DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Всем "Сестрам" по серьгам // В Петербурге назвали лауреатов "Золотого софита"
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-11-10 00:07:11

В Петербурге назвали лауреатов "Золотого софита"

7 ноября в Михайловском театре прошла торжественная церемония награждения лауреатов главной петербургской театральной премии, "Золотой софит", за сезон 2010-2011 годов. Комментируют ЕЛЕНА ГЕРУСОВА, ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО, ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

Торжественной церемонии "Золотого софита" минувшим летом предшествовала нота недоверия, выраженная экспертным советом по драматическим театрам в адрес номинационного совета, составляющего итоговый список лауреатов. Получивший огласку в прессе скандал, помимо художественных разногласий, выявил явные сбои в организационной структуре премии ("Ъ" писал об этом). Никаких оргвыводов, впрочем, сделано не было. А к ноябрю о скандале и вовсе забыли все, кроме разве что самих экспертов. Тем более что финальный список победителей этого года вышел убедительным. Главным образом потому, что вызывавшие разногласия экспертов и номинаторов претенденты в него просто не вошли, а канули в архивы номинационных списков. Более всего "Софитов" по праву — и даже без особой борьбы — собрали "Три сестры" Малого драматического театра — Театра Европы. Конкуренты были очевидно слабее. Продолживший этим спектаклем свою чеховиану Лев Додин назван "лучшим режиссером", Ирина Тычинина (Ольга) стала обладательницей премии за "Лучшую женскую роль", Александр Завьялов (доктор Чебутыкин) — за "Лучшую роль второго плана", а вся постановка выиграла главную драматическую номинацию "Лучший спектакль на большой сцене".

Лучшим спектаклем на малой сцене стали другие "Три сестры", поставленные Львом Эренбургом в "Небольшом драматическом театре". Отличный спектакль с замечательными эксцентрическими ролями стал дебютом этого давно и неоднократно отмеченного общероссийской "Золотой маской" театра на городском "Софите". "Софит" за лучшую мужскую роль присужден Сергею Дрейдену за короля Лира в Брянцевском ТЮЗе. К огромному сожалению, без награды остался Игорь Волков за исполненную на высочайшем пределе психофизиологических возможностей роль Гоголя в спектакле Александринского театра "Ваш Гоголь". К не меньшему сожалению, жюри не сочло возможным отметить и сам спектакль, и работу Валерия Фокина. А ведь "Ваш Гоголь" — это мощный эксперимент, открытая театральная лаборатория.

Из всех актерских ансамблей выбран действительно сильнейший, по-настоящему горький, напряженный, трагичный — Владаса Багдонаса и Леонида Алимова в спектакле "Москва — Петушки" Театра-фестиваля "Балтийский дом". Несколько обидно, что награды не получила актриса Наталья Парашкина за острокомедийную, даже хулигански эксцентрическую роль Ангела в этом же спектакле. Но конкуренция была сильнейшая, и доктор Чебутыкин Ангела обыграл честно и убедительно. Впрочем, обе работы такие, что и "вторым планом" их стоит считать только условно. Особым вниманием "Софита" был отмечен по непонятным причинам выведенный из конкурса спектакль Андрея Могучего "Счастье", поставленный в Александринском театре — отныне он имеет официальное звание "Событие сезона". Надо ли считать эту номинацию главным конкурентом "Лучшего спектакля", устроители сезона не поясняют.

Номинация на лучший балетный спектакль этого года была на редкость полноценной: три заметные премьеры — Анжелен Прельжокаж и его "Парк", балеты Начо Дуато "Without Words", "Nunc Dimittis", "Duende" и Вячеслав Самодуров c "Минорными сонатами". Выиграл Дуато: его интеллектуальная хореография, сочиненная жарким испанцем на пронизываемых холодным ветром невских берегах, оказалась необычайно созвучной мистицизму Петербурга. А решение заданных им пластических ребусов оказалось увлекательнейшим занятием, которое по достоинству оценили петербургские театралы, истосковавшиеся по чему-то разумному и рациональному в современном балетом театре. Конечно, "Парк" Прельжокажа без премии не остался бы ни за что — элементарный математический расчет показывал, что как минимум одна награда ему достанется: мало того, что этот спектакль присутствовал во всех балетных номинациях, так в "мужском" разделе на главную награду претендовали исключительно исполнители главной роли "Парка". Вот уже второй год не везет Константину Звереву в любви (в прошлом его "прокатили" на "Софите" за амурные подвиги Вронского), в этом году более искушенным в куртуазных играх признали Юрия Смекалова. Приз за лучшую женскую роль ушел Диане Вишневой за тот же "Парк". С затяжным полутораминутным поцелуем не могли соперничать ни сладострастная Эгина Екатерины Кондауровой в "Спартаке", ни аскетично-готическая Екатерина Борченко в "Nunc Dimittis", с прозорливостью сфинкса разгадавшая все хореографические загадки господина Дуато.

А вот с итогами оперного конкурса вышла и вовсе анекдотическая ситуация. Высокий градус абсурда был задан еще номинационным советом, выдвинувшим в категории "лучший спектакль" одновременно мариинские "Мертвые души" Василия Бархатова и проект "От Петербурга до Миргорода" Александра Петрова и театра "Зазеркалье", а в категории "лучшая работа художника" — сценографов этих спектаклей Зиновия Марголина и Александра Храмцова. Уравнивание "Мертвых душ", очевидного лидера прошлого сезона, работы серьезной и значительной — с коллекционирующей самые расхожие режиссерские штампы юбилейной "залепухой" автоматически обессмысливало конкурс. "Мертвые души", как и следовало ожидать, получили три премии — за лучший спектакль, лучшую сценографию и лучшую мужскую роль Собакевича (Сергей Алексашкин). Однако наутро после вручения призов оргкомитет спешно опубликовал уточняющий пресс-релиз, в котором сообщалось, что произошла ошибка — и приз за лучший спектакль вручается сразу двум постановкам: и "Мертвым душам", и "От Петербурга до Миргорода". Решения музыкального жюри, из года в год упорно заставляющего сомневаться в собственном профессионализме и неангажированности, в принципе, уже давно никем в музыкально-театральном сообществе не воспринимаются всерьез, но в этом году "Золотой софит" прямо-таки превзошел сам себя.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru