Пела изумительно. Кот Бублик, заливаясь слезами от
чувств-с
Петя. Тебе Путин звонил. Гениальная фраза из фильма
А ты еще смотреть не хотел. Упрек кота Бублика Экслеру
Ты, кентавр, своей федеральной
башкой
что-нибудь кроме запрещать - умеешь? Резонный вопрос директора музея
замминистру
Российская
глубинка, провинциальная усадьба-музей
писателя-классика третьего эшелона
Щегловитого. Работники музея изо всех
сил бьются за сохранение этого
памятника культуры, но самим
зарабатывать деньги им запрещено, на
содержание музея денег практически не
выделяют, с местным выжигой-губернатором
Беглецовым (Борис Каморзин) музей воюет,
а тут еще прошел слух, что усадьбу
отбирают у музея, а на ее месте выстроят
коттеджный поселок правительственного
назначения - то ли под министерство
культуры, то ли под кого повыше, кто к
культуре, как и министерство, не имеет
уже ни малейшего отношения.
Все эти слухи и подозрения
подтверждаются - вместе с губернатором в
усадьбу приезжает заместитель министра
культуры Петр Сергеевич Дроздов (Федор
Бондарчук), который явно прислан именно
для того, чтобы окончательно решить
данный вопрос.
Тем
не менее работники музея еще наивно на
что-то надеются: Петру Сергеевичу вместе
с губернатором устраивают экскурсию по
усадьбе, а когда губернатору
потребовалось отъехать в город по
срочным делам на завод, который он
искусственно банкротит, замминистра
усадили за стол - отведать чем бог с
огородов послал, ну и выпить
деревенского самогончику: авось
размякнет столичный начальничек, да и
раздумает отбирать усадьбу.
Петр
Сергеевич поначалу пить отказывается, а
за столом ввязывается в жесткий спор с
заместителем директора музея по науке
Марией Ильиничной Гронской (Ксенией
Раппопорт). Мария Ильинична всегда
говорит то, что думает, а думает она о
московском начальстве и о ситуации с
культурой в стране - очень даже нелестно.
Но
Петр Сергеевич привык сам всем резать
правду-матку в глаза - ему должность
позволяет. Поэтому схлестнулись они с
Марией Ильиничной не на жизнь, а на
смерть. Мария Ильинична, вспыхнув,
убежала из-за стола, Петр Сергеевич с
расстройства нарезался с директором
музея (Евгений Муравич) до синих
крокодилов и потом еще долго в ночи
просил у девушки прощения, одновременно
валясь на штакетник.
Вот так и возникла любовь.
Которая, может быть, спасет усадьбу. По
крайней мере сам Петр Сергеевич думает,
что он еще сможет повернуть вспять
колесо государственной машины. Какой
наивный мальчик, а ведь замминистра!
***
Чудесное
кино, просто чудесное. Давно не получал
такого удовольствия, не говоря уж о том,
чтобы получать вообще хоть какое-то
удовольствие от современного
российского кино. Но эта картина, к
счастью, резко вырывается из общего ряда
удручающих российских киноподелок.
Сюжет, правда, особого
оптимизма не вызывал - там и по двум
строчкам анонса было все понятно: ну да,
столичный крутотень приехал в заштатный
музеишко, там вдруг выяснил, что
населяющие музей люди - вовсе не
таракашки-букашки, а позволяют себе даже
оскорблять его, Федерального Чиновника,
и так в нем все это перевернуло, что
влюбился он в чистую, светлую и
правдивую зама по науке как малолеток,
несмотря на невесту в Москве и скорую
свадьбу.
Если
бы это снял кто другой, я бы и смотреть не
стал - понятно, что на таком материале
можно сделать только мелодраму для
старшеклассниц, чтобы они восхищенно
смотрели на импозантного лысика ФСБ и
плакали над внезапно возникшей любовью
простого замминистра к самой зампонауке,
доящей козу и живущей в полуразрушенном
домике с сортиром во дворе.
Однако
сценарий фильма писала Авдотья Смирнова
и ставила его Авдотья Смирнова. А она
писала сценарий к одному из моих
любимейших российских фильмов - "Дневнику
его жены", - и я был уверен, что "2
дня" уж точно будет не обычная
мелодрама для старшеклассниц.
Правда, режиссерских работ
Смирновой я до этого не видел - она
поставила фильм "Связь", который я
еще не посмотрел, и пару российских
сериалов, - но для режиссера важна прежде
всего личность, а в том что Авдотья
Смирнова - безусловно, личность, - я
никогда не сомневался.
Предчувствия
меня, к счастью, не обманули. Надо быть
очень большим мастером - и как сценарист,
и как режиссер, - чтобы такой сюжет и
написать, и поставить так, чтобы это не
просто можно было смотреть, а
смотрелось прямо-таки замечательно.
Да, все понятно, все
просчитывается заранее - влюбится наш
столичный лысик как малолеток, - ну так
не в этом суть! Это же, дорогие товарищи,
не детектив, в конце концов. И так
понятно, что влюбится. И так понятно, что
упоминаемые два дня вспыхнувшей любви
вымышленного российского классика
Щегловитого обязательно повторятся с
российским замминистром и
очаровательной, хотя и излишне прямой,
зампонауке.
Но тут важно как это все
будет поставлено и как сыграно. А
поставлено и сыграно - изумительно!
Федор
Бондарчук - очень хороший актер.
Несмотря на то, что чаще всего он играет
одного и того же персонажа - лощеного
столичного лысика, который умеет быть
очень жестким, но тем не менее способен
на искренние чувства, - делает он это
очень естественно и органично. Далеко не
у всех актеров есть этот дар - вести себя
перед камерой так, как будто никакой
камеры рядом не существует. У ФСБ это
получается отлично, особенно когда при
этом есть режиссер, направляющий
Бондарчука железной рукой и не дающий
ему слишком много воли, как в каком-нибудь
Про любоff,
где он смотрится слегка карикатурно.
Но
здесь - все просто здорово! Бондарчук
сыграл великолепно: что внезапно
блеснувший стальной жесткий взгляд в
сцене за столом, что "нарезались вы,
ваше благородие", что постепенное
проявление чувств по отношению к этой
истово верящей в своего Щегловитого
тетке, последующие обиды, ссоры и все
остальное. Плюс - в его персонаже четко
проявляются человеческие чувства (несколько
эпизодов, особенно с мамой-уткой, просто
великолепны), и они вовсе не смотрятся
наигранно.
Ксения
Раппопорт - стопроцентное попадание в
роль и великолепное исполнение. Научный
работник с лицом Мадонны, с принципами
школьной отличницы и убежденного
секретаря комитета комсомола, при этом
вызывающая уважение своей
несгибаемостью, но одновременно и
жалость: потому что понятно, что Марии
Ильиничне из этого щегловитого болота -
никуда не деться до самой пенсии. Да и
болото у них скоро отберут, переведя
музей в пару комнаток городского "музейного
комплекса".
С
Бондарчуком у них получилась прекрасная
экранная пара: персонажи друг друга, с
одной стороны, сильно притягивают, но, с
другой, когда соприкасаются, дело может
дойти до взрыва.
Среди остальных персонажей
тоже есть очень яркие типажи.
Замечательно получился директор музея-усадьбы
Ильин в исполнении Евгения Муравича.
Человек доведен ситуацией до полнейшего
отчаяния, поэтому его поведение нередко
меняется на сто восемьдесят градусов: он
то ерничает, то заискивает, то
оскорбляет, то просит - в общем, очень
жизненно это смотрелось.
Борис
Каморзин эффектно сыграл мерзкого
пухлощекого губера - с его бегающими, но
одновременно угрожающими глазками и
нагловато-лебезящим поведением. Сцена
на заводе, когда он Петру Сергеевичу
указывает на то, кто он, мальчик-замминистр,
вообще такой есть - сделана отлично.
В общем, посмотрел с большим
удовольствием, кино просто классное.
Авдотья Смирнова показала, что она не
только отличный сценарист, но и хороший
режиссер. На таком простом и не слишком
выигрышном материале сделать эдакую
прелесть - ну просто мои комплименты
всей съемочной группе. Молодцы! Просто
молодцы!
P.S.
Так, просто для заметки. Практически ни
на одном российском большом киносайте
на этот фильм нет рецензии. Ну вот просто
- нигде! Но оно и понятно. В "Сумерках"
наступил рассвет, выходит "Призрачный
гонщик - 2", ну и обязательно надо
рассказать во всех подробностях о
российском супершедевре "Бой с тенью -
18". Какие да дня, ребята?!! До того ли
господине графу?!!
P.P.S. На постере и обложке этого
фильма Петя сидит на качелях, рядом
стоит Маша с козой. В фильме такого не
было.
***
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть