В его биографии - 50 ролей в кино и на телевидении, работа на прославленных сценах «Современника» и МХАТа
Короткой и на редкость яркой была его жизнь. Ровно месяц не дожил он до своего 42-летия. Словно компенсируя это, судьба щедро наградила Юрия Богатырева талантами, которых с лихвой бы хватило на несколько человек.
50 ролей в кино и на телевидении, работа на прославленных сценах "Современника" и МХАТа. Диапазон его ролей удивляет: брутальный Егор Шилов в "Свой среди чужих, чужой среди своих", неотразимый Владимир Максаков в "Рабе любви", омерзительный Ромашов в "Двух капитанах", благодушный бездельник в "Неоконченной пьесе для механического пианино", всепрощающий Филиппок в "Объяснении в любви", деятельный Штольц в "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", милый Илья Петрович в "Нежданно-негаданно", кисейно-лилейный Манилов в "Мертвых душах"…
Блестяще удавались Юрию Богатыреву и острохарактерные роли, филигранно выстроенные им на грани гротеска и острого драматизма: таков раздолбай Анатолий Саяпин в "Отпуске в сентябре", недотепа Стасик в "Родне", уверенный в собственной безнаказанности король Карлос II в "Доне Сезаре де Базане"… В них актер не боялся быть и смешным, и нелепым.
Был в судьбе Юрия Богатырева и режиссер, лучше других знающий и понимающий творческий потенциал исполнителя и по сути открывший его для мира кино. Никита Михалков снимал актера семь раз. Одну роль, генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", специально для него написанную, Юрий Богатырев сыграть не успел …
- Юра - величайший русский артист, обладал невероятными возможностями,- вспоминает Никита Сергеевич своего друга. - Ни в одном человеке я никогда не видел ни той фактуры, ни той гибкости, ни того внутреннего бешеного темперамента, который был в нем. Как он с такой фактурой, мощью, ростом, мог играть совершенно противоположное - слабых, закомплексованных, неумных людей? Как он никогда в жизни не дравшийся, мог играть Шилова, как абсолютного супермена или никогда не сидевший в седле, за три урока мог оказаться в компании, скачущей по горным дорогам?
Работать с Юрой было и замечательно, и сложно, и одновременно легко, потому что нужно было просто его знать. Юре нужен был режиссер.
Он хотел нравиться. Для него съемочная группа становилась тем самым театральным залом, в том смысле что он "заводился" от реакции зрителей…
Юра был абсолютно уникальным человеком, замечательным художником, музыкантом… И к тому же тончайшей личностью с удивительным вкусом.
И пока никто не смог занять его места.
Мы благодарим пресс-службу Союза кинематографистов РФ, оказавшую помощь в подготовке материала.