Криминальная драма "Травка"
(Leaves of Grass)
Режиссер - Тим Блейк Нельсон. В ролях -
Эдвард Нортон, Люси ДеВито, Сюзен
Сэрендон, Тим Блейк Нельсон, Ричард
Дрейфусс, Мелани Лински, Кери Расселл,
Джош Пэйс, Прюитт Тейлор Винс. США. 2009. 105
мин. Бюджет: $9 млн. Сборы по миру: $1 млн. Рейтинг
на IMDB: 6,6.
Я почему-то так и ожидал, что
будет хорошо. Кот Бублик
Билл Кинсейд (Эдвард
Нортон) - преподаватель философии в
университете. Он на хорошем счету у
начальства, и у Билла - блестящие
перспективы: собственная кафедра,
гранты и все такое. Между тем детство
Билла никак не предвещало дальнейших
успехов на философском поприще. Родился
он в Оклахоме в семье хиппарей,
увлекающихся курением травы и
употреблением более серьезных
наркотиков. Отец его рано умер от тех же
наркотиков, а мать (Сюзен
Сэрендон) от своих хиппарских привычек
так и не отошла, хотя и заботилась о
своих двух сыновьях - у Билла есть брат-близнец
Брейди (Эдвард Нортон).
Билл
категорически не принимал образ жизни
матери и своего брата-близнеца, поэтому
упорно учился, получил отличное
образование и свалил из Оклахомы как
можно дальше, предпочитая вообще не
общаться ни с матерью, ни с братом.
В
какой-то момент, когда Билл получил-таки
от начальства предложение возглавить
кафедру, ему пришло сообщение о том, что
его брат Брейди был убит. Билл вспомнил
свои слова о том, что посетить
родственников его может заставить
только смерть кого-то из них, берет билет
и отправляется на самолете в Оклахому.
В
аэропорту его встречает близкий друг
Брейди - Болгер (Тим Блейк Нельсон). Тот
везет Билла в их родной городок и
рассказывает, что его брата убили по
приказу крупного наркоторговца Пага
Росбаума (Ричард Дрейфусс), которому
Брейди поставлял выращиваемую им
марихуану.
Однако когда Билл
приезжает в дом Брейди, то выясняет, что
брат - жив. И что историю со своим
убийством он придумал только для того,
чтобы вытащить брата к себе. Билл в
бешенстве и хочет немедленно улететь,
однако выясняется, что для Брейди это
действительно вопрос жизни и смерти:
Росбаум угрожает Брейди, который не
хочет расширять торговлю марихуаной.
Брейди на следующий день предстоит
очень опасная разборка с Росбаумом и его
молодцами, а Билл ему нужен
для того, чтобы иметь алиби, - Брейди на
время поездки хочет отправить Билла
повидаться с их мамашей. Билл под видом
Брейди засветится то там, то сям - таким
образом, алиби будет обеспечено.
***
Посмотреть
этот фильм я решил после изучения
материалов к картине "Липучка",
в которой Тим Блейк Нельсон играл
придурка-грабителя. Тогда я узнал, что
этот парень с внешностью реднека-алкоголика
является одним из наиболее интересных
независимых американских режиссеров, и
понял, что просто обязан посмотреть две
его самые знаменитые работы - "Серую
зону" (Grey Zone) и "Травку" (Leaves of Grass).
На "Травку" мой выбор пал в первую
очередь: Эдварда Нортона я считаю одним
из лучших американских актеров, а здесь
он и один из продюсеров, и исполняет аж
две главные роли.
С переводом
названия наши прокатчики, как это почти
всегда и бывает, облажались целиком и
полностью. Оригинальное название Leaves of
Grass ("Листья травы") отсылает к
стихотворному сборнику знаменитого
американского поэта XIX века Уолту
Уитмену. Уитмен писал верлибром (так
называемый "белый стих" - способ
стихосложения без четко выраженной
рифмы) и в своих произведениях утверждал,
что ценность человеческого
существования заключается вовсе не в
материальных благах, а во внутренней
гармонии с самим собой, природой и
близкими.
Таким образом,
название фильма Нельсона знатокам
американской культуры сразу дает понять,
о чем вообще этот фильм. А название "Травка"
предполагает, что речь идет о какой-нибудь
молодежной комедии, главные герои
которой обдолбаются, как какие-нибудь
Гарольд и Кумар, и отправятся за
приключениями различного уровня
пахучести.
Судя по отзывам
наших зрителей, многие из нас именно это
и предполагали, поэтому пытались
смотреть картину как "комедию про
укурков" и в упор не могли врубиться,
где там комедия, почему практически не
показываются укурки и зачем там столько
"тоски зеленой", под которой они
подразумевают драму.
Между тем
это очень хорошее кино, снятое Нельсоном
со строго определенной целью, и оно
выражает его отношение к жизни и некую
жизненную философию, сформулированную
Уитменом в своих стихах.
Давайте
разберемся в том, что это за философия
такая и что за отношение, - это не
помешает посмотреть картину тем, кто ее
не видел.
Билл порвал все связи
со своей семьей, долго и упорно учился,
чтобы жить совершенно иной жизнью - не
такой, как его семья. И он порвал все свои
связи с семьей и даже с братом-близнецом,
что вообще бывает крайне редко.
Вроде
бы у него все очень хорошо: социальный
статус, уважение коллег, серьезные
перспективы работы в университете. А
потом выясняется (в самом начале картины),
что вся его такая многообещающая
карьера в университете может в
одночасье рухнуть (и она действительно
рушится) из-за какой-то студенточки, в
которой кипят гормоны. Билл ни в чем не
виноват, одна идиотская выходка
студентки - все, его карьера окончена.
Все годы упорнейшей учебы и научной
работы - псу под хвост. Нужно начинать
все сначала в другом учебном заведении,
куда его еще и вряд ли возьмут - с такой-то
историей на прежнем месте работы.
Казалось
бы, по логике развития сюжета, Билл
должен приехать в свой родной городок,
увидеть патриархальную простоту
отношений, жизнь в полной гармонии с
собой и окружающей природой, после чего
Билл должен заплакать и остаться в этом
богом забытом городке навсегда.
Нет,
все не настолько просто! Брейди
действительно жил как хотел - в полной
гармонии с марихуаной, которую он
выращивал для продажи Росбауму. Причем в
выращивании травки Брейди оказался
очень талантлив - он создал практически
идеальную плантацию. Но с
криминалитетом долго в гармонии не
проживешь - они все равно с тебя будут
требовать что-то, что ты никак не можешь
им дать, - поэтому Брейди оказался в
смертельной опасности.
Тем не
менее Билл, оказавшийся дома после
стольких лет и пройдя кучу всяких очень
серьезных потрясений, все-таки обрел
гармонию. Он встретил замечательную
девушку по имени Джанет (Кери Расселл),
которая выросла в этом же городке, но
Биллу с ней интересно общаться. Он понял,
что был каким-то богоискателем и всю
жизнь копался в чужих предисловиях,
выпуская многочисленные статьи, в
которых объяснялось, что именно какой-то
исследователь хотел сказать в своей
статье, где объяснялось то, что именно
еще один исследователь хотел сказать в
своей статье.
Да, жизнь в
Оклахоме - проста и безыскусна, но зато
именно там он обрел что-то похожее на
спокойствие. А именно к этому и призывал
автор "Листьев травы".
Leaves
of Grass - никак не комедия. И даже не
трагикомедия, хотя у нас ее именуют комедийным
триллером (они совсем офигели), а на
IMDB - криминальной трагикомедией.
Я
бы жанр этого фильма определил все-таки
как драму или криминальную драму. Ну нет
тут ни черта комедийного! Да, тут есть
одна сцена, как Брейди заставил Билла
все-таки покурить травы и они устроили
вечеринку. Но там тоже нет ничего
смешного - они обсуждают всякие важные
для них вещи, а потом Билл знакомится с
Джанет.
В остальном - это именно
драма, причем временами довольно
натуралистичная и жестокая: трупов в
этом фильме появляется немало. Да и
события развиваются лихо и временами
очень неожиданно. Не говоря уж о том, что
финал картины тоже очень трудно угадать
- там постоянно меняется ситуация.
Сценарий
Lives of Grass писал сам Тим Блейк Нельсон. Как
актер он снялся в нескольких десятках
фильмов, в том числе сыграл небольшую
роль в "Невероятном
Халке" - очередной неудачной
попытке поставить блокбастер о
похождении огромного парня в
безразмерных зеленых трусах. Там он
познакомился с Эдвардом Нортоном,
игравшим Халка, и подсунул ему сценарий
картины, которую Тим сам задумал
поставить.
Нортон долго не мог
прочитать сценарий, а потом как-то помог
случай: Эдвард поехал навещать свою
бабушку, дежурил у ее постели, а почитать
с собой у него оказался только сценарий
Нельсона. Нортон прочитал, позвонил Тиму
и сказал, что ему понравилось - он будет
участвовать.
Конечно, Нортон -
безусловное украшение и главная звезда
картины. Сыграть в одном фильме двух
таких различных персонажей - это мало
кто может, но ему подобные вещи - под силу.
Прилизанный преподаватель Билл в
скромной одежде и с безукоризненным
литературным английским и его брат
Брейди - вроде бы раздолбай, однако
обладающий жестким стержнем в характере
и способный даже на убийство, когда по-другому
нельзя. Брейди при этом
разговаривает в забавной оклахомской
манере, и я не очень понимаю, как Нортон
ухитрялся совершенно по-своему и
настолько по-разному говорить за
каждого из этих персонажей.
Очень
понравилась Кери Расселл, сыгравшая
Джанет. С одной стороны, девушка из
простой семьи, выросшая в маленьком
оклахомском городке. И это видно - ей не
нужна удочка, чтобы поймать крупную рыбу,
она сама разделывает здоровенную рыбищу
и готовит на
огне - в общем, совсем не кисейная
барышня. С другой стороны, Джанет знает и
любит поэзию, да и сама пишет неплохие
стихи.
У Кери персонаж
получился очень симпатичный, а главное -
жизненный. Вот как-то четко веришь, что
она может ловить рыбу руками и при этом
знает наизусть Уитмена.
Персонаж,
сыгранный Тимом Блейком Нельсоном, тут,
конечно, в основном "на подтанцовках"
у персонажей Эндрю Нортона, однако мне
этот Болгер тоже понравился - Нельсон и
как актер очень хорош, хотя в силу крайне
специфической внешности персонажи у
него довольно своеобразные.
Также
было очень приятно увидеть Ричарда
Дрейфусса: у него роль маленькая, да и
типчика он сыграл очень даже противного
- однако Дрейфусс из любой роли делает
конфетку.
Слегка удивился,
увидев саму Сюзан Сэрендон в роли матери
близнецов, однако удивляться тут нечему
- Сюзан с большим удовольствием играет у
независимых режиссеров, если ей
нравится проект, а этот проект ей явно
понравился. Единственное - ну все-таки по
виду, по воли и по уму, проглядывающих в
глазах, как-то не тянет она на хипповскую
мамашу - не видной в ней полагающейся в
таких случаях расслабухи. Но сыграла
Сэрендон просто отлично, а уж сцена,
когда вместо Брейди приходит Билл,
которого она не видела много лет,
сделана совершенно замечательно!
Там
есть еще один заметный персонаж -
неудачливый дантист Кен Фейнман (Джош
Пэйс), с которым связана забавная сцена в
начале фильма, когда Билл летит в
самолете, и сцена ближе к концу фильма,
которая мне единственная не понравилась,
- на мой взгляд, то ли сам Пэйс тут
переиграл, то ли Нельсон все-таки
недостаточно хорошо ее продумал -
смотрелось очень натянуто и
искусственно.
Кстати,
студенточку, которая домогается до
Билла и портит ему карьеру, сыграла
дочка Дэнни ДеВито - Люси ДеВито. Похожа
на отца, однозначно. А вот что касается
комедийных талантов - пока не понятно,
тем более что это - не комедия.
Картина
получилась сложной и неоднозначной -
настоящее хорошее независимое кино,
которое никак не может уложиться в
мейтримовский поток. Она и не
укладывается - сборы совершенно
ничтожные даже по сравнению с
минимальным бюджетом и при наличии
Нортона. Впрочем, рейтинг на IMDB как раз
неплохой - значит, эта картина
понравилась далеко не только мне. Да и
критика, насколько я помню, к этой
картине была благожелательной. Хотя
сборам это, как обычно, не помогло.
Я
не знаю, понравится этот фильм вам или
нет. Но если вы хорошо относитесь к
серьезным картинам, которые снимаются
не просто так и в которых режиссер имеет
что вам сказать, посмотрите ее. На мой
взгляд, фильм этого вполне заслуживает.
А сборы... Сборы пускай делают "Трансформеры".
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть