Фотограф Игорь Мухин на выставке «Сообщники» в галерее XL смотрит на художников и кураторов как профессионал, приятель и друг
Фото: РИА НОВОСТИ/Валерий Левитин
27 января в галерее XL на «Винзаводе» открывается персональная выставка одного из самых известных современных отечественных фотографов Игоря Мухина «Сообщники». Перед открытием автор рассказал «Неделе» об основных темах и циклах своего творчества.
—
На ваших ранних фото много музыкантов. Цой, Крупнов, Сагадеев; самые знаменитые фото Башлачева — ваши. Сейчас музыку вы не снимаете. Отчего?
— Недавно я снимал панк-группу, которая кричала на Красной площади «Путин, уходи!» Если они музыканты (ведь играют на гитарах и поют) — значит, я музыку снимаю. Бывают заказы — недавно снимал Лагутенко, Земфиру, фотографировал Шевчука для обложки журнала. Это прикладная работа, а раньше был внутренний порыв снимать для себя, потому что я это слушал.
— Многие ваши работы посвящены социально активным гражданам (митинги, аресты). Это эстетический интерес?
— Сначала мне было интересно исследовать, как в новой России продолжают праздновать старые советские праздники, даже если, например, попытались отменить 7 ноября и провозгласить праздником 4-е. Исследование праздников постепенно переросло в митинговые страсти, в вопрос, могут ли русские выйти на улицу и протестовать.
Трудно сказать, почему люди выходят, я исследую не это. Например, митинг 31 марта 1990 года — кто знает, что подтолкнуло людей, но четко зафиксировано, что вышли сотни тысяч. Я не борец с режимом. Фотография — просто фиксация, что было, а потом уже станет понятно, важно ли это. Мне некому эту фотографию продать, я снимаю для себя.
— Вы снимаете не только митинги, но и красивых девушек…
— Обычно девушка просто пользуется мастерством фотографа, чтобы получить глянцевую вылизанную картинку, возможно, даже обработанную в «Фотошопе», — условно говоря, привлекаловку для сайта знакомств. Либо она идет запечатлеть свое тело, ведь человек быстро стареет. Зафиксировать «я такая была» и выложить в социальные сети или в брачном агентстве.
Меня заинтересовала другая тема — можно ли снять красивых девушек в агрессивной среде. Остались еще московские квартиры без ремонта и с дырками в обоях — можно воспользоваться телом девушки, чтобы зафиксировать эту среду.
— Отношения с моделью, например с той же девушкой, могут стать сотворчеством?
— У меня другие цели. Чтобы получилась удачная фотография, между фотографом, фотоаппаратом и объектом съемки должен установиться лучик. Они входят в «сговор», и получается красивый результат. Модель — это и скамейка, урна — или человек. «Соглашение» должно быть в любом случае: одинаково трудно снять дерево и девушку.
— Вы много снимаете Москву, и критики называют вас ее летописцем.
— Я снимаю Москву, но не составляю летопись. Я не веду записей исторических событий, а ставлю художественные цели.
Фотограф может работать с выставкой, альбомом или интернетом. В работе над Москвой собирается материал для выставок — они проходили в Милане, в Киеве, в Швеции. Параллельно идет работа над книгами: в Париже вышел альбом о московской молодежи. Собранный материал может иметь общественный резонанс.
— Монументы советской эпохи вы фотографируете из-за ностальгии или из исследовательских соображений?
— Когда эти памятники перестали подкрашивать и ремонтировать, мне захотелось их исследовать. Все фотографы Советского союза заметили их — с элементом иронии. Общество было серьезным, шла пропаганда, а мастера фотографии — Семин, Щеколдин, Борисов и другие — улыбнулись, прищурились и где-то на необъятных просторах Родины сфотографировали памятник Ильичу. Они пошли дальше — снимать кто в психбольницы, кто в тюрьмы, кто голую богему, кто издавать видовые альбомы. Они коснулись этой темы, но не стали ее разрабатывать, а мне она показалась интересной.
В то же время была ностальгия: я провел много времени в детских лагерях и домах отдыха, там всюду была эта монументальная пропаганда: беби-Ленин в пять лет, в моей школе — три панфиловца с гранатометом, в фойе — Ильич-студент. Когда я вырос, возникла идея найти эти статуи пионеров, комсомольцев, летчиков. Я поехал в курортные зоны — в Крым, на Кавказ, снимал монументы второго ряда — те, что сопровождали мое детство.
Я снимал это в течение 17 лет, и за это время в обществе происходили изменения: был период, когда такие памятники сносили, потом — опять с любовью восстанавливали. В Новосибирске на железнодорожном вокзале, например, их каждый год красят и пылинки с них сдувают.
Этот фотопроект не закончен, он может продолжаться, пока не вышла книга.
«Сообщники»: архив, тусовка и выставка
На выставке «Сообщники» в галерее XL нас ждут художники и деятели арт-сообщества — позирующие для портретов или тусующиеся в неформальной обстановке.
Игорь Мухин снимал их 1990 года: для каталогов (сам он называет это «ремесленной работой»), журналов, афиш. Фотографировал на выставках, общался — завязались дружеские отношения, он продолжал снимать. Выставку художник решился собрать, когда прореживал начавший буквально вытеснять из дома архив: мастерской у него не было и нет, а новые пленки нужно куда-то складывать. В мусор полетели не только заказные съемки с пиаром уже не интересных автору телеведущих. Некоторые портреты художников тоже «не доехали» до выставки: в интернете кадры выложены, но пленки уничтожены, уже нечего печатать.
Решили: если Мухин, то «классические» портреты музыкантов 1980-х годов тоже должны быть — и они оказались в экспозиции. Среди художников на черно-белых и цветных снимках — Владимир Дубоссарский, Анатолий Осмоловский, Вадим Фишкин, Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков и другие любимые Мухиным авторы. Фотографа Сергея Леонтьева, художника Алексея Шульгина он называет «приятелями». Портрет Эрика Булатова создан для каталога, Олега Кулика — для афиши.
Мухин снимал в специально снаряженной на вручение премии Кандинского Арт-электричке, фотографировал участников выставки в Клайпеде — Давида Тер-Оганяна, Анатолия Осмоловского, Алису Йоффе и других. В 1994 году на выставке в Голландии фотограф документировал объекты, которые создавались российскими художниками, а для себя снимал самих авторов.