2012-04-24 10:43:41
фото: РИА НОВОСТИ/Виталий Белоусов
Счетная палата в марте провела комплексную проверку затрат на строительство лыжных трамплинов для сочинской Олимпиады , которым занимается ОАО « Красная поляна ». Аудиторы установили , что за два с половиной года сметная стоимость проектирования и строительства двух прыжковых трамплинов с сопутствующей инфраструктурой возросла в 2,6 раза - с 1,68 млрд рублей до 4,38 млрд рублей . Одним из факторов , способствующих столь ощутимому удорожанию объекта , по мнению СП , могла стать аффилированность организаций , осуществляющих функции заказчиков работ и их исополнителей .
ОАО « Красная поляна », по данным СП , на 29,9% принадлежит бизнесмену Магомеду Билалову , на 30% - компании « Зиланд Девелопмент » с Британских Виргинских островов , на 25% дочке Сбербанка РФ ООО « Сбербанк - Капитал », на 11,4% администрации Краснодарского края и на 3,7% миноритариям . По мнению аудиторов СП , компания по сути контролируется Билаловым .
- Зиланд Девелопмент и Билалов М . Г . взаимосвязаны через деятельность аффилированных юридических и физических лиц , одним из которых является ЗАО « НББ - Девелопмент », принадлежащая компании « Каролон Плейс Холдингс Лимитед », зарегистрированной на Британских Виргинских островах , - говорится в отчете СП . - Характер и способ исполнения инвестпроекта определяется мажоритарным владельцем акций « Красной поляны » через представителей в совете директоров . Участие в голосовании по широкому кругу вопросов позволяет привлекать подконтрольные им структуры и обеспечивать релизацию собственных бизнес - приоритетов .
Магомед Билалов через то же « НББ - Девелопмент » является акционером генерального подрядчика строительства трамплинов ( и ряда других объектов Олимпийской стройки ) - ООО « Транскомстрой ». То же ЗАО « НББ Девелопмент » в случае со строительством лыжных трамплинов является и техническим заказчиком строительства . Наличие интересов одной и той же группы лиц на разных этапах стройки создает риски необоснованного завышения затрат на проектирование и стротельство олимпийского объекта , подчеркивается в отчете СП .
Конкретных случаев завышения цен в отчете не приводится , зато описан случай обогащения « Национального банка развития бизнеса » ( НБРБ , контролируется Билаловым и близкими структурами ) благодаря проекту создания трамплинов . Так , на депозитные счета в НБРБ в 2009 - 2012 годах « Красная поляна » направила 4,7 млрд рублей , « временно невостребованных в целях строительства средств ». Начисленные по ним за весь период проценты составили 178 млн рублей при размере проценной ставки от 4% до 12,25%.
Говорить о необоснованности увеличения сметной стоимости объекта в СП считают преждевременным до того момента как будет утверждена в установленном порядке проектная документация и проанализированы все аспекты финансирования . Пока же аудиторы констатировали , что с момента утверждения первоначального сводного сметного расчета стоимости строительства комплекса трамплинов (2009 год ) в 1,68 млрд рублей , проведенного компанией « Кольбеккер », к марту 2012 года смета возросла до 4,38 млрд рублей , то есть в 2,6 раза . Сроки выполнения работ при этом переносились с июня 2011 года на декабрь 2011 года , а потом и на декабрь 2012 года .
В самой компании « Красная поляна » сроки отставания критичными не считают , напоминая , что до старта Олимпиады остается почти 2 года , в феврале 2012 года на трамплинах уже провели первые тестовые соревнования .
- На удорожание работ повлиял целый комплекс причин , в первую очередь , это требования Международного Олимпийского комитета и Международной федерации лыжного спорта (FIS), которые были заявлены уже в процессе проектирования и строительства Комплекса трамплинов , а также проведение углублённых инженерно - геологических изысканий на территории комплекса , показавших необходимость реализации дополнительных мероприятий по её инженерной защите , укреплению склонов , водоотведению , - пояснили « Известиям » в « Красной поляне ».
В компании подчеркивают , что весь проект был значительно переработан на этапе рабочего проектирования , в процессе которого пришлось пересмотреть целый ряд проектных решений , невозможных к реализации . Так , были перепроектированы и значительно усилены фундаменты трамплинов , которые поставлены на многорядные контрфорсные сваи с анкерным креплением , которые одновременно выполняют функцию противооползневых сооружений .
- Горы приземления обоих трамплинов пришлось перепроектировать из железобетонных в сборную металлоконструкцию , - рассказывают в « Красной поляне » . - Зона выката из плоскостного сооружения была перепроектирована полностью и теперь является эксплуатируемой кровлей трёхуровневого монолитного железобетонного здания , в котором расположены 2 гигантских водных резервуара емкостью 6300 кубометров для систем искусственного оснежения зимой и орошения летом .
Кроме того , трибуны из временных перепроектированы в массивные железобетонные на свайных основаниях для одновременного выполнения функции противооползневого сооружения .
В « Красной поляне » особо подчеркнули , что в акте по результатам проверки СП не приведено ни одного примера , когда бы услуга генподрядчиком по какому - либо виду работ ( земляных , бетонных , свайных и т . п .) оказывалась бы выше среднерыночной по аналогичным объектам строительства на Красной Поляне .
- Базовые расчеты , которые Счетная палата привела в Акте по результатам проверки , свидетельствуют о том , что по рыночным ценам стоимость строительства Комплекса трамплинов может превысить утвержденный бюджет на 30%, что лишний раз свидетельствует о том , что в данном случае аффилированность является инструментом , позволяющим снизить стоимость строительства .
Факт аффилированности подрядной рганизации " Транскомстрой " и « Красной поляны » в компании не отрицают , отмечая , что они входят в группу компаний Сбербанка РФ .
- Если бы не было этой афилированности , стоимость строительства была бы ещё выше , - подчеркнул представитель « Красной поляны ». - Сейчас в совете директоров компании 9 членов , из них трое - это представители « Зиланд Девелопмент » и Магомеда Билалова , включая его самого . Также в совете 2 представителя Сбербанка , 2 - от ВЭБа , 1 от Красндоарского края и 1 - от компании « Инвест АД ». Соответственно , начиная с 2009 года у Билалова и его представителей нет большинства в Совете директоров " Красной Поляны ".
Аудиторы Счетной палаты признают , что первоначальный проект комплекса трамплинов не учитывал необходимости сооружений инженерной защиты и левом и правом горных склонах , окаймляющих объект . Такой подход , отмечают в СП , противоречит строительным нормам . В результате только сейчас проводятся инженерные изыскания и формируются требования к мероприятиям и сооружениям инженерной защиты объекта от селей и оплозней .
Источник