На сей раз группа верующих возмутилась постановкой оперы "Золотой петушок" в легендарном театре
"Мы хотим выразить недовольство постановкой "Золотой петушок" режиссера Кирилла Серебренникова, так как считаем ее кощунственной по отношению к православной вере", - говорится в заявлении группы оскорбленных зрителей, появившемся в Интернете. Новая постановка оперы Римского-Корсакова направлена, мол, "на унижение достоинства православных христиан".
В первом акте режиссер выводит на сцену актеров, изображающих казаков с карикатурами на православные иконы. "Царь" размахивает кадилом. Это все и есть "глумление над святынями, священством и Русской православной церковью". Чуткая паства выразила надежду, что Патриарх Кирилл "скажет свое веское слово об этом богохульстве и обратится на сей счет к власти".
Комментариев Патриарха на это письмо пока не последовало. За разъяснениями ситуации мы обратились в
Большой театр.
- Ничего нового в этой истории нет. Подобные претензии к той или иной постановке постоянно нам высказывают, начиная с оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя", и даже намного раньше, - рассказаа нам пресс-секретарь Большого театра
Екатерина Новикова. - В 1936 году после разгромной статьи в газете "Правда" был запрещен балет "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича, а одного из либреттистов этого балета Адриана Пиотровского через год арестовали и расстреляли. Но если следовать логике возмущенных православных зрителей, то давно пора запретить сказку Пушкина "О попе и работнике его Балде".
Кстати, в апреле Большой театр выиграл суд по поводу другой оперы - "Руслана и Людмилы". Тогда судебный иск подала москвичка Светлана Воронина, потребовавшая снять с репертуара "Руслана и Людмилу" в современной постановке и выплатить ей 1 миллион рублей компенсации "за испытанные в ходе просмотра спектакля нравственные страдания".
Большой театр руководствуется российским законодательством, а постановка Кирилла Серебренникова не нарушает законов, не призывает к насилию, национальной розни и не пропагандирует порнографию. Что касается взгляда режиссера, то по уставу Большого театра мы имеем право определять свою творческую политику и вектор художественного развития. А восторгаться или ругать тот или иной спектакль - это территория вкуса каждого зрителя.
Действительно, опера Римского-Корсакова была написана как сатира на власть и на людей, приближенных к этой власти. В 1908 году цензура запретила "Золотого петушка" из-за насмешек над царем - острые подколки, скрытые в тексте, аукнулись. А сегодня-то что запрещать?
Оскорбительно богохульных или антиклерикальных высказываний лично я в постановке Серебренникова не увидела. Спектакль действительно едко-ироничный, но только по поводу царя Додона, который и глава государства, и Верховный главнокомандующий... Аллюзии и намеки в этом случае - не конкретно на нынешнюю российскую власть, а на власть вообще. Возможно, сказалась недавняя история с панк-молебном группы Pussy Riot. Премьера спектакля Серебренникова прошла в Большом театре почти год назад. А реакция бдительных прихожан последовала только сейчас. Почему они целый год-то молчали?