DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Императорское прошлое // Александра Шервашидзе вспоминают в Театральной библиотеке
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2012-02-29 03:12:19

Александра Шервашидзе вспоминают в Театральной библиотеке

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Выставка театр

В петербургской Театральной библиотеке, входящей в ансамбль театральных зданий площади Островского и улицы Зодчего России — бок о бок с Театральным музеем, показывают выставку "Александр Константинович Шервашидзе — художник Императорской сцены", посвященную 145-летию выдающегося сценографа. Рассказывает ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

Энциклопедическое название, да и само место проведения выставки, будто по иронии продолжает линию заархивированной судьбы выдающегося сценографа. Александра Шервашидзе в советском театроведении не то чтобы не помнили, но вспоминали реже, чем он того заслуживал. Биография не позволяла. Князь и вообще эмигрант и "местоблюститель княжеского престола Абхазии" в 1919 году получил приглашение в антрепризу Дягилева и уехал. Был секундантом на дуэли Волошина и Гумилева. График, живописец, сценограф, художественный критик. Умер в 1968-м, на 101-м году жизни, в Монако. Словом, личность слишком уж выдающаяся.

Выставка в Театральной библиотеке небольшая, организована совместно с Александринским театром. Представлены на ней избранные работы из фондов библиотеки, театра и Театрального музея — все с 1906 по 1918 год, то есть как раз того периода, когда Шервашидзе служил в императорских театрах. Однако краткость выставки оказалась не помехой разговору о таланте художника: представлены все ключевые этапы его петербургской карьеры. Эскизы к знаменитому и хрестоматийному "Шуту Тантрису", поставленному Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре, показывают в рифму с эскизами к опере "Миранда", выпущенной годом раньше в Мариинке. В императорской дирекции Александр Шервашидзе был самым убедительным стилизатором эпох Средневековья и Возрождения в театральной декорации.

На выставке в Театральной библиотеке доказательством тому служат и эскизы к александринской "Трагедии о Гамлете, принце Датском" 1911 года. В фондах театра сохранилось 11 костюмов из этой постановки — и это много. Два можно увидеть в собственном музее русской драмы театра, остальные не показывали более полувека. В библиотеке экспонируют четыре — среди них костюм Озрика, в котором выходил на сцену в актерской молодости будущий гуру отечественного театроведения Всеволод Всеволодский-Гернгросс.

Напомнить широкой публике об Александре Шервашидзе пытались уже и по случаю 140-летия. Но выставка, организованная пять лет назад в музее-квартире Исаака Бродского, проходила аккурат в самые новогодние каникулы — с 28 декабря по 6 января 2007 года. Неудивительно, что прошла она тогда практически незамеченной.

Так что нынешнюю юбилейную экспозицию вполне можно считать первым представлением художника петербургской публике. А именно в Театральном музее ее устроили еще и потому, что именно сюда в 1919 году, в составе коллекции Монтировочной библиотеки санкт-петербургских императорских театров, были переданы 400 c лишним листов эскизов знаменитого сценографа, прожившего и после закрытия дирекции императорских театров еще половину жизни.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru