перспектива»
Многолетний партнер фестиваля, театр «Современник», покажет новую работу Евгения Арье, который в прошлом году поставил здесь спектакль по роману Исаака Башевиса Зингера «Враги. История любви», ставший одним из хитов сезона. На этот раз израильский режиссер решил познакомить зрителей с современным американским драматургом, лауреатом Пулитцеровской премии Дональдом Маргулисом, его у нас прежде не ставили. И выбрал пьесу о буднях военных журналистов Times Stands Still, что в переводе звучит как «Остановившееся время» или «Стоп-кадр». Но в «Современнике» ей дали новое название — «Скрытая перспектива», позаимствованное из книги знаменитого фотографа Роберта Капы, оставившего потрясающе честные и страшные кадры Второй мировой войны.
Главная героиня пьесы Сара (ее сыграет Чулпан Хаматова) — тоже фоторепортер, работающая в горячих точках. После очередной командировки она возвращается домой с больничной койки, подорвавшись на мине и чудом не оставшись инвалидом. Муж, тоже журналист (Сергей Юшкевич), уговаривает ее остаться в Нью-Йорке, писать книги, преподавать и больше не искать приключений на свою голову. Навестить Сару приходят ее учитель — пожилой и импозантный фоторедактор Ричард (Александр Филиппенко) и его молоденькая любовница (Дарья Белоусова). Каждому из них приходится идти на компромисс и выбирать между долгом и благополучием, профессиональной честью и спокойной жизнью.
«Современник», 21–23 мая, 19.00
«Год, когда я не родился»
Похожие проблемы встают и перед героями розовской пьесы «Гнездо глухаря», которую Константин Богомолов ставит в «Табакерке». Правда, свой выбор они давно уже сделали: бывший фронтовик Степан Судаков теперь занимает высокий пост и часто принимает иностранцев в своей роскошной шестикомнатной квартире. А его зять Егор, похоже, пойдет еще дальше и достигнет «степеней известных», потому что готов ради карьеры на все.
Для Константина Богомолова брежневская застойная эпоха — больная тема. К ней он возвращался и в «Старшем сыне» Вампилова, и в спектакле Wonderland-80 по прозе Довлатова, и даже героев тургеневских «Отцов и детей» и шекспировского «Короля Лира» поселил на советских номенклатурных дачах. Безжалостно критикуя наше прошлое, режиссер не перестает напоминать, что нас с «совком» до сих пор связывает невидимая пуповина. Личные мотивы видны уже в самом названии спектакля — «Год, когда я не родился». Режиссер подробнейшим образом восстанавливает на сцене обстановку 1970-х годов, но при этом использует и новые технологии.
Зрители видят две комнаты, разделенные тюлем, а то, что происходит в других углах квартиры, показывают видеокамеры. Но спектакль интригует не столько модными постановочными приемами, сколько актерским составом. На сцену МХТ им. А.П. Чехова выйдут Наталья Тенякова, Дарья Мороз, Роза Хайруллина и сам Олег Павлович Табаков в роли главы семейства Судакова. А вот роль его сына Прова, чем-то похожего на прекрасного розовского мальчика, что рубал дедовской шашкой мебель в фильме «Шумный день» (если кто вдруг не помнит — его играл молодой Табаков), исполнит его младший сын Павел, студент-первокурсник Московской театральной школы Олега Табакова. Преемственность поколений, так сказать.
МХТ им. А.П. Чехова, 26, 27 мая, 19.00
«Роден»
По-прежнему верен себе и Борис Эйфман. Его новый балет продолжает серию мастера из «Жизни замечательных людей». Вслед за Петром Чайковским, Ольгой Спесивцевой и Джорджем Баланчиным его героями стали знаменитый скульптор Огюст Роден и его возлюбленная Камилла Клодель.
История их творческого и любовного союза не раз вдохновляла писателей и режиссеров: достаточно вспомнить фильм с Жераром Депардье и Изабель Аджани. А также хореографические миниатюры Леонида Якобсона, где скульптуры Родена оживали в танце. Но Эйфмана интересуют не столько знаменитые работы скульптора, сколько процесс их рождения.
В балете на музыку Сен-Санса, Равеля и Массне хореограф замечательно показывает сам момент вдохновенного творчества. По велению Родена (Олег Габышев), из бесформенной массы сплетенных тел появляются то рука, то нога, то голова. К телу своей любовницы и ученицы Камиллы мастер тоже относится как к мягкой глине, из которой можно слепить, что угодно. Роль молодой Любови Андреевой критики называют лучшей в спектакле. Может быть потому, что на долю ее героини выпадает больше всего страданий.
Талантливый скульптор, она 15 лет живет в тени своего знаменитого партнера, постоянно ревнует к его славе и к жене Розе (Нина Змиевец), переживает нападки злобных критиков, похожих на стаю саранчи, а после разрыва с Роденом не выдерживает и сходит с ума.
Последние 30 лет своей жизни Камилла Клодель проводит в сумасшедшем доме, всеми брошенная и позабытая. Со сцен в психиатрической лечебнице и начинается балет Эйфмана. Все остальное — лишь воспоминания престарелого Родена. Но они полны не стариковской сентиментальности, а буйной страсти, чувственного эротизма и молодого задорного веселья.