DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Вадим Гиппенрейтер: "Я два раза был на Байкале и не сделал ни одной фотографии"
| text | html

web-архив: по темам » спорт » лыжные виды спорта » это письмо

2012-04-22 10:46:33

Войти Зарегистрироваться

name=login|url=login|successUrl=/journal/21029323

required=true|error.required=Введите Ваш логин

Логин

required=true|error.required=Введите Ваш пароль

Пароль

Войти

Или войдите на сайт, используя свой аккаунт в социальной сети

Интервью с Вадимом Гиппенрейтером к 95-летию великого фотографа | Журнал о путешествиях по России | Страна.Ру

Введите место, регион или интерес

Найти

Например: Всё об Урюпинске

Путеводитель

Журнал

Видео

Дневники

Мастер путешествий

Новости

Афиша

Ракурсы

Личности

Символы

Тайны

Советы

Соседи

Все

Главная

Журнал

Личности

 Хороший человек эпохи диктатуры

Камчатка. Извержение вулкана Толбачик (1975)

Камчатка. Извержение вулкана Толбачик (1975)

Вадим Гиппенрейтер на выставке

Вадим Гиппенрейтер на выставке

Карелия. Кижи

Волга в районе Кинешмы

Якутия. Ленские столбы

Берег Белого моря

Курилы

22 апреля 2012 года исполняется 95 лет мастеру пейзажной фотографии Вадиму Евгеньевичу Гиппенрейтеру. Путешественник, горнолыжник, первый чемпион СССР по скоростному спуску (1937), первый человек, спустившийся на горных лыжах с вершины Эльбруса (1939) –и самый известный фотограф нашей страны. В течение года Вадим Гиппенрейтер снимал извержение вулкана Толбачик на Камчатке (1975).

Его юбилейный год открывается выставкой "Золотое кольцо. Памятники Древней Руси". На его фотографиях — Россия: Кольский полуостров, Карелия, Белое море, Кижи, средняя полоса, Урал, Камчатка, Курильские и Командорские острова, природа и памятники архитектуры. До недавнего времени он продолжал путешествовать и фотографировать.

За долгие годы, посвященные фотографии, Вадим Евгеньевич ни разу не пользовался цифровой техникой. 70 лет назад ее просто не существовало, да и теперь он предпочитает аналоговую камеру любым современным.

Самый известный фотограф России рассказывает о себе и о собственном отношении к фотографии.

- Вадим Евгеньевич, как и когда вы начали заниматься фотографией?

- Я вырос на берегу Москвы-реки, под открытым небом. Был с малого возраста предоставлен самому себе. Уже с 5-7 лет я мог запросто просидеть на берегу речки в ожидании рассвета, с крохотным костерком. Самое таинственное время — это когда ночь кончается и появляется первый просвет. И так продолжалось всю жизнь. По природе я, конечно, биолог. Но с биофака меня выгнали за то, что у меня отец дворянин. Потом приняли в медицинский институт как спортсмена — я к тому времени был уже чемпионом Москвы, чемпионом СССР, а в 1939-м году первым съехал с вершины Эльбруса. В мединституте очень хорошо преподавали общую биологию. Но врач должен быть узким специалистом, а меня это не устраивало — положить жизнь на одну специальность. Я перевёлся в художественный институт и окончил его в 1948-м году. В это время был расцвет культа личности, деньги платили только за портреты вождей. Этого я тоже делать не умел. Поэтому я проработал 20 лет тренером по горным лыжам, занимаясь при этом фотографией.

Снимать я начал в раннем детстве. В каждой интеллигентной семье были деревянные фотоаппараты — и российского производства, и заграничные. Лет с семи мы уже совали нос во всю эту аппаратуру, ставили камеру на штатив, накрывались тряпкой, по матовому стеклу строили картинку. И когда собирались родственники, нас заставляли фотографировать. Снимали на стеклянные пластинки, сами их проявляли при красном свете — весь процесс был в руках.

