DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Любовники и наследники // "Эрос" в театре имени Комиссаржевской
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо

2011-09-27 00:10:18

"Эрос" в театре имени Комиссаржевской

Театр имени Комиссаржевской открыл очередной сезон премьерой спектакля "Эрос" по пьесе чешского драматурга второй половины ХХ века Павла Когоута в постановке Игоря Коняева. Центральную роль в спектакле сыграл Иван Краско.

Действие пьесы Павла Когоута разворачивается в наши дни. Но не обошлось и без мотивов "Вишневого сада" и "Короля Лира". Четверо взрослых детей Эмиля Гайденрейха (Иван Краско) хотят раздробить загородное имение отца на коттеджный поселок. Старший сын, архитектор Эгмонт (Родион Приходько), устраивает бизнес-презентацию этого проекта для сестер Эстер (Елена Симонова) и Эльвиры (Ольга Арикова) и брата Эдуарда (Владимир Крылов), пищущего картину "Венера, бреющая ноги в ванной". И транслирующийся на экран план коттеджного поселка выглядит как вполне реальное предложение с какого-нибудь сайта недвижимости. Загвоздка только в том, что в имении еще живет отец, и, как выясняется, к тому же он счастливо влюблен и собирается жениться на медсестре Элишке (Елизавета Нилова), которая на полвека моложе его.

Вся эта история рассказывается в спектакле Игоря Коняева в динамичной, скетчевой, немного даже эстрадной манере. Режиссер будто бы не удостаивает психологического разбора все эти столь же аморальные, сколь и обыденные банальности дележа наследства еще до кончины наследодателя, семейной ревности, лжи, и даже этой самой поздней любви. Саму историю он рассказывает очень четко, но без особых погружений в обстоятельства, плакатно.

Сценография спектакля (Кирилл Пискунов) очень геометрична, cцена разрезается черными и белыми ширмами-полотнищами на жесткие окна, в которые, как в кадры документального кино, вписываются герои. И на эти же полотнища транслируются репродукции с сюжетами страстей человеческих из мировой живописи и скульптуры. Их сменяют фотографии шедевров современной архитектуры. И в этом контексте и сам коттеджный городок, и эгоистичные мотивы его будущих устроителей выглядят особенно мелкими и плоскими. В этом принципиально плакатном пространстве каким-то даже сказочным и немного бутафорским выглядит установленный в глубине сцены дуб — мы видим его, когда действие переносится в имение Гайденрейха. На этом дубе он устроил себе "засидки" и ведет там фотоохоту за благородным оленем.

Наследникам все же удается разлучить его с любимой, он уходит на "засидки" и разбивается насмерть. Но главное содержание спектакля кроется вовсе не в этой трагедии поздней любви. На сцене, в реальном времени, Эмиль и Элишка даже не встречаются. И ближе к финалу смысл "Эроса" вырывается из нарратива пьесы в сторону от коммерческих расчетов и неподдающихся бизнес-планам чувств. Главной героиней здесь более чем неожиданно оказывается экономка Вацлава (Татьяна Самарина).

Бескорыстно и безусловно отдавшая свою жизнь этому дому, заменившая мать этим детям, ставшая самым близким и преданным человеком Эмилю, с которым бок о бок прожила всю жизнь. На первый план выходит именно их так и не состоявшаяся из-за болезненной ревности старшей дочери любовь и многолетняя человеческая привязанность. Именно Вацлава всю жизнь отдавала все и не требовала ничего взамен. На ее территории спектакль не просто меняет плоскостную сценографию на объемную, мотивы героев, сиюминутные и прагматичные, здесь противопоставляются чувствам благородным и вечным.

Да и сама Вацлава в ее старомодном платье выглядит не просто экономкой, а почти душой дома, хранительницей не просто очага — вечных ценностей. И ее альтруизм оказывается сильнее эгоизма молодых Гайденрейхов. Так что "Эрос" — спектакль если и про любовь, то совсем про другую. Не про ту, историй о которой ждут от бульварного театра. Но еще в большей степени он — про кризис того человеческого, что, собственно, и делает серьезные и глубокие чувства вообще возможными. И в этом рассуждении, это, конечно же, моралите времени, отвергающего мораль. Жанр немного скучный, но требующий уважения.

Елена Герусова

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » другие культурные события » театр » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru