Игорь Масленников в Госфильмофонде России - бобины с его «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона» прочно вошли в золотой запас отечественного кино.
Режиссер «Приключений Шерлока Холмса» и «Зимней вишни» побеседовал с корреспондентом «КП» накануне своего 80-летия [аудио]
Игорь Масленников известен как человек, не склонный к излишнему политесу. Вот и в юбилейном разговоре с "Комсомолкой" режиссер не стал лезть за словом в карман и откровенно поведал о своих непростых взаимоотношениях с кинематографической тусовкой.
"ЭМОЦИИ МЕНЯ ВОЛНУЮТ БОЛЬШЕ ВСЕГО"
- Игорь Федорович, вы в последнее время даете понять - хватит спрашивать о Шерлоке Холмсе. Почему?
- Да, хватит, 30 лет одно и то же. Просто удачная история, момент славы, который случается у каждого хорошего режиссера. Никакого подвига со своей стороны я не вижу. Режиссура ведь не в том, чтобы командовать на площадке, - нужно просто собрать коллектив, который обеспечит успех. В "Шерлоке Холмсе" все сошлось идеально.
- Но никто ведь не предполагал, что сойдется. В чем секрет многолетнего успеха фильма у публики?
- "Ленфильм", на котором я всю жизнь работаю, всегда упрекали в мелкотемье. Может, только Козинцев делал эпохальные картины. Но ведь так называемое мелкотемье и есть кино, которое народ хочет смотреть. Это кино эмоций. А эмоции меня всегда интересовали прежде всего. Не развлекуха в голливудском стиле, а переживания настоящих людей. Ну да, тех, кто не совершает революций и не борется за высокие идеалы, зато очень похож на нас с вами.
- Как раз таких персонажей как ветром сдуло из современного российского кино.
- Совершенно верно. У нас сейчас либо подделка под Голливуд, либо арт-хаус для фестивалей, середины нет вообще. Причем в арт-хаус, понятно, идет больше режиссеров, так как на блокбастер деньги дают далеко не каждому. Для нормального зрителя никто работать не собирается. Где уж думать о сантехнике Васе, если даже на "Ленфильме" появились гении, которые по 13 лет свои шедевры до совершенства доводят.
Игорь Масленников: Голливуд превратил наши кинотеатры в аттракцион
- Это шпилька в адрес Алексея Германа-старшего, который никак не закончит "Историю арканарской резни"?
- Это не шпилька, а правда. У меня он вызывает недоумение. Ну как можно столько времени заниматься одной и той же картиной? Понятно, что тут дело в темпераменте и характере. Но чего мусолить-то? Только не думайте, что я любитель поговорить за глаза. Я с Лешей дружу и каждый раз, когда встречаю его в коридорах "Ленфильма", язвительно спрашиваю: "Ну что, на 14-й год пошел?" А он смеется, грозит кулаком и говорит: "Убью!"
"НИЧЕГО ХОРОШЕГО ПО АКУНИНУ СНЯТЬ НЕЛЬЗЯ"
- Несколько лет назад вы сделали сериал "Воспоминания о Шерлоке Холмсе", приделав к старому материалу линию Конан Дойла. Зачем вам это понадобилось?
- Идея Эрнста заключалась в том, чтобы переформатировать советского "Шерлока Холмса" на современный лад. Почему, скажем, у нас хронометраж всех серий больше часа? Причина одна - в советское время более короткую серию считали короткометражной и оплачивали по менее привлекательному тарифу. А сейчас нельзя делать серию длиннее 52 минут, нужно еще уместить в нее рекламу. Эрнсту это было нужно, чтобы наконец-то начать легально продавать нашего "Шерлока Холмса" на Запад. До этого он ходил в странах Европы исключительно на пиратских дисках.
Елена Сафонова, которую роль в "Зимней вишне" сделала знаменитой, по мнению Масленникова, хороша, когда надо изображать скупость эмоций. А вот кричать она не умеет!
- Но обновленного "Холмса" один раз показали по телевидению и забыли. Может, дело в качестве?
- Нет, все были довольны уровнем работы. Мне кажется, история Конан Дойла, который стал новым персонажем нашего сериала, сама по себе довольно интересна. В том, что новая версия "Шерлока" сейчас практически неизвестна, виноват Ливанов. Представляете, он посчитал, что мы со сценаристом Валуцким озолотились, сотрудничая с Эрнстом. Сам Ливанов в то время был на мели и принялся скандалить и просить часть авторских отчислений себе. Хотя никаких авторских прав на использование образа Шерлока Холмса ему, конечно же, никто не давал. Если я все правильно понял, Эрнст просто не захотел громкого скандала и предпочел больше не показывать сериал.
- А потом Первый канал предложил вам снять сериал "Азазель" по Акунину...
- Я отказался, хотя Эрнст мне специально прислал эту книжку, когда она только появилась. А я же филолог по образованию и сразу чувствую, когда мне подсовывают псевдолитературу. В романах Акунина сплошные маски и готовые конструкции. Все это я в резкой форме высказал Эрнсту, и он назначил режиссером Александра Адабашьяна.
"МИРОНОВ И БЕЗРУКОВ - ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КИНО"
- Многие снимавшиеся у вас актеры становились затем суперзвездами. Но как минимум в двух случаях это скорее помешало их карьере - Василия Ливанова воспринимают прежде всего как Шерлока Холмса, а Елену Сафонову - как "зимнюю вишню". Почему они стали актерами одной роли?
- Про Ливанова говорить ничего не хочу, с ним все понятно - не зря он до сих пор пытается монетизировать свою роль 30-летней давности. А вот с Сафоновой история посложнее. Она действительно терпеть не может "Зимнюю вишню", считает, что эта роль погубила ее карьеру. Чем она была хороша в моей картине? Тем, что она усложнила героиню, наделив ее своими качествами - закрытостью, скупостью выражения эмоций. И для "Зимней вишни" это было замечательно! Но потом именно эти качества сыграли с ней злую шутку. Я пытался с ней работать после "Зимней вишни", снял ее в фильме "Филипп Траум". И там стало совсем понятно, что она совсем не умеет кричать. Она не рождена, чтобы выражать сильные эмоции, хотя внутри у нее вулкан чувств.
- А кто из актеров вам нравится?
- У нас сейчас в стране два главных актера - Евгений Миронов и Сергей Безруков. Они - две противоположности. Миронов вызывает у меня восхищение, именно он - человек, которого смело можно назвать преемником Олега Янковского. А вот Безруков... Знаете, я ведь одно время хотел с ним поработать, пригласил попробоваться на роль секретаря Конан Дойла в "Воспоминания о Шерлоке Холмсе". Но... Хотелось вслед за Станиславским крикнуть: "Не верю!" Если говорить про актрис, то номер один сейчас - Чулпан Хаматова. Мне очень хочется с ней поработать, но пока даже нечего предложить. Просто нет роли ее уровня.
- Вы, кстати, над каким фильмом сейчас работаете?
- Сценарий есть, опять написали вместе с Валуцким. Называется "Грибной год" - лирическая мелодрама, современная "Зимняя вишня". Осталось теперь найти деньги на съемки.