После войны я занялся охотой. Охота приучила меня к пониманию леса и к тому, что сфотографировать — это гораздо сложнее, чем убить птицу или зверя. По ходу освоения леса я фотографировал всё, что связано с охотой и с лесом. И когда издательство "Физкультура и спорт" решило напечатать "Настольную книгу охотника", у них не оказалось никаких иллюстративных материалов. И всё, что я снимал для себя просто из собственного любопытства, из своего отношения к этому делу, — всё попало к месту: следы медведя в грязи; охота с подсадной уткой; медведь, дерущий кору, когда он чистит когти. А в поездках я целенаправленно снимал российскую природу, заповедную Россию. Поскольку я довольно серьёзно и правильно относился к лесу, меня пускали на любую территорию. Я мог снимать и на территории заповедника, как на Белом море, мог и рядом, на каких-нибудь островах.

Я всю жизнь снимал камерой, сделанной в 1895 году. Причём я её сам доводил до нужной кондиции — под современные кассеты и объективы. А уклон задней стенки камеры, возможность смещения передней стенки вверх-вниз и в стороны — подвижки, которые исправляют перспективу, основа широкоформатной съемки — были в деревянных камерах ещё в те времена. Это были настоящие профессиональные фотоаппараты.

- Какие места в России — особо любимые?

- Я сам человек северный, поэтому больше ездил на север. Карелия, Кольский полуостров, Урал, Дальний Восток, Чукотка, Камчатка, Командорские острова… Я объездил очень большую часть России. Был на всех Курильских островах. Но бессмысленно говорить, что в России я побывал везде — настолько Россия необъятна и разнообразна. Куда ни поедешь, в любую сторону — всё новое. Камчатка всегда разная. Сколько раз я там снимал — каждый раз всё менялось. И в Сибири куда ни попадешь — всегда всё новое.

На Камчатку я ездил в течение 40 лет. В первый свой приезд я познакомился с вулканологами и потом был в курсе всех событий на Камчатке. Как только там что-нибудь происходило, мне сразу сообщали, и я ехал туда. Про извержение вулкана Толбачик я знал заранее. Целый год длилось это извержение, то затихало, то снова возникало, и целый год я там снимал. Многие люди с аппаратами избегают этих съёмок, потому что там без конца сыплется на голову пепел, воды нет, дождевая вода — кислая, в ней никакая еда не годится… Один аппарат мне разбило вулканической бомбой — куском застывшей лавы. Есть фотография, где я сижу и что-то делаю, а сзади рушится лавовый поток. И чайник стоит на куске горячей лавы. Снял меня вулканолог Генрих Штейнберг. Я ему говорю: "Давай садись на моё место, теперь я тебя сниму". Пока мы менялись местами, прилетел булыжник и врезался в крышку чайника, заклинил ее намертво. И на следующем кадре Генрих сидит уже с этим чайником.

Вулканологи на фоне извержения вулкана Толбачик (1975)<br>Фото: <a href="http://gippenreiter.ru">Вадим Гиппенрейтер</a>. Strana.Ru

Вулканологи на фоне извержения вулкана Толбачик (1975)

Фото: Вадим Гиппенрейтер

Никто не знал, когда кончится извержение. Приходилось постоянно ездить в Москву за плёнкой. Привозил запас плёнки в расчёте на то, что мне хватит на съёмку. Но извержение продолжалось, плёнка заканчивалась, приходилось снова лететь в Москву. В какой-то момент всё закончилось, и наступила абсолютная тишина. Это было очень непривычно, потому что мы уже вжились в непрерывный грохот. Изверженные породы вступают в реакцию с кислородом, начинаются новые химические процессы, новый разогрев той же самой лавы. И через 10 лет я поехал туда снимать эти процессы. Так что материала по Толбачику у меня хватит на 10 альбомов.

- Есть места в России, где вы не побывали и жалеете об этом?

- Конечно. Разве один человек может везде побывать в России! Я два раза был на Байкале и не сделал ни одной фотографии. Потому что там надо достаточно долго жить, чтобы сделать снимки. За границей я бывал, но мне там ничего не надо. Это всё не мое. Там, где все обжито, уже снимать нечего. А природа необъятна и разнообразна.

Республика Коми. Плато Мань-пупу-нёр. Фото: <a href="http://gippenreiter.ru/">Вадим Гиппенрейтер</a>. Strana.Ru

Республика Коми. Плато Мань-пупу-нёр. Фото: Вадим Гиппенрейтер

- А вы всегда знали, что будете снимать в каждой поездке?

- Я никогда не ездил просто так, всегда ездил с конкретной задачей и с определённой целью. Я выбирал такое место, где заведомо знал, что буду работать всерьёз. Причём большую часть жизни ездил в одиночку, вот чем я неудобен. Я ездил в места, связанные с походом, с автономной жизнью: сколько можно, доезжал на каком-нибудь транспорте, а дальше шел пешком. Все на себе: рюкзак с палаткой, аппаратура, топор, спальный мешок.

По Золотому кольцу можно на машине проехать, но это старая культура, старые памятники, города-музеи. Там очень много материала, но это уже все-таки цивилизованная съемка.

- Человек приезжает в такое место и понимает, что до него здесь снимали тысячи людей. Можно что-то новое увидеть для себя?

- Конечно, ведь каждый фотограф снимает то, чего другой человек не видит. И каждый человек по-своему снимает, если у него есть собственное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек ездит в такие места, куда другой не поедет. Даже одно и то же место все видят по-разному. Особенно это бросается в глаза в искусстве. Если пять художников будут писать портрет одного человека, то получатся пять разных портретов. Потому что каждый человек привносит в человека, которого он пишет, своё собственное отношение, своё собственное понимание его. Каждый фотограф тоже видит по-своему. Поэтому здесь бесконечное количество вариантов. Из года в год всё меняется, везде появляется что-то новое. Все зависит от подхода, от состояния природы, от времени года.

Бывали у меня такие состояния, когда целый день аппарат таскал — и ничего не снял. Когда нет пейзажа, нет настроения, нет состояния — есть интересная фактура под ногами, что-то вроде натюрмортов, какие-то листики, лужа, ручеёк с лягушками. И я начинал искать вот такие фактуры. И когда делаешь книгу — эти фотографии всегда ложатся на своё место.

- При съемке пейзажей у большинства фотографов чувствуется стереотип подхода. Все очень любят снимать закаты…

- … и солнечную погоду. В середине дня я, как правило, не снимал. Это плоское, с одной точки освещение. Чем хуже погода, тем интереснее снимать. Пейзаж — это моё отношение к тому, что мне нравится. Я не люблю пустых солнечных пейзажей, когда всё одинаково освещено, пёстрое, яркое, красивое — и всё одинаковое. А в плохой погоде всегда есть какое-то настроение, какие-то нюансы. При солнце тоже иногда можно извлекать замечательные красивые вещи, но солнце обезличивает пейзаж. Чем погода хуже, тем она мне интересней. В самую плохую погоду постоянно всё меняется, появляется что-то новое. И смены состояний погоды тоже интересны: происходят разные подвижки в облаках, в освещении, меняется общее состояние.

- Часто путешественники попадают в интересное место на считанные часы. Есть маршрут, есть сроки, а нужного освещения нет...

- Поэтому я всегда ездил один. Группе надо пройти маршрут, а мне как фотографу надо здесь посидеть ещё пару дней. Когда съёмка делается на ходу, когда много людей связано друг с другом, — могут быть только случайные картинки. Я сам ходил в сложные походы. Но я был влиятелен как участник похода и иногда просто ставил условие: здесь мы будем стоять 2-3 дня. Я плавал с вулканологами на крохотном судёнышке по всем Курильским островам, и мы останавливались там, где мне надо было снимать. На Курилах хорошей погоды не дождёшься, так же, как на Камчатке, и съёмки там было мало. Но я снял всё, что надо было вулканологам.

На Камчатке я бывал очень подолгу, там невозможно что-то снять за короткое время. Камчатка окружена с одной стороны Тихим океаном, с другой стороны Охотским морем. Температура воды — 4 градуса. Над этим холодильником всегда стоит толстенный слой облаков. И когда вся эта масса облаков начинает наезжать на Камчатку, то в двух шагах ничего не видно. На Камчатке можно просидеть месяц и ничего не снять, кроме своих резиновых сапог. Поэтому рассчитывать на то, что я приеду на Камчатку и сниму сразу большой материал, — просто несерьёзно.

- Можно определить идеальную точку съемки, или это только субъективное восприятие мира?

- Безусловно, это субъективное восприятие. Но это еще и знание некоторых законов обращения с плоскостью. Фотография использует законы искусства, имеющего дело с плоскостью. Изображение должно не разрушать эту плоскость, а оформлять ее. Надо знать законы композиции, законы построения такого оформления плоскости. Картинка, повешенная на стену, не должна протыкать стену своей бесконечной перспективностью. При этом глубина может присутствовать. То есть какие-то предметы замыкают переднюю сторону этой глубины, что-то замыкает заднюю сторону — размытый лес или облака. Как в аквариуме между двумя стенками существует пространство. Это серьёзный вопрос искусствознания, о котором фотографы, как правило, не думают.

Художник создаёт нечто из ничего, художник может что-то взять из своей головы, из своей интеллигентности. А фотограф имеет дело с реально существующими предметами. Фотограф констатирует факт со своим собственным отношением. Это констатирование может превратиться в произведение искусства, если сделано с соответствующим отношением. В фотографии очень важно передать состояние момента. В серую погоду, допустим, какие-то туманные места, туманное небо, соответствующее освещение под ногами, соответствующее общее настроение. Если это настроение передано, то фотография, можно сказать, состоялась. А если этого состояния нет, то получается фальшивая картинка, которая к этому изображению отношения не имеет. Поэтому должен быть очень целостный подход к тому, что ты видишь, своё собственное отношение и возможность реализовать то, что ты чувствуешь. И об этом не надо забывать.

Вера Кочина

22 апреля 2012

Короткая справка

Указом Президента РФ Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства награжден орденом Почета.

Фотовыставка Вадима Гиппенрейтера «Золотое кольцо. Памятники Древней Руси» работает с 11 апреля по 6 мая 2012 в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница».

Связанные места в Путеводителе

Тульская область. Одинокий созерцатель реки Красивая Меча

Россия

Новости

Атлант потерял руку

Реставрация церкви в Кижах: конкурс на выбор подрядчика не состоялся

В Рязанской области введён режим ЧС

Майские праздники увеличат время работы планетария

Молодёжь пойдёт в туристические походы

«Зеленая Дубрава»: деревья в память о воинах

Маркес спустится в метро

Клад увезли в Стрельну

О пожаре в Тыгде можно узнать по телефону

Иван Царевич и Царь Берендей выберут Русалку

"Майские старты" для всех желающих

Туристов будут водить по-другому

Мамонтиха Муся и бизон Фёдор обрели своё место

Москва вступила в федерацию туристических городов

Фонтаны объединят с музыкой

Илья Муромец: святой, а не богатырь

Афиша

22

Dreamflash - парад мыльных пузырей! Москва

22

Пасхальный бал на Казанском вокзале Москва

23

Ганзейская ярмарка «Гостевые сходы» Великий Новгород

Новые статьи

Смоленская область. Свято-Троицкий Болдин монастырь

Хороший человек эпохи диктатуры

Петр Барановский явился, когда более всего был нужен России. Но кем был он сам? Востребовано ли его наследие в современной России, воцерковленной и демократической, где ежегодно от бескультурья и небрежения гибнут сотни исторических памятников?

Титаник. Нос корабля

Мир Титанику

Село Узморье. Рисунок из школьного музея имени Гагарина

Свидетели Гагарина

Джон Иванович Гридунов

Джон Гридунов, простой сверхчеловек

Резьба на портале Архангельского собора (Московский Кремль)

Сказ о двенадцати Алевизах

Введите место, регион или интерес

Найти

Путеводитель Дальний Восток Кавказ Поволжье Северо-Запад Сибирь Урал Центр Юг Журнал Ракурсы Личности Символы Тайны Советы Соседи Видео Дневники Мастер путешествий Новости Афиша О проекте Обратная связь О проекте

Интервью с Вадимом Гиппенрейтером к 95-летию великого фотографа | Журнал о путешествиях по России | Страна.Ру

Rambler's Top100

Категория на сайте Вести.Ru: Общество

Источник



web-архив: по темам » спорт » лыжные виды спорта » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru