Руководитель отдела исследований тематических каналов группы "TNS Россия" МАРИЯ КАМЕНСКАЯ о том, что неэфирное ТВ составляет все большую конкуренцию традиционному и как это можно измерить.
— Каково проникновение неэфирных каналов в России?
— За август-октябрь 2011 года хотя бы на одну минуту на тематические каналы (предлагающие программы одного жанра или ориентированные на узкую целевую аудиторию, характеризующиеся преимущественно кабельным и спутниковым вещанием.— "Ъ"), измеряемые в общероссийской пиплметровой панели TNS (установленное на телевизоре оборудование фиксирует переключения телеканалов и время их просмотра.— "Ъ"), включалось около 45 млн человек — это около 69% россиян в городах с населением не менее 100 тыс. человек в возрасте от четырех лет и старше. Для сравнения: в январе-марте этого года аналогичный накопленный охват аудитории тематического телевидения составлял 67%.
— Можно ли говорить о том, что неэфирные каналы отнимают часть аудитории у традиционных?
— Долгосрочная динамика показывает, что доля аудитории каналов "первой тройки" постепенно снижается, а аудитория тематического телевидения параллельно растет. Сейчас уже более 9% всего телесмотрения населения крупных городов России приходится на тематические каналы.
— Отличается ли методика измерения эфирных и неэфирных каналов?
— В первую очередь нужно понимать, что классификация эфирного и неэфирного ТВ очень условна. Федеральные телеканалы, часто называемые эфирными, вещают также и через спутниковые системы, в сетях кабельных и IPTV-операторов. Каналы, называемые сейчас тематическими, или неэфирными, помимо кабельных и спутниковых сетей могут вещать на эфирных частотах в отдельных городах. Наши измерения ориентированы не на измерение какого-то способа доставки сигнала, а на измерение аудиторий каналов, каким бы образом ни транслировался их сигнал.
В рамках проекта TV Index Plus (проект по исследованию аудитории специализированных каналов, запущенный TNS весной 2007 года.— "Ъ") каналы измеряются электронным способом на пиплметровой панели. В результате доступна информация даже по отдельным эфирным событиям на них, то есть программам, рекламным блокам и роликам. Критерием попадания канала в TV Index является наличие его приема хотя бы у трети населения региона — всей России или отдельного города панели. Например, в настоящий момент в рамках TV Index в Москве измеряются такие тематические каналы, как TV1000 и "TV1000 Русское кино", Discovery Channel и Eurosport. Аналогично в Санкт-Петербурге наравне с федеральными каналами измеряются Discovery Channel, Animal Planet, Sony Entertainment, "365 дней ТВ", в Туле и Уфе измеряется аудитория телеканала "Мир".
— Из почти трехсот неэфирных каналов сколько измеряются с помощью панелей? Что с остальными?
— Около двухсот каналов измеряются опросным методом. Для попадания в этот блок исследования канал должен реально вещать на территории российских городов с населением более 100 тыс. хотя бы в пяти операторских сетях. Чуть более ста каналов, измеряемых в первом блоке, измеряются также и на пиплметровой панели. Но по ним не ведется мониторинга эфирных событий, и аудиторные показатели усредняются за трехмесячные периоды времени. Чтобы попасть во второй блок измерений — TV Index Plus, где этот мониторинг ведется,— охват аудитории канала по тестовым пиплметровым измерениям должен составлять не менее 1% населения.
— Будет ли TNS прибегать к помощи операторов неэфирного ТВ для измерения аудитории?
— Такие проекты нам интересны, и сейчас мы как раз ведем переговоры с несколькими операторами цифрового телевидения об организации исследований, нацеленных на измерение телесмотрения их абонентов.