Правильный лейбл неправильной музыки "Геометрия" продолжает переиздание бэк-каталога группы "Телевизор". На повестке дня – раритетная "Музыка для мертвых". Это - первый концертник "несгибаемого" коллектива. Позже будут малоизвестный "Концерт в Амстердаме", самоуглубленный "Живой" и всеобъемлющий "XXV лет в одной лодке". А пока Михаил Борзыкин, не мудрствуя лукаво, расправляется с внешними и внутренними врагами, не забывая при этом о качестве звучания и оригинальности сценического шоу.
Изначально диск "Музыка для мертвых" планировался как самостоятельный номерной альбом, предвосхищавший концептуальные полотна "Алисы" "Шабаш" и "ДДТ" "Черный пес Петербург". Концерт зафиксирован в ленинградском пригороде Шушары Андреем Тропилло посредством передвижной студии, ныне принадлежащей фирме "Мелодия". Неидеальное качество записи (во второй части, например, рассинхронизированы барабаны) и последующая фиксация примерно той же программы в студии ("Отечество иллюзий") надолго отодвинули "Музыку для мертвых" в разряд бутлегов.
И напрасно! Альбом по-прежнему имеет вполне автономное значение. Помимо песен из двух первых альбомов "ТВ" "Шествие рыб" и "Отечество иллюзий" сюда вошло несколько песен из не имевшего широкого хождения диска "Отчуждение", а также би-сайд "Я никому не нужен". Понятно, почему песня с названием в стиле панков-разгильдяев из "Бригадного подряда" не вписалась ни в одну программу раннего "Телевизора". Ведь в конце 80-х Борзыкин если и пел от первого лица, то неизменно ставил своего лирического героя в социальный контекст. А здесь – вполне себе аполитичный эскапизм. Тем не менее динамичная песня в стиле материала с пластинки "Шествие рыб" очень хороша и заслуживает самого пристального внимания и поныне.
Переиздание "добито" DVD с записью концерта "Телевизора" в химкинском ДК "Родина" 13 февраля 1988-го и фрагментом финского документального фильма "Серп и гитара", снятого по мотивам того же выступления. Программа та же самая, что и на "Музыке для мертвых", только несколько укороченная. При просмотре концерта неподдельно изумляешься тому обстоятельству, что за последние 24 года Михаил Борзыкин мало изменился. Сегодня он выступает все в той же самой полосатой ветровке, так же отбивается на сцене от невидимых недругов и начинает концерт с зонга "С вами говорит телевизор".
Для того времени подход "Телевизора" к концертам был, конечно, новаторским. Вероятно, Борзыкин был первым фронтменом, который использовал синтезатор как генератор шумовых эффектов, чаще всего резко диссонирующих с основной музыкальной линией. Занятно наблюдать, как певец нарезает круги вокруг инструмента во время "Отечества иллюзий" и делает вид, будто стреляет из автомата, во время "Твой папа – фашист". Пространное вступительное слово к концерту принадлежит известному музыкальному журналисту Илье Смирнову. В послесловии к переизданию Смирнов объясняет, почему он тогда перепутал "Телевизор" с "Наутилусом", и дает объективную оценку феномену Михаила Борзыкина, не избегая и резонных критических выпадов.