DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Дочь Спартака Мишулина: «Карлсон продлевал папе жизнь»
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-10-22 01:11:18

Культура

Иди на Yahoo!

22 октября народному артисту РСФСР исполнилось бы 85 лет

22 октября народному артисту РСФСР исполнилось бы 85 лет

Фото: РИА "Новости"

В субботу народному артисту РСФСР исполнилось бы 85 лет [видео]

Наталия МАРГИЕВА — 22.10.2011

Ролей в кино и театре у него не так много, но Мишулина будут помнить всегда - и его Саида из "Белого солнца пустыни", и пана Директора из "Кабачка 13 стульев". А без "красивого, умного и в меру упитанного мужчины" - Карлсона, и вовсе не обойтись. В течении 40 (!) лет он около двух тысяч раз выходил на сцену Театра сатиры в роли неугомонного человечка с пропеллером.

Накануне юбилея мы вспомнили актера вместе с его дочерью Кариной Мишулиной.

- У вашего отца судьба необыкновенная - любые экранные истории меркнут по сравнению с эпизодами его жизни...

- Он родился в высокопоставленной семье - мама из номенклатурной среды, работала заместителем наркома золотопромышленности. Дядя - ректор Академии общественных наук при ЦК. Но при этом благополучным детство папы назвать нельзя. Мама его фактически бросила, отдав в детдом. Она - ярый коммунистический работник, такой мужик в юбке, всецело отдавалась работе. А Спартака поднимать на ноги было некому. Бабушка родила его от мужчины, который потом никак не проявился в их жизни. Папа умолял мать сказать хотя бы имя отца, но она так и и не пролила свет на эту тайну. Ее она унесла с собой. Даже отчество - Васильевич - у отца было дедушкино. Единственный, кто вел отца по жизни, так это его дядя. Он его и забрал из детдома, и потом не раз вытаскивал из самых удручающих обстоятельств. Мать вспомнила о своего сыне, когда тому шел 13 год. Вернула его обратно. Но она в то время вышла замуж, и отчим папу часто поколачивал. Отец решился на побег - так началось его длительное путешествие по СССР. Куда только его не забрасывало - он побывал в Казахстане, Кемерово, Омске, Твери...

- Спартак Васильевич и в тюрьме отсидел....

- В городке Анжеро-Судженске папа учился в артиллерийской школе. А так как жизнью артиста бредил с малых лет (в Москве бегал в кинотеатр и смотрел все фильмы с Чарли Чаплиным), то открыл театральный кружок. И для своего спектакля решил вывернуть лапочки в в каком-то общественном месте. Его застукали - и на зону. Там он работал прицепщиком на тракторе. А однажды уснул и попал под трактор - у него до конца жизни остались сильные вмятины на теле от гусениц, суставы потом болели. Он не приходил в сознание - и тюремное начальство подумало, что он умер. Отвезли в морг, а в нем, пролежав пять часов, папа очнулся. Дежурный санитар рухнул в обморок... Разобравшись, папу срочно положили на операционный стол. Папа не раз усмехался: "Если бы не мое воскрешение, в морге бы и умер". Дядя его разыскал и помог освободиться.

- А как его записали в актеры?

- В Москве он поступал в Щукинский институт, но тогдашний его ректор Борис Захава при прослушивании папы рвал и метал: "Вон из искусства, вы ни в коем случае не должны быть актером!". Интересно, что когда папа с омским театром приехал на гастроли в Москву, Захава, напрочь забыв об этом эпизоде, написал хвалебную рецензию: "Какой талантливый молодой человек!.." Не пройдя тур в театральный, Спартак Васильевич уехал в провинцию. Там долгое время работал в Калининском драмтеатре, Омском. Как-то - опять случай - познакомился с сестрой Ольги Аросевой Еленой, тоже актрисой. Она затащила на спектакль с участием папы режиссера Валентина Плучека и от него тотчас поступило предложение играть в театре Сатиры.

У папы был огромный драматический потенциал, но в театре Сатиры это никому было не нужно. Обидно, что использовался только его талант эксцентрика. А он всегда мечтал сыграть Ричарда III. В театре ему порой было невыносимо. Десять лет он вообще сидел без работы - Плучек никаких ролей ему не предлагал.

- Саид из "Белого солнца пустыни" стал его первой заметной киноработой...

Дочка Карина родилась у Мишулина, когда ему было уже 54 года, - и он души в ней не чаял... Дочка Карина родилась у Мишулина, когда ему было уже 54 года, - и он души в ней не чаял...

- Закапывали его по-настоящему - и не раскапывали до окончания съемочного дня. Лишь во время перерывов давали прикурить из рук. В сценарии у папиного героя был прописаны большие монологи. Но папа долго думал и сказал режиссеру фильма Мотылю: "Восточные люди так много не говорят - речь Саида надо вымарать. Мотыль потом долго удивлялся: "Первый раз вижу актера, который не добавляет текст, а сокращает".

- Вы у Спартака Васильевича появились поздно - в 54 года

- Да, он мне все позволял и не мог ругаться. В переходном возрасте я частенько взбрыкивала - и мама заставляла его со мной сурово поговорить. Папа входил в комнату, видел меня - и расплывался в улыбке. Следовала не назидательная беседа, а объятья и смех. Обычно связь с матерью очень сильная - она передается через пуповину, у меня точно такое же единение душ было с отцом. Удивительно, но я могла проснуться утром и знать - у папы сегодня будет высокое давление. Или в последние годы, когда папа уже был нездоров, почувствовала, что с ним какая-то неприятность. Из института звоню домой маме, а она встревожена: "Что-то Спартака долго нет". У меня началась необъяснимая истерика, за меня даже однокурсник испугался.

В этот день ничего не случилось, но на следующее утро папа слег с сердечным приступом. Его еле успели довезти до больницы.

- У Астрид Линдгрен Карлсон - хулиган, разрушитель устоев. У Мишулина это персонаж скорее положительный или отрицательный?

-Ну уж точно не отрицательный. Как и у шведской писательницы он был рыжим, но не злым. Его Карлсон помогал ребенку преодолеть одиночество - папа искренне полагал, что каждый мальчик или девочка в душе одиноки. Родители вечно заняты, им не до детей. И тут прилетает человек, который живет на крыше - с ним можно подурачиться и пошалить. И вообще отец верил в сказки и наивность. Он и сердиться толком не умел. Начнет шуметь и обижаться, а все вокруг смеются. Потому что в это время он был похож не на взрослого дядю, а на ребенка, топающего ножками. И Карлсон на него буквально свалился с неба - он и не думал его играть. В спектакле он выступал вторым режиссером, но исполнитель роли Карлсона Борис Новиков неожиданно запил. В авральном порядке пришлось искать замену - и оказалось, что только папа хорошо разбирался в пьесе.

Сколько приключений он пережил - падал во время полета (подвыпившие техработники слабо укрепляли тросы), был несколько раз укушен собакой (на сцену всегда выводили живого четвероногого друга Малыша)... Он свой образ просто обожал - играл Карлсона до последнего. Врачи были в шоке от того, что он бегал, прыгал и летал на сцене, а папа всегда категорично заявлял: "Карлсон продлевает мне жизнь, Карлсон дает силу духа. Сколько проживу, столько играть его и буду".

За месяц до смерти он поехал играть знаменитый спектакль в читинский детский дом. Чувствовал себя неважно, но с каждым воспитанником сфотографировался. Дети три часа его не отпускали. Он все органично чувствовал - и людей, и животных. Даже на даче с местными воронами подружился. Каждое утро они садились к нам крыльцо и галдели до тех пор, пока папа собственноручно их не покормит. А когда он ушел из жизни, и стая прилетать перестала.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru