DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Колеса богов
| text | html

web-архив: по темам » авто-мото » тюнинг и звук » это письмо


www.ko.ru
2012-05-09 00:25:10

У истоков одного из самых зрелищных и уж точно самого технологичного вида спорта стояли два весьма неординарных человека. Именно благодаря им "Формула-1" сейчас такова, какой мы привыкли ее видеть. Но этого мало: Энцо Феррари и Колин Чепмен ("отец" марки Lotus) сделали предметом культа и чуть не религиозного почитания и свои бренды.

Текст Александр Кудрявцев.

Будущий создатель, по мнению многих, неофициальной эмблемы Италии (вздыбленный вороной жеребец на желтом фоне) Энцо Феррари родился 28 февраля (по словам самого Энцо, 18 февраля) 1898 г. в Модене. В детстве он и не помышлял об автомобилях, больше думая о карьере оперного певца или на худой конец журналиста. Все изменилось в 1908-м, когда отец, работавший в мастерской по ремонту паровозов, взял сына в Болонью посмотреть автогонки. Ребенок тут же "заболел" скоростными машинами. Однако, прежде чем они стали делом всей его жизни, Энцо поучаствовал в Первой мировой в подразделении горных стрелков и перенес плеврит, едва не стоивший ему жизни. В 1918 г. молодой человек, не имея ни образования, ни денег, пытается устроиться на работу на завод FIAT и получает категорический отказ. Рассказывали, будто будущий создатель культовых спорткаров горько плакал от обиды, сидя на скамейке с видом на реку По.

Все же ему удалось найти место водителя-испытателя в никому сейчас неизвестной фирме Costruzioni Meccaniche Nazionali, под флагом которой он впервые участвует в гонках. С 1920 г. он член известной тогда на весь мир команды Alfa Romeo. В том же году на машине этой марки Энцо Феррари завоевал 2-е место в престижной гонке Targa Florio. Карьера гонщика продолжалась для Энцо до 1932 г. За это время он "гонялся" в 47 заездах и в 13 из них победил.

Уже к 1929 г. Феррари, занимавшийся, помимо автогонок, еще и, как сказали бы сейчас, кастомизацией и тюнингом автомобилей Alfa Romeo для богатых клиентов, открывает предприятие Auto Avio Costruzioni при головной компании (Alfa Romeo). Его "первенцем" принято считать модель Tipo-815 с обтекаемым кузовом, сделанным на заказ в фирме Nardi, и двумя двигателями FIAT-1100. Премьера авто состоялась в 1940-м, так что нетрудно понять: дальнейшие планы, связанные с ним, пришлось отложить.

Сразу после войны Энцо с новыми силами берется за создание скоростных автомобилей, но уже самостоятельно. В немалой степени этому способствовал и талантливый конструктор двигателей Джокино Коломбо, перешедший к Феррари из той же Alfa Romeo. Первая модель, в названии которой появилось имя Феррари с индексом 125, имела 12-цилиндровый двигатель с объемом 1,5 л и мощностью 72 л.с., увидев свет в 1947 г. И снова, как рассказывают, Энцо рыдал все на той же скамейке, но уже от счастья.

Кузова для Ferrari изготовлялись в ателье Ghia, Scaglietti, Vignale, немного позже основным производителем стала компания Pininfarina, работы которой и по сей день считаются эталоном изящества и элегантности. Сначала Феррари делал только гоночные машины и уже этим заработал себе мировую известность. Потом он стал производить и спортивные автомобили, двухместные и с сиденьями 2 плюс 2 - на продажу. Гений Энцо состоял в том, что он соединил в Ferrari четыре составляющих: красоту спортивного автомобиля, адреналин "Формулы-1", роскошь Rolls-Royce и недосягаемость не то что для простого, но даже и не для всякого непростого смертного.

Поначалу Ferrari строились в единичном экземпляре или мелкосерийно, причем каждая машина в серии была особенной, под конкретного заказчика. Этими счастливцами были многочисленные и совсем не бедные знакомые Энцо, а также монаршие особы или суперзвезды кино. Среди обладателей эксклюзивных автомобилей значились Марчелло Мастроянни, Моника Витти, дирижеры Тосканини и Караян, шах Ирана, король Бельгии Леопольд III, принцесса Мария Габриэла Савойская, принц Нидерландов Бернард, а также русский князь и гонщик Игорь Трубецкой.

Прочие страждущие скорости и элегантности могли приобрести Ferrari лишь на вторичном рынке с переплатой до $1 млн. Отчасти поэтому Энцо со временем стал выпускать свои авто серийно, традиционно в красном цвете и все более шикарные. В 1951 г. появляется модель 340 America с 4-литровым двигателем, в 1960-м - бешено популярный 250 GT, запомнившийся оригинальной формой фар, в 1970-х выпущена модель Dino, названная в честь рано умершего сына Феррари. Далее последовали ставшие легендарными Testarossa (ее боковые ребристые воздухозаборники - модный тренд на долгие годы) и F40 (мощность двигателя 478 л.с.), выпущенная в 1987 г. к 40-летию фирмы (это последний автомобиль, созданный под руководством лично Энцо Феррари). В 1995 г. на базе 355-й модели появился F1 Spider с управлением, как у гоночного болида.

До сих пор модели Ferrari являются одними из самых дорогих машин в мире, а их стильность и престижность уже стали частью фольклора. С 1989 г. Ferrari - собственность корпорации FIAT.

Параллельно с созданием авто для избранных Энцо вплотную занимался и автогонками. Еще в 1929 г. он создал собственную команду Scuderia Ferrari, которая впоследствии участвовала и участвует в "Формуле-1" с самого ее основания в 1950 г. Впервые пилот Scuderia Ferrari поднялся на высшую ступень пьедестала почета в 1952-м. Это был Альберто Аскари, потеснивший единолично лидировавших до этого времени гонщиков Alfa Romeo. Всего пилоты Scuderia Ferrari побеждали в "Формуле-1" 15 раз, что является абсолютным рекордом чемпионата. В разное время под флагом этой команды выступали такие пилоты, как Хуан Мануэль Фанхио, Ники Лауда (стал чемпионом в 1975-м и принимал активнейшее участие в создании болидов), Жиль Вильнев, Рубенс Баррикелло и величайший гонщик всех времен и народов Михаэль Шумахер, никому не уступавший пальму первенства с 2000-го по 2004 г.

Другой подвижник спортивного автопрома и влиятельнейший человек в "Формуле-1" Колин Чепмен родился 19 мая 1928 г. в городке Хорнси близ Лондона. Отец Колина служил управляющим отеля, но на продолжение трудовой династии шансов не имелось, так как отпрыск с младых ногтей был фанатично увлечен техникой, а не обслуживанием постояльцев. Желая стать инженером, он поступил в колледж Лондонского университета, окончив его со степенью бакалавра в 1947-м. Далее последовала служба в Королевском воздушном флоте, где молодой человек, очарованный самолетами, почерпнул массу полезных конструкторских идей, впоследствии применив их в создании своих авто. После службы была работа в компании, производившей алюминий, и, видимо, это во многом предопределило материал, из которого в дальнейшем делались машины.

Первым автомобилем, изготовленным Чепменом еще до открытия собственной фирмы Lotus Engineering Ltd. в 1952 г., был радикально переделанный Austin 7 (от оригинала остались только шасси и трансмиссия), предназначенный для автотриалов. Появился он в 1948 г., а звалось это чудо техники Mark I. Через шесть лет компания, к тому времени переименованная в Lotus Cars, пришла в мир больших гонок и больших призов и в течение многих лет являлась там законодателем мод и лидером инноваций. Именно на болидах Lotus впервые появились антикрылья, гидравлическая активная подвеска и кузов типа монокок (конструкция, в которой внешняя оболочка является единственным несущим элементом), что радикально снизило вес. Для большей устойчивости на гоночных Lotus впервые использовали ground-effect - создание искусственного разрежения под кузовом с помощью специальных "юбок". Это новшество столь сильно повлияло на результаты, что впоследствии его запретили, дабы уравнять шансы всех участников гонки. Но техническими изысками все не ограничивалось: именно Колин Чепмен открыл эпоху спонсорства гонок, разместив на своих болидах рекламу компании Imperial Tobacco. Lotus не может похвастаться таким блестящим послужным списком, как Ferrari, на счету гонщиков Lotus лишь 6 побед, причем последняя зафиксирована в далеком 1978 г. Команда просуществовала до 1994 г., с 1985-го по 1987-й за нее выступал легендарный Айртон Сенна, так и не ставший чемпионом. В 2010 г. под именем Lotus Racing команда вернулась в "Формулу-1" и заняла 10-е место, став лучшей командой-новичком. Сейчас ее следует называть уже Lotus Renault GP.

Не только спорту высоких достижений посвящал свой гений Колин Чепмен. Будучи человеком весьма прагматичным и вняв многочисленным просьбам друзей, он сконструировал ставший впоследствии классическим открытый спорткар Lotus Seven для обычного обеспеченного пользователя, не чуждого техническим новинкам. Премьера "семерки" прошла 31 июля 1957 г., и до 1973 г. автомобиль производился небольшими (от 240 до 1350 единиц) сериями в четырех различных модификациях. Любопытно, что после передачи права на автомобиль вместе с оборудованием для производства фирме Caterham Cars Ltd. Lotus Seven третьей модификации выпускается и поныне под брендом Caterham Super Seven, неизменно пользуясь ажиотажным спросом. Также удачными и популярными среди ценителей "цветка вечности" были модели Elan (двухместный родстер с кузовом из фибергласса) и Esprit (на нем мчался и даже бойко плавал под водой Джеймс Бонд в фильме "Шпион, который любил меня"). Сейчас основной модельный ряд Lotus Cars составляют Lotus Elise, Lotus Europa S (позиционируется как купе бизнес-класса) и новинка 2009 г. Lotus Evora.

"Формула-1" (F-1)

"Формула-1" (F-1) - чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. За победу бьются пилоты, команды, конструкторы. Проводимый ежегодно чемпионат состоит из нескольких этапов - Гран-при. За победу в каждом Гран-при начисляется 25 очков, минимальное количество (1 очко) дается за 10-е место. Команды используют автомобили, именуемые болидами, собственных конструкций, действуя в рамках довольно жестких и сложных технических правил. Такие условия способствуют постоянному внедрению оригинальных технических решений, что ведет к эволюции гоночных болидов, а впоследствии и обычных автомобилей. Классическим примером внедрения технологий F-1 в серийных автомобилях можно считать антипробуксовочную систему (АПС), примененную Ferrari в 1990 г. и ныне запрещенную в соревнованиях. "Формула-1" проводится с 1950 г. Первым чемпионом стал Джузеппе Фарина из команды Alfa Romeo.

Во время гонки пилот испытывает перегрузки, сопоставимые с перегрузками пилота реактивного истребителя. Это также и самый дорогой вид спорта: на содержание команд уходят сотни миллионов долларов, зарплата ведущих пилотов выражается семизначными числами.

Интересно, что в "Формуле-1" нет болида под номером 13, а до 1970 г. номера машин вообще были только четными.

Наибольшая скорость, отмеченная за всю историю соревнований, показана Полом Трейси в 1996 г. на треке в Мичигане, когда он разогнался до 415 км/ч. За многолетнюю историю гонки в ней приняли участие в качестве пилотов пять женщин. Самой удачливой была Лелла Ломбарди, получившая в 1975 г. 0,5 очка за 6-е место в незаконченной гонке.

Источник




web-архив: по темам » авто-мото » тюнинг и звук » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru