Такие данные были получены в ходе эксперимента на летном тренажере, полностью копирующем лайнер [видео]
Трагедия с российским лайнером Superjet 100, разбившимся 9 мая в Индонезии, произошла из-за ошибки экипажа. Такой вывод был сделан экспертами Центра подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском. Эксперты посадили экипаж на специальный тренажер, имитирующий самолет и те повторили полет разбившегося лайнера.
- В тренажер были загружены данные о рельефе местности возле горы Салак, в которую врезался лайнер, - рассказали "КП" в Центре подготовки персонала. - Заложили в компьютер и предполагаемые режимы полета. Например, его высоту, скорость, курс лайнера. А еще - координаты его падения.
Эксперимент, как поясняют в Жуковском, носил неофициальный характер. Участники программы Sukhoi Superjet 100 пытались выяснить причины трагедии для себя. В ходе виртуальных испытаний пилоты моделировали сразу несколько аварийных ситуаций. Например, отказ двигателя, неисправности в работе навигационного оборудования, пожар на борту и т. д. И что же?
- Ни одна из предполагаемых аварийных ситуаций не могла привести к трагедии. Техника бы в любом случае выдержала, - рассказали "КП". Например, о приближении горы Салак, в которую врезался лайнер, обязательно бы предупредила система безопасности. Когда приближается препятствие, она подает и цветовые, и речевые сигналы.
Больше того: включается автопилот, который меняет курс самолета, пытаясь увести его от столкновения. Эксперты не исключают - пилоты могли просто отключить систему безопасности. В этом случае катастрофа произошла по их вине.
Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1 класса, рассуждает:
- Система безопасности уводит борт от столкновения только в режиме автопилота. А экипаж, я уверен, вел самолет "врукопашную", ведь полет был демонстрационным, - пояснил эксперт. - Предполагаю, ситуация развивалась так. Экипаж попросил у диспетчера разрешение на снижение. Тот, не разобравшись, его дал. А впереди - гора Салак! И вот, представьте: скорость самолета под 200 метров в секунду, гора приближается, экипаж пытается экстренно набрать высоту, но не успевает...
Летчик-испытатель Александр Акименков уверен, что делать какие бы то ни было выводы рано.
- Индонезийские власти совершенно правильно заявляют: на расследование причин трагедии может уйти год. А наши ребята за один день все смоделировали и делают вывод: пилоты виноваты! - удивляется Александр Вениаминович. - А на каких основаниях? Сейчас в России только одно заведение имеет право давать подобные заключения - научно-испытательный центр авиационной и космической медицины Министерства обороны. Этот центр имеет лицензию, а оборудование и сотрудники - соответствующие сертификаты.
Александр Акименков уверен: вина может лежать и на тех, кто готовил демонстрационные полеты.
Спасатели обнаружили обломки самолета
Фото: REUTERS
- Я сам много раз в них участвовал. По правилам, экипаж должен за несколько дней до вылета детально изучить район полетов: климат, рельеф и т. д. - рассказывает эксперт. - Затем проводится предполетная подготовка с участием местных специалистов: они рассказывают, какие "сюрпризы" ждут экипаж в воздухе. Затем на вертолете или небольшом самолете экипаж вместе с местными пилотами поднимается в воздух и облетает территорию. Затем все организаторы демо-полета расписываются: экипаж готов.
Больше того: пилотам перед полетом выдается навигационный сборник с картинками: на нем все горы и другие особенности местности очень тщательно расписаны. Есть он и в электронном виде. И вот у меня вопросы: а был ли у экипажа этот сборник? Облетали ли пилоты территорию заранее? Как хорошо они знали местность?
Эксперт уверен: по факту трагедии в России должно быть возбуждено уголовное дело и все специалисты, имеющие отношение к подготовке демо-полетов, должны быть допрошены следователями.
Президент Индонезии пытается успокоить родственников погибших
Фото: REUTERS
Причиной крушения российского авиалайнера Superjet 100 могли стать забывчивость пилота либо отказ электронной системы предупреждения о столкновении с земной поверхностью TWAS. Известный блогер Сергей Доля разместил в своем twitter фотографию, в перерыве между двумя демонстрационными полетами. На ней видно, что кнопка системы отключена за несколько минут до вылета (читайте далее).
"Аэрофлот" уволил стюардессу, которая посмеялась над разбившимся самолетом в Индонезии. Трагедия в Индонезии, оказывается, может вызвать не только горечь и сочувствие к жертвам. "А че суперджет рухнул?! Хахаха! Говномашина! Жаль не в Аэрофлоте, на один бы стало меньше, а может и вовсе продали их обратно кому-нибудь", - написала в twitter пользователь 4katrin (читайте далее).
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которой принадлежит холдинг "Сухой",
Михаил Погосян , заявил, что говорить о вине экипажа разбившегося в Индонезии самолета пока рано. "Александр Яблонцев - наш лучший летчик-испытатель. Он прошел весь путь от создания самолета до его сертификации", - сказал он (читайте далее).
А семьям погибших в авиакатастрофе выплатят по 50 тысяч долларов. Об этом заявил представитель компании-агента российского авиастроительного концерна в Индонезии (читайте далее).