В Доме кино 28 января состоялась премьера документального фильма о "Машине времени" - "Таймашин. Рождение эпохи"
Англоязычный вариант названия группы (Time Machine) в последние годы часто используется музыкантами – в частности, в названиях концертов и дисков. При этом своеобразное заглавие фильма "Таймашин" не является опечаткой или намеренной ошибкой. Режиссер ленты Максим Капитановский (игравший в "Машине" на барабанах) закрутил свое повествование вокруг сомнительной, но увлекательной интриги.
"Машина времени"
Дело в том, что в 1983-м в загибающемся СССР пытались запретить неформатную музыку, распространив "черные списки" запрещенных групп и исполнителей. В этих скорбных реестрах указывались даже причины запретов. Так, Iron Maiden оказались в опале из-за "религиозного мракобесия", Manowar пострадал за "пропаганду неофшизма", а Depeche Mode вообще осудили за вопиющую "аполитичность".
Досталось даже с виду безобидному Хулио Иглесиасу, с которого партийные боссы решительно взыскали за "моральную распущенность". В фильме Капитановского этот тезис убедительно иллюстрируется кадрами с концерта, на котором испанский певец гладит по волосам маленькую девочку и плотоядно поправляет цветок на ее платьице.
"Машина времени"
Среди фигурантов "черного списка" внезапно обнаружилась загадочная "Таймашин". "Как могло произойти, что группа, имевшая к тому времени официальный статус и легально концертирующая по всей стране, тоже попала в ранг изгоев?" - спрашивают себя создатели фильма. Внятного ответа на данный вопрос двухчасовое полотно в итоге не дает…
Максим Капитановский
Зато зрители узнают, почему в конце 60-х трамвайные сиденья оставались без спинок и куда подевались микрофоны от телефонных трубок с крышками от парт. Киношный мастер-класс по изготовлению самопальных гитар поражает своей скрупулезностью. С таким же почти маниакальным вниманием к мельчайшим деталям Капитановский и К рассказывают о сборе гастрольного чемодана и заостряют внимание на музыкальных вкусах молодого Андрея Макаревича. Из-за этого повествование местами кажется неимоверно затянутым.
Андрей Державин
В историческом контексте фильм тоже представляет немалую ценность. Создатели подробно фокусируются на том, как создавалась группа. Сначала "машинисты" злоупотребляли нарочито усложненными гармониями и депрессивными текстами. Яркий пример – ранняя песня "Слепая зима", дальновидно переименованная фанатами в "Слепую кишку" (Макаревич даже наиграл ее в кадре). Приоритеты изменились с приходом Александра Кутикова, который покорил участников тем, что без ошибок сходу сыграл "Yellow River" - да еще и подверг остальных остракизму за то, что они так не могут. После этого появились две первые стоящие песни "Машины времени" - про миллионеров и розовые очки.
"Машина времени"
Музыка используется в фильме обильно, а песни чаще всего приводятся целиком. К каждой из них подобран нетривиальный видеоряд (получается, что Максим Капитановский попутно создал "машинистам" несколько полноценных клипов). Особенно впечатляет видеоряд к сравнительно новой песне "Пой", где в кадре наряду с Андреем Макаревичем фигурирует сын его Иван. Звучит в фильме и несколько сольных номеров участников коллектива.
Андрей Макаревич и группа "Удачное приобретение" на премьере фильма "Таймашин. Рождение эпохи"
В широкий прокат фильм "Таймашин. Рождение эпохи", скорее всего, не попадет. Андрей Макаревич считает, что правильнее всего фильм будет разбить на 2-3 части и показать по какому-нибудь каналу.