DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Предчувствие смуты
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо

2012-04-15 22:20:59

15.04.2012   21:55

Автор: Зинаида Курбатова

Хрестоматийно известный портрет кисти Михаила Нестерова. Художник написал старшую дочь в 1906 году. Пройдет 30 лет, и Ольгу оправят в казахстанские лагеря как врага народа. Нестеров бесстрашно писал письма во все инстанции, вступался за Ольгу и других репрессированных близких. После революции художник потерял все сбережения, его квартиру разорили. Тем не менее, у Михаила Нестерова никогда не было мысли об эмиграции. Он не мог представить себя вне России, какой бы она ни была.

"А сегодня, когда даже слово "русское" как-то исчезает, он нужен как никогда. Это духовное лекарство, нужное всему народу для пробуждения совести, любви к Руси и понимания того, что Русь жива, как град Китеж, живет в душе каждого из нас", — рассказывает народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Глазунов.

Вот первые работы — в духе передвижников, исторические полотна. Начало хорошее, карьера предсказуема. Однако в 1888-м Нестеров отказывается от прежних тем. Личная трагедия, которую художник тяжело пережил, смерть в родах молодой жены. Именно это изменило его творчество, так считал сам живописец. Он пишет "Пустынника", затем обращается к образу преподобного Сергия Радонежского. Нестеров посвятил святому, которого глубоко почитал, 15 больших полотен, самое известное — "Видение отроку Варфоломею".

Росписи Владимирского собора в Киеве — Михаил Нестеров работал над ними в последнем десятилетии XIX века вместе со своим другом Виктором Васнецовым. Потом он расписывал храмы в Грузии, Сумах, Марфо-Мариинской обители, но именно фрески в Киеве сделали его знаменитым. Их ругали за то, что Нестеров вдохновлялся католическим искусством. Впрочем, Нестеров, как никто другой, подвергался яростным нападкам искусствоведов, причем из разных лагерей. До революции его критиковали Стасов, Бенуа, Волошин, Муратов. После открытия нынешней выставки появилось несколько статей, где об авторе "Видения отроку Варфоломею" пишут так же снисходительно и зло, как и сто лет назад.

"Особо значимая роль Михаила Васильевича Нестерова, как художника и гражданина России Великой, Святой Руси, что он накануне великой смуты, самой страшной смуты в истории Отечества и уже будучи свидетелем этой смуты и ее жертвой ее, он призывал своими картинами народ ко Христу", — рассказывает руководитель мастерской церковно-исторической живописи, профессор Санкт-Петербургской академии художеств Александр Крылов.

В Петербурге в Императорской Академии художеств Нестеров учился два года. Здесь рассказывают историю о том, что Нестеров в 1918 году, когда в стране начались гонения на православную церковь, тайно принял монашеский постриг. Легенда выглядит вполне убедительно. Мало кто из творцов был столь фанатично верен одной идее. После революции Нестеров еще более утвердился в своих взглядах. Работа "Путник" 1921 года. Христос идет по русской земле, а люди не видят его, занятые суетой.

Картину "Светлая седмица" Нестеров написал в страшном 1933 году. Это год полного разорения крестьянства и великого голода. Картина небольшая — Нестеров прятал ее за спинкой дивана и показывал лишь близким друзьям. Из соображений безопасности он поменял дату создания полотна. Оно подписано "Нестеров, 1914 год".

Ему никогда не были особенно близки коллеги-живописцы. Да и о чем ему говорить с гедонистом Коровиным и приспособленцем Анненковым. Его самые близкие друзья – ученые, богословы и философы. Именно после революции он начинает писать портреты лучших представителей русской мысли. Знаменитая картина "Философы", на ней отец Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Она создана в 1922-м, вскоре Булгаков будет выслан из России, Флоренского расстреляют на Соловках в 1939-м.

"Привлекали его полет мыслей, неоднозначность взглядов, он был дружен с Булгаковым, помнил его еще в Крыму, когда тот ходил в красной рубашке и был марксистом, а потом вы помните его преобразование духовное", — говорит внучка Михаила Нестерова Мария Титова.

В русском музее эти три шедевра экспонируют так, что получился триптих. Автопортрет в середине. Художник как полноправный собеседник философов. Ивана Ильина Нестеров написал в том же 1922-м в Толстопальцеве, где антикоммунист Ильин скрывался от властей.

"20-е годы, накануне отъезда Ильина. Мне кажется, что этот портрет — это метафора русского духа, который несмотря на время укоренен в земле русской, этическая вертикаль наша", — рассуждает старший научный сотрудник Государственного русского музея Альфия Низамутдинова.

Нестеров никогда не писал на заказ. На портретах 1930-х — люди, которые были ему интересны. Друг архитектор Алексей Щусев, хирург Сергей Юдин. Нобелевского лауреата Ивана Павлова Нестеров писал неоднократно, прекрасно уловив жест рук. В 1941-м за это полотно Нестерова наградят Сталинской премией первой степени. Страна накануне войны, и нужно обращаться к истокам, поднимать патриотический дух. Своих героев Нестеров писал как истовых людей. Он и здесь оставался верным себе, показывая созидательную силу русского народа.

Категория на сайте Вести.Ru: Культура

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » литература » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru