DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Ай Вэйвэй привез в Россию американских китайцев
| text | html

web-архив: по темам » туризм » туризм в странах » туризм в Америке » это письмо

2012-05-14 17:17:59

Самый влиятельный художник мира представлен на московской выставке фотографиями из Нью-Йорка

Ай Вэйвэй привез в Россию американских китайцев

Ай Вейвей. Зеркало. 1987. Ai Weiwei Courtesy Three Shadows Photography Art Centre

Выставка фоторабот китайского художника Ай Вэйвэя в Московском доме фотографии оставляет двойственное впечатление.

С одной стороны — признанный классик мирового искусства, недавно занявший первое место в списке самых влиятельных людей в мире искусства по версии влиятельного журнала ArtReview. С другой — снимки, сделанные в Нью-Йорке в 1983–1993 годах, на первый взгляд выглядят не слишком солидно — документируют жизнь китайской диаспоры в американском мегаполисе.

Ай Вэйвэй провел десятилетие на берегах Гудзона, изучая там современное искусство. Он не замкнулся в кругу соотечественников, хотя многие будущие китайские звезды кино и музыки попали в объектив его фотоаппарата. Но много здесь и знаменитых битников, таких, как поэт Аллен Гинзберг, и деятелей нью-йоркской арт-сцены, увиденных на поэтических вечерах в Ист-Виллидже, и общественных активистов. Ай Вэйвей много снимал демонстрации в Томпкинс-сквер-парке, сопровождавшиеся жесткими столкновениями митинговавших с полицией. На его родине у инакомыслящих не было права выйти на улицу колоннами, с лозунгами.

Тем не менее величие китайской истории и нынешняя экономическая мощь страны — часть творческого мира Ай Вэйвея. На последнюю «Документу», главную выставку современного искусства в мире, раз в пять лет проходящую в немецком Касселе, Ай Вэйвэй привез тысячу китайцев — просто чтобы наполнить город одной миллионной частью своего народа.

В начале 2011 года об Ай Вэйвэе услышали даже те, кто мало интересуется современным искусством. Это случилось после ареста художника на родине и последовавшего многомесячного заключения. Формально власти обвинили его в уклонении от уплаты налогов, хотя всем было понятно — дело в независимости позиции, в стремлении задавать вопросы об обществе, которые правительству не хотелось бы слышать.

В защиту Ай Вэйвея выступили общественные деятели со всего света, практически вся мировая пресса и крупнейшие музеи мира, от лондонской галереи Тейт до Музея Гуггенхайма и Музея современного искусства в Нью-Йорке. Одной из главных акций прошлогоднего венецианского биеннале стали матерчатые сумки с надписью «Свобода Ай Вэйвэю!», их раздавали во многих павильонах. Как раз в дни биеннале китайского художника-диссидента избрали в почетные члены британской Королевской академии искусств, но все это, кажется, не смутило китайские власти. Под внушительный залог его освободили гораздо позже.

Творчество Ай Вэйвэя стало одним из главных событий последней Московской биеннале. Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн заявил, что «Ай Вэйвэй приглашен по эстетическим причинам, в силу того что работа художника соответствует концепции биеннале. Политическая позиция Ай Вэйвэя — это отдельный вопрос, но вместе с тем его участие в биеннале может быть расценено как выражение поддержки художнику».

Но в искусстве, как и в общественной жизни, любой жест и любое высказывание можно рассматривать как политическое. Это касается и кураторов, и самих художников. Вот Ай Вэйвей вроде бы снимал в Нью-Йорке по принципу «всё, что вижу», сделал 10 тыс. снимков (а ведь цифрового половодья еще не было). Из них отобрали сейчас 200, и получился энергичный проект. Могли бы наверное, взять всего сотню или, наоборот, тысячу. В конце концов, искусство не обязано заботиться о возможностях зрителя видеть и понимать, как не заботится отдельно взятый город об удобстве населяющих его горожан. Искусство — лишь проводник, предоставляющее свои услуги всем, кто пытается открыть новое.

Вэйвей предлагает путешествие, к которому можно отнестись как к необязательному, а можно — как к полному неожиданностей, таящему множество сюрпризов. В итоге всё зависит от позиции путешествующего, от того, кем он себя ощущает. Между пассажиром на заднем сиденье лимузина и альпинистом в связке всё еще сохраняется разница.

Выставка открыта до 25 мая.

Источник



web-архив: по темам » туризм » туризм в странах » туризм в Америке » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